Рефераты. Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

p align="left"> Выяснить цель поездок Л. Н. Толстого в Оренбургский край и отношения писателя к краю и его жителям.

Уточнить места пребывания писателя в Оренбургском крае и маршруты его поездок.

Прояснить интерес Л.Н. Толстого к фигуре оренбургского губернатора В.А. Перовского.

Найти материал о ряде оренбургских прототипов героев известных произведений писателя.

Выявить творческие планы, замыслы писателя, связанные с Оренбургским краем.

Уточнить «документальную» основу «оренбургской» повести Л. Н. Толстого «За что?»

Разобраться в творческих исканиях писателя в -- -е годы.

Рассмотреть оценки, данные Л.Н. Толстому и его творчеству оренбуржцами -- его современниками.

Технологию решения этих задач каждый учитель выбирает сообразно своим замыслам. Часть проблем он, очевидно, возьмет на себя (например: творческие искания писателя, связанные с оценкой крестьян, их психологии, переселенческого движения). Над большинством же проблем ученики X класса могут работать самостоятельно -- индивидуально или группой. Так, четырем группам учащихся дается задание сделать выборку тех мест из переписки JI.Н. Толстого с А.А. Толстой и А. Фетом, где речь идет об Оренбургском крае и его людях.

В группе, работающей с письмами Н. Н. Страхова, один ученик готовит сообщение о жизни и деятельности критика, выделяя такой момент в жизни Страхова, как поездка с Л.Н. Толстым в Оренбургский край, другие рассказывают о впечатлениях писателя от оренбургской природы, степи, о деятельности Л.Н. Толстого по организации помощи голодающим Поволжья. Группа, получившая задание работать с перепиской Л.Н. Толстого с А.А. Толстой, распределяет вопросы таким образом, чтобы уяснить взаимоотношения племянника и тетушки, их дружбу, особое внимание уделяя в переписке оренбургскому губернатору В.А. Перовскому и его пребыванию в Оренбуржье.

Группа, занимающаяся перепиской писателя с женой, обращает внимание на решение Л.Н. Толстым житейских, хозяйственных вопросов (покупка в Оренбуржье лошадей, имения), на отношение писателя к обычной жизни крестьян.

По переписке Толстого с Фетом ученикам поручается выяснить отношение Льва Николаевича к оренбургским крестьянам (по сравнению с отношением к крестьянам центральной полосы России), их жизни, быту, задуматься над смыслом сопоставления Толстым обыденной жизни крестьян с заседанием английского парламента, виденным писателем.

Индивидуальные задания учащимся (с последующими докладами, сообщениями на факультативных занятиях или уроках основного курса) могут коснуться следующих тем:

Поездки Л. Н. Толстого в Оренбургский край по воспоминаниям сына писателя С. Л. Толстого.

Служба в Оренбургском крае и поездки по нему родственников Л. Н. Толстого (двоюродного дяди писателя -- И.А. Толстого, служившего адъютантом оренбургского губернатора В.А. Перовского, наказным атаманом Оренбургского казачьего войска; А.А. Толстой; сыновей писателя, приезжавших в Оренбург).

Оренбургские прототипы произведений Л.Н. Толстого (В. А. Перовский -- П. Безухов -- в той части романа «Война и мир», где речь идет о пленении героя: Е. Е. Лазарев -- Набатов в романе «Воскресение»),

Воспоминания оренбуржцев о Л. Толстом.

Переписка оренбуржцев с писателем.

Оренбургский край времени поездок в него Л. Н. Толстого.

Незавершенные планы произведений Л. Н. Толстого, связанные с Оренбургским краем (по письмам писателя и дневникам писателя и его жены).

История толстовского портрета из печатного текста «Крейцеровой сонаты», находящегося в краеведческом музее г. Бузулука.

История посещения редкого в архитектурном плане оренбургского здания (архитектор -- А. Брюллов) Караван-Сарая сыновьями Л.Н. Толстого.

