Рефераты. Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

p align="left">Таким образом, искусство дизайна активно входит в жизнь. Как мы выяснили, если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников. Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым.

Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня).

Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

В процессе обучения детей элементам дизайна О. В. Кузнецова также советует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

О.В. Кузнецова, также как и Г.Н. Пантелеев предлагает использовать в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна, ведь он отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

И вот, уже к старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. «В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами» [3].

2.3 Проблема обучения элементам дизайна детей дошкольного возраста

Обращаясь к теме нашего исследования мы столкнулись с проблемой полного отсутствия
научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в дошкольных учреждениях и представляют свои мысли в различных статьях в Интернете и журналах «Дошкольное воспитание», однако, книг по детскому дизайну практически нет. Некоторые педагоги отдельных детских садов представляют свой опыт на сайтах всемирной сети для заинтересованных лиц и мы не могли не воспользоваться этим опытом.

2 декабря 2004 года прошел семинар, организованный аттестационно-методическим центром города Реутов, на базе детского сада №1 под названием «Детский дизайн в развитии творческих способностей дошкольников». На семинаре говорилось о том, что для того чтобы ребенок покинул стены детского сада всесторонне развитым и полностью подготовленным к школьной жизни, недостаточно обучить его первейшим навыкам чтения, письма и счета, необходимо также дать толчок к развитию его творческих способностей. Своим опытом со слушателями семинара, а их было около 30 человек, поделилась воспитатель Галина Давыдова. За долгие годы работы с детьми она собрала колоссальный материал по преподаванию им основ изобразительного искусства. «О том, как вдохновить юных творцов на создание оригинальных поделок; как привить им чувство прекрасного и развить художественный вкус, как вызвать интерес к творческой работе, не забывая при этом о технике безопасности, реутовские воспитатели узнали из выступления своей коллеги. Преподавание основ изобразительного искусства в дошкольном возрасте чрезвычайно важно, поэтому заместитель директора аттестационно-методического центра Валентина Новикова убеждена, что этот семинар не последний.»[26].

Воспитатель Кузнецова Ольга Валентиновна в своей статье «Работа с дошкольниками» [11] говорит о том, что в современном мире возрастают культурные потребности людей, а, следовательно, и меняется концепция дошкольного образования «которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности - как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка». Ссылаясь на авторов программы «Истоки» Кузнецова О. В. говорит о том, что, занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности можно сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя элементы дизайн-культуры.

В своей статье она также предлагает примерное планирование занятий по ознакомлению детей с техникой дизайна в подготовительной группе.

Другой автор, Ярыгина А. представляющая свои статьи на страницах журнала «Дошкольное воспитание» считает наиболее приемлемым для детей видом детского дизайна это фитодизайн и графический дизайн. В статье «Дети и дизайн» она предлагает педагогу с детьми создавать объемно-художественные композиции из растений (аранжировки растениями) и представляет несколько вариантов таких композиций: «Пустынный ландшафт», «Японский садик», «Рябиновые бусы», «Мышка в норке», «Зеленая лягушка». Также она предлагает использовать декоративные элементы интерьерного озеленения (дизайн природных уголков).

В статье «Графический дизайн» [23], выше приведенный автор, указывает на ту серьезную роль, которую играет графический дизайн в нашей жизни, а также на доступность его для детей дошкольного возраста. Здесь она предлагает детям на занятиях изготавливать различные коробки и упаковки на разную тематику: «Новогодний сапожок», «Дизайн новогодних коробок», «Нарядные пакеты», «Коробка для торта», «Веселые ведерки», «Коробочки для карандашей» и др. Также Ярыгина считает, что одним из эффективных путей приобщения детей к дизайну является графическая сценография, которая «обслуживает театрализованную деятельность детей, совмещая в себе изобразительное и игровое начало».

В статье «Чудо-писанки - шедевры миниатюрной живописи» Лыкова И. [12] предлагает детей активно знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, а в частности с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца. Она рассказывает о некоторых секретах старинного мастерства, предлагает материалы, которые можно использовать в детском творчестве, какие краски использовать, предлагает различные варианты росписи яиц.

Также нами в журнале «Начальная школа» были просмотрены статьи Н.М. Конышевой «Дизайнерское образование в начальной школе» [9] и «Художественный труд: основы дизайнообразования» [10], в которых говорится также о необходимости введения дизайн-деятельности, но только в начальной школе.

Однако, изучая статьи различных авторов мы обратили внимание на то, что предлагая варианты занятий, темы, материалы для детского дизайн-творчества, только один автор - Г.Н. Пантелеев - изучил эту деятельность, подошел к исследованию детского дизайна вплотную. Его работы представлены как и в дошкольном воспитании, так и в Интернете. Не так давно им была выпущена книга «Детский дизайн» [15]. Цель этой книги - первой по дизайн-культуре в отечественной педагогике - нравственно-эстетическое развитие детей 5-10 лет средствами новой художественно-декоративной деятельности детского дизайна в детском саду, начальной школе и семье. В этом пособии очень подробно рассматривается новое направление художественного воспитания - детский дизайн, его направления, освещены некоторые его культорологические и воспитательно-образовательные аспекты, представлены тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, даны советы и рекомендации педагогам и родителям.

Что касается современных образовательных программ, то только в одной - программе «Истоки» - обращается внимание на новое направление - детский дизайн в старшем дошкольном возрасте. В программе «Радуга» существует раздел «Художественный труд», основу которого составляет народное творчество; в программе «Детство» в разделе «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки» раскрываются задачи приобщения ребенка к искусству, эмоционально-эстетическому отношению к окружающему; в программе «ТРИЗ» ставятся задачи развить фантазию детей, научить их мыслить системно, воспитание творческих качеств личности.

Таким образом, можно сказать, что под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стала невероятно актуальным, изучение его только-только начинается, возможно уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка. Итак, каким же образом организовывать занятия детским дизайном, чтобы они способствовали развитию изобразительного творчества детей в старшем дошкольном возрасте?

2.4 Организация обучения элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Новая концепция детства
и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений искусства, научить «изображать, украшать, строить и творить», знакомить с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.