Рефераты. Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

p align="left">Учащиеся знакомятся с письмом В. Даля В. Одоевскому ( апреля г.), в котором Даль пишет о талисмане и своих творческих планах: «...Вам я это могу сказать. Вы меня поймете, как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное. У меня давно на уме уральский роман, быт и жизнь этого народа.. цветиста, ярка, обильна незнакомыми картинами и жизнью самородною; это заветный уголок, который должен быть свят каждому русскому...».

Проблема творчества важна и для основного курса, на региональном же уровне может идти анализ произведений Даля об Оренбурге («Домик на Водяной улице»), о быте и нравах казаков, жителей разных национальностей, населяющих Урал, («Уральский казак», «Бикей и Мауяяна», «Майна»), о творческих замыслах писателя.

Учащимся необходимо сообщить (это делает учитель, или сообщение поручается ученику) некоторые сведения о В.Ф. Одоевском, помощнике Пушкина в издании журнала «Современник», авторе некролога после гибели поэта «Солнце русской поэзии закатилось».

Таким образом, воспоминания В. Даля, ценимые за достоверность и детальность, письма, отправлявшиеся им друзьям из Оренбурга в -е годы, могут помочь учителю полнее раскрыть для учащихся Пушкина как человека и писателя, пушкинское окружение.

Письма писателя, его дневниковые записи, воспоминания о нем его друзей могут стать для учителя основой в решении такой важной задачи, как проведение урока, посвященного личности писателя. Такой урок, требующий отбора определенного материала, дающего представление о философских, эстетических взглядах писателя, его нравственном облике, возможен на региональной основе, но результат его будет значим и для основного краеведческого компонента, особенно если писатель входит в программу литературного курса.

Например, письма А.А. Григорьева, чьи критические статьи теперь изучаются в школе, Н.Н. Страхову и М.П. Погодину из Оренбурга могут помочь учащимся увидеть многие стороны личности поэта и критика. Из писем можно узнать об отношении А. Григорьева к странствиям («Знаешь, когда я лучше всего себя чувствовал? В дороге. Право, если бы я был богат, я бы постоянно странствовал. В дороге как-то чувствуешь, что ты в руках божьих, а не в руках человеческих»)', о причине отъезда из Петербурга («Зачем я ехал в Оренбург... Мне надоело, опротивело нищаться, должать безысходно...»), о творческих планах поэта («Провинциальная жизнь, которую, наконец, я стал понимать, внушит мне, кажется книгу вроде Путешествий Гейне под названием «Глушь». Подожду только до весны, чтобы пережить годовой цикл этой жизни. Сюда войдут и заграничные мои странствия, и первое странствие по России, и жажда старых городов, и Волга, как она мне рисовалась, и Петербург издали, и любовь-ненависть к Москве, подавившей собою вольное развитие местностей..., -- вся моя нравственная жизнь, может быть...». По письмам можно представить педагогические взгляды Григорьева («Там я большей частью ненужный человек. Здесь, в Оренбурге, уча русскому языку, честно и ревностно стараясь будить любовь к народности, к преданию, к церкви, к изящному, я, по крайней мере, не бесполезный рабочий...»), его вкусы, понимание русского города («...С Казанью кончаются города и начинаются сочиненные (правительственные) притоны, вроде Самары, Бузулука и Оренбурга... Мне собор нужен, -- старые образа в складках с сумрачными ликами, -- следы истории нужны, -- нравы нужны, хоть пожалуй, и «жестокие», да типичные...».

Учителю следует обеспечить активное участие десятиклассников в проведении такого урока. Это может быть чтение и комментирование определенного письма каждым участником монтажа при ведущей роли учителя. Более интересна для учащихся не редко применяемая оренбургскими словесниками промежуточная форма между уроком и внеклассным мероприятием -- литературная гостиная (проводится как ролевая игра с нарядами в духе XIX века, с привлечением музыки, допустим, романсов на слова А. Григорьева).

На региональном уровне возможно продолжение такого урока в форме диспута по краеведческим проблемам, затронутым в письмах А. Григорьева:

Идеал русского города в представлении А. Григорьева и наших современников.

Москва и провинция.

Путешествия в жизни человека (с привлечением литературного материала).

Оренбургский кадетский корпус во времена А. Григорьева и в наше время.