Выполнение групповых и индивидуальных заданий (работа с письмами, дневниками, воспоминаниями) позволяет ученикам представить среду тех людей, с которыми общался Л. Н. Толстой, которым раскрывал свое видение общественной и исторической жизни России, с которыми делился своими творческими планами; увидеть пространственную основу произведений писателя, созданных на оренбургском материале.

В ходе краеведческой деятельности учащихся учитель решает как вопросы регионального плана (установление связей писателя и его семьи с Оренбургским краем, роль общественной, творческой работы писателя для оренбуржцев, толстовские места в Оренбуржье), так и основного краеведческого компонента -- место Оренбургского края в жизни и творчестве писателя, отбирает тот материал, который будет способствовать анализу художественного текста.

С помощью краеведения учитель может создать проблемные ситуации, которые помогут учащимся глубже разобраться в творческом процессе писателя при изучении основного курса.

Например, сопоставление зарубежных и оренбургских впечатлений Л.Н. Толстого по письму А.А. Фету: «К чему занесла меня туда судьба -- не знаю; но я знаю, что я слушал речи в английском парламенте (ведь это считается очень важным), и мне скучно и ничтожно было, но что там -- мухи, нечистота, мужики, башкиры, а я с напряженным уважением, страхом проглядеть, вслушиваюсь, вглядываюсь и чувствую, что все это очень важно» -- может послужить отправной точкой для размышления над проблемой выбора Толстым цивилизованного или «скифского» образа жизни, поисками писателем идиллии.

После знакомства с письмом Л.Н. Толстого А.А. Толстой, где писатель пишет: «У меня давно бродит в голове план сочинения, местом действия которого должен быть Оренбургский край, а время -- Перовского», -- оренбургских школьников занимает вопрос, почему не было написано это произведение. Но этот вопрос важен не только в региональном отношении, он может стать предметом обсуждения духовных, нравственно-религиозных исканий писателя, его попытки разобраться в причинах переселенческого движения русских крестьян, создать новое произведение, где «я буду любить мысль русского народа в смысле силы завладевающей» (и эта сила представлялась Л. Толстому в виде постоянного переселения русских на новые места... на новые земли--к юго-востоку России).

Таким образом, нелегкий для учащихся и выходящий за региональные рамки вопрос о том, почему Толстой не написал роман об Оренбургском крае, может стать проблемным, заставить учащихся задуматься над влиянием жизни на формирование взглядов писателя, на его творчество, увидеть процесс создания произведений.

Другой пример. Поездка А.С. Пушкина в году для сбора материала о Пугачевском восстании -- факт, входящий в основной литературный курс и в связи с изучением «Капитанской дочки», и в связи с анализом всего творчества поэта в IX классе. Существует довольно значительное количество региональных, оренбургских сведений, которые дополнят этот факт, сделают изучение жизни и творчества А.С. Пушкина более глубоким, а отношение к поэту личностным. Например, на занятиях регионального курса возможно знакомство с письмами жены А. Дельвига, Софьи Салтыковой, писавшей в Оренбург своей подруге Александре Семеновой, вышедшей замуж за Г.С. Карелина (у Карелиных потом родится Елизавета -- она станет бабушкой А. Блока), Карелин за шарж на Аракчеева с подписью «бес лести предан» был сослан в Оренбург, куда в году приедет его товарищ по Царскому Селу В. Вольховский, товарищ Пушкина по лицею. А.Н. Карелиной предлагала свою дружбу и А. Керн, новая подруга Софьи Дельвиг. Альманах «Северные цветы» с напечатанным стихотворением «Я помню чудное мгновенье» был отправлен в Оренбург Антоном Дельвигом со стихотворным посланием Александре Карелиной:

От вас бы нам, с краев Востока,

Ждать должно песен и цветов:

В соседстве вашем дух пророка,

Волшебной свежестью стихов,

Живит поклонников Корана;

Близ вас поют певцы Ирана,

Гафиз и Сади -- соловьи!

Но вы, упорствуя, молчите:

Так в наказание примите

Цветы замерзшие мои.

