Рефераты. Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Школьный литературный курс не раз менялся, но определенный круг писателей, входящих в школьные программы, остается неизменным -- А. С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. Все связанное с писателями-классиками относится к основному литературному курсу школ.

Что же из краеведения должно входить в основной компонент литературного образования?

Во-первых, это материал о местах, где родился, провел детство, жил писатель-классик.

Во-вторых, места странствий писателя (южная ссылка Пушкина, поволжская поездка А.Н. Островского, поездка А.П. Чехова на Сахалин и т.п.).

В-третьих, материал о местах, оказавших влияние на творческое воображение писателя, ставших предметом описания в широко известных произведениях отдельных авторов (Кавказ Пушкина, Лермонтова, Малороссия Гоголя, Мещера Паустовского и т.п.).

В-четвертых, это то, что теперь стали называть петербургским, московским текстом русской литературы (В.Н. Топоров).

В-пятых, материал о памятных литературных местах России, где обычно уже созданы литературные музеи, музейные комплексы (Михайловское, Тарханы, Ясная Поляна и др.).

Все перечисленное, конечно, значимо для того или иного региона (Ясная Поляна для Тульской области, Спасское-Лутовиново -- для Орловской области, Коктебель для Крыма и т.д.), но на первый план выступает общенациональное, значимое для всей России, именно оно является показателем того, что это основной краеведческий компонент литературного образования.

В то же время для каждого региона характерна своя специфика, отражающая природные, исторические, этнические, культурные особенности края. Любой регион гордится тем, что взрастил великих людей, знаменитых писателей, но в каждом крае есть еще и свои местные писатели, много делающие в литературе, в силу своего таланта, на местном уровне и интересные прежде всего для своего края. Региональная литература и составляет основу регионального компонента. В региональный компонент литературного образования, таким образом,входят:

Лучшие произведения, соответствующие школьным критериям отбора местных писателей.

Литературоведческий материал о литературных салонах, кружках, литературных объединениях края.

Литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).

Материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.).

Памятные литературные места края.

Край в художественной литературе. Сюда войдут и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами того или иного края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, оставили произведения о крае. Для регионального компонента важны и не вошедшие в основной краеведческий компонент произведения крупных писателей об определенном крае (допустим, для Оренбургского края -- очерки «У казаков» В.Г. Короленко, повести и рассказы Л.Н. Толстого «За что?», «Ильяс» и др.).

Знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы -- общекраеведческие знания и региональные. К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с тем или иным краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России, о московском, петербургском и т.п. тексте художественной литературы. Региональными знаниями являются знания литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев его и писателей, приезжавших в него или его описавших. Иногда общекраеведческие и региональные знания смыкаются: например, поездка Пушкина в Оренбургский край для оренбургских школьников. Объединяют эти знания умения видеть образ пространства в художественном тексте, различать в произведении реальное место действия и сюжетное пространство, соотносить локусы текста с сюжетно важными моментами, выделять пространственный тип героя.

Общекраеведческие знания учащиеся получают во всех классах, но в большей степени в старших, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество. Эти знания сообщаются учителем, приобретаются в процессе работы с текстами, учебниками, дополнительной литературой.

Анкетирование, проведенное в оренбургских школах, показало, что учащиеся свободно называют такие литературные места, как Михайловское, Болдино, Тарханы, Ясная Поляна, Царское Село. Ответы школьников, безусловно, зависят от класса: девятиклассники перечисляют пушкинские, лермонтовские места, у десятиклассников добавляются Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, у одиннадцатиклассников -- Шахматове, Царское Село (его называют в связи с именем Ахматовой). Примерно так же отвечают о путешествиях писателей: девятиклассники хорошо представляют путешествия Радищева, Пушкина, Лермонтова, десятиклассники -- Гончарова, Тургенева, Островского, Чехова, одиннадцатиклассники -- Горького, Гумилева, Маяковского.

Если краеведческие факты о литературных местах учащимся известны, то значение того или иного края в жизни и творчестве писателей учениками обычно освещается поверхностно, что прежде всего говорит о недостаточном внимании к этому вопросу словесников. Глубже вникают учащиеся в краеведческие истоки при рассмотрении творческой истории некоторых произведений (например: «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, «Грозы» А. Н. Островского, «Войны и мира» Л. Н. Толстого).

Интересна старшеклассникам проблема «петербургского», «московского», «кавказского текста» русской литературы. Как уже отмечалось, начало знакомства с этой проблемой относится еще к младшим классам («Муму», «Кавказский пленник», «Медный всадник» и др.). Достаточно яркие представления (судя по письменным работам) у учащихся о грибоедовской, булгаковской Москве, Петербурге Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Кавказе Пушкина и Лермонтова.

Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания целиком и полностью зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив, и от внимания словесника к литературному краеведению.

К региональным знаниям, прежде всего, относится начитанность в области региональной литературы (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях), знакомство с литературными местами родного края.

Литературным краеведением (в обычно принятом понимании) в школе занимаются на уроках литературы, во внеклассной и внешкольной работе, при этом последние две формы занятия краеведением наиболее используемы в школьной практике и достаточно изучены в методике преподавания литературы.

Внеклассная и внешкольная работа по краеведению, с ее архивными находками, открытиями (хоть и небольшими), экскурсиями, литературными экспедициями, всегда была более привлекательна, интересна и для учащихся и для увлеченного этим делом учителя, чем эпизодическое обращение к элементам краеведения на уроке. При предложенном нами понимании литературного краеведения привлечение его в учебном процессе должно стать ведущим прежде всего на уроках литературы, намечая перспективу для внеклассной и внешкольной работы.

Исходя из того, что в основе литературного краеведения лежит художественное осмысление пространства, учитель главное внимание должен уделить произведению, художественному тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя об определенном крае, построить учебную и внеклассную работу школьников так, чтобы учащиеся видели в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства.

Этому будет способствовать верно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении.

Рассмотрим, какие могут быть пути взаимосвязи этих компонентов в процессе обучения школьников литературе.

Первый путь -- это использование приема сопоставления произведений, авторов из основного литературного курса и регионального факультатива или спецкурса.

Сопоставление может идти по следующим линиям: автор и край, произведение и край. Рассмотрим эти линии:

Автор и определенный край.

Писатель и природа края, известная ученикам (выбор объекта изображения писателем, темы, изобразительных средств, авторское отношение к изображенному). Сопоставление авторского видения и читательского. Искусство и действительность.

Природа края глазами разных писателей (общенациональный подход и местный) Сходство и различие в изображении.

Писатель и история края:

сопоставление произведений разных авторов об историческом событии;

сопоставление материала, собранного об историческом событии в крае, и произведения (историческое и художественное пространство);

сравнение замысла автора и осуществления идеи;

сопоставление прототипов образов и героев произведения;

историческое пространство в современном осмыслении.

Произведение писателя и определенный край (при сопоставлении учитывается отражение общенациональных и региональных подходов к проблемам).

Тематическое соответствие или контрастность произведений разных писателей.

Жанровая близость и своеобразие произведений.

Сюжетное пространство произведений.

Сопоставление героев. Пространственные характеристики персонажей.

Пространственные подходы к проблемам, затрагиваемым в произведениях, художественные средства их решения разными авторами.

Приведем примеры таких сопоставлений.

В VIII классе возможно сопоставление описания бурана в очерке С. Т. Аксакова «Буран» (региональной компонент) и бурана в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина (основной литературный курс). Известно, что Пушкин не видел оренбургского бурана, так как был в Оренбургском крае в сентябре, когда буранов не бывает. По мнению литературоведов, описание оренбургского бурана у поэта основано на очерке С.Т. Аксакова, не раз бывавшего очевидцем таких буранов; возможно, поэт слышал в Оренбуржье рассказы о буранах.

Ученики имеют возможность сопоставить подробную зарисовку с натуры природного явления, сделанную Аксаковым, с пейзажем, созданным воображением гениального поэта, разобраться в понятиях жизненной и художественной достоверности в изображении природы, что важно для учащихся, перестающих к VII--VIII классам видеть в искусстве лишь копию жизни.

Школьникам можно предложить вопрос:

-- Что их больше привлекает в изображении природы: цветистость языка и стиля, романтическая приподнятость или реалистическая скупость и сдержанность красок, строгость рисунка?

Мнения восьмиклассников обычно разные, а вот шестиклассники в восторге от «аксаковского бурана».

Для учащихся классов гуманитарного профиля можно дать задание провести текстуальное сопоставление описаний бурана в произведениях Пушкина и Аксакова или сравнение аксаковских очерка и стихотворения о буране («Сияет солнце, воздух тих...»). Такие сопоставления помогут учащимся в эстетическом осмыслении явлений природы России, художественного текста, в понимании различий между романтическим и реалистическим искусством, в определении стилевой манеры писателя, приучат к внимательному отношению к слову, тексту, помогут осмыслить краеведческую проблему искусства и действительности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.