Эти сведения, сообщенные учителем, помогут учащимся представить литературную, культурную среду начала XIX века и, в частности, оренбургское культурное пространство. Ученикам же предлагается подготовить в форме монтажа отрывки из переписки двух подруг, отражающей отношение к Пушкину его современников, мнение о нем оренбуржцев накануне его приезда в Оренбург. Для монтажа ученики выбирают отрывки из писем, касающиеся в основном творчества поэта:

Софья Дельвиг -- Александре Карелиной (июль ): «Я очень забавляюсь всю эту неделю чтением писем Пушкина к Антоше, у которого постоянная с ним переписка, я хотела бы тебе дать почитать эти письма, которые сверкают умом. Пушкин очарователен во всех видах, и в прозе так же, как и в стихах».

Софья Дельвиг -- Александре Карелиной (): «Я передала Ольге и г-ну Плетневу все, что ты поручила сказать им, последний мил, как никогда; каждый раз, что я его вижу, я люблю его все больше... Он принес мне несколько отрывков из новой поэмы, которой занят в настоящий момент Пушкин, и настоятельно просит меня послать их тебе, что я и делаю. Сохрани их, -- это драгоценность, так как это руки самого Пушкина; он прислал эти отрывки Дельвигу, который отдал их Плетневу, и только мы четверо знаем эти стихи... Очень прошу тебя, милый друг, сказать мне твое мнение об этих стихах. Что касается меня, то я нахожу их очаровательными, в особенности, начиная от этого места: «Он пел любовь любви послушный. Весь этот кусок очень красив, не правда ли?».

Из письма Софьи Дельвиг Александре Карелиной (): «Ты ошибаешься, думая, что мне захочется побить тебя за твое суждение о Пушкине: я вовсе не так пристрастна, как ты воображаешь, а если бы так было, то это значило бы, что я нетерпима. Я согласна, что в последних песнях «Онегина» есть слабые места, но в них и столько красот, которые их окупают. Одно, чего я не понимаю, это то, что ты не заметила Сна Татьяны. Разве ты не находишь, что он изумителен?».

Эти письма, привлеченные на уроках основного курса, могут быть использованы или в ходе анализа творчества поэта, или для дискуссии по проблеме: «Восприятие «Евгения Онегина» Пушкина его современниками и читателями наших дней».

По приведенным письмам с учащимися можно рассматривать вопросы:

Как относились современники Пушкина к его произведениям и к нему самому?

Согласны ли Вы с оценкой, данной Софьей Дельвиг отдельным страницам «Евгения Онегина»?

Почему, на Ваш взгляд, Софья Дельвиг обращает внимание А. Карелиной на Сон Татьяны?

В какой степени оренбуржцы знали творчество Пушкина перед его приездом в Оренбург?

Каково отношение к творчеству Пушкина современных оренбуржцев?

Такие вопросы могут стать частью работы учителя по выяснению восприятия учениками пушкинского текста. Ученикам интересно сопоставлять свое восприятие «Евгения Онегина» с восприятием романа современниками Пушкина.

Другой вариант привлечения краеведческих региональных сведений при изучении творчества А.С. Пушкина -- обращение к воспоминаниям и письмам В.И. Даля. Безусловно, та часть воспоминаний Даля (оренбургского чиновника, бывшего по служебным делам в Петербурге в дни кончины великою поэта), которая касается последних дней и часов жизни Пушкина, должна прозвучать на уроках основного курса. Форма привлечения этих воспоминаний может быть разная: чтение отрывков самим учителем, выразительное чтение заранее подготовленных школьников, сопутствие чтению иллюстраций и портретов. Вторая проблема, которую можно предложить учащимся по воспоминаниям и письмам Даля В.Ф. Одоевскому из Оренбурга, -- это творческий процесс, создание писателем художественных произведений. Идти к этой проблеме удобнее от истории, занимательной для учащихся своей таинственностью, особыми деталями, -- о пушкинском перстне-талисмане, якобы влиявшем на вдохновение, полученном после смерти поэта Далем на память о Пушкине и привезенном в Оренбург вместе с пушкинским сюртуком, простреленным во время дуэли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.