Таким образом, контекстный путь взаимосвязи основного и регионального компонентов краеведения (при условии параллельного изучения писателей, входящих и в основной и региональный курсы) помогает учащимся:

полнее представить определенную историческую эпоху, в которую жил писатель и его герои, при этом краеведение позволяет увидеть специфику не только исторического времени, но и пространства (географического и культурного);

понять личность писателя, его творческие искания, писательское окружение (биографическое пространство);

познакомиться с историей культуры родного края, соотнести ее с культурой страны;

4) разобраться в своих культурных потребностях.

Учителю контекстный путь, во-первых, дает материал для организации исследовательской, творческой деятельности учащихся, во-вторых, создает возможность для использования различных учебных форм и видов заданий на уроке и во внеклассной работе, в-третьих, облегчает создание благоприятных условий для восприятия и анализа художественных текстов.

Третий путь взаимосвязи основного и регионального компонентов -- это путь обращения к сквозным темам, мотивам, образам-мотивам*. Этот путь важен учителю возможностью уйти от линейного рассмотрения писателей, обратиться к историко-функциональному подходу в изучении литературы, понимая ее не только как совокупность текстов, а как коммуникативный процесс, в котором активная роль принадлежит читателю, его умению видеть произведения, литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях (т.е. этот путь продолжает перные два).

Посмотрим на каких темах, проходящих через творчество многих русских писателей, может остановиться, допустим, оренбургский учитель. Прежде всего, это тема пугачевского восстания в русской литературе, дающая возможность проанализировать проблемы русской истории, русского характера. Эту тему оренбургский учитель, как и учитель любой школы в России, обязан рассмотреть на классическом произведении, издавна входящем в школьную программу, -- «Капитанской дочке» А. С. Пушкина (VIII класс). В XI классе следует обратиться к поэме С. Есенина «Пугачев». В региональный курс оренбургских школ может войти еще целый ряд произведений, одни из которых можно привлечь, как уже говорилось, для сопоставления с пушкинским произведением («Рассказ моей бабушки» А. Крюкова), другие посмотреть на региональном уровне: в IX классе -- «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» В. Даля, «Сокрушитель Пугачева илецкий казак Иван» П. Кудряшева; в XI классе -- «Пугачевская легенда на Урале» В. Короленко, цикл стихов Л. Исакова «Пугачевщина», «Сказание о сотнике Тимофее Подурове» В. Пистоленко.

Учитывая возраст учащихся, учитель в каждом классе будет выбирать разные подходы к теме, но не обойдется без выяснения причин обращения к пугачевской теме и в первой половине XIX века, и в первой половине XX в.

В IX классе, когда у учащихся идет выработка эстетического вкуса, они получат возможность сравнить произведение Пушкина с произведениями его современников на одну и ту же тему по художественному уровню.

В XI классе в основном курсе тема Пугачева будет затронута в связи с поэзией Есенина, региональный же материал позволит познакомиться с оценкой, данной Короленко тем, кто писал о Пугачеве, и с выводом о том, что все последователи Пушкина не смогли превзойти великого поэта в изображении Пугачева. Произведения же Л. Исакова, В. Пистоленко будут интересны прежде всего оренбургским школьникам, ибо это произведения писателей-оренбуржцев, хорошо знавших свой край и сумевших запечатлеть разные ситуации и детали пугачевского восстания, трогающие читателей-оренбуржцев именно этими близкими им подробностями.

Работа над пугачевской темой от класса к классу должна усложняться. В VIII классе проводится посильное для учащихся текстуальное сопоставление произведений Пушкина и Крюкова, делаются наблюдения над сюжетами, композицией произведений, образами, историей создания произведений и воплощением писателями замыслов. В IX классе учащиеся оценивают художественную значимость произведений, определяют принадлежность автора к тому или иному литературному направлению.

В XI классе прослеживаются особенности раскрытия пугачевской темы в русской литературе в разные эпохи. Сделать это можно на уроке, проведенном в форме читательской конференции или диспута, особое внимание уделив произведениям Пушкина, Есенина, Короленко. Предлагаемые вопросы для такого урока:

Что привлекало писателей в Пугачеве и Пугачевском восстании?

С какой целью В. Г. Короленко проехал по тем же местам Оренбургской губернии, что и А. С. Пушкин?

Как вы объясните, почему мнение оренбуржцев о Пугачеве и в году, как выяснил Короленко, осталось таким же, каким было при Пушкине?

Почему Пугачевское восстание произошло в Оренбургском крае? Есть ли какие-то размышления об этом у писателей?

Какова оценка русского бунта, данная Пушкиным и другими писателями?

Как решают писатели проблемы «человек и история», «человек и власть», «человек и свобода»?

Какие художественные достоинства вы можете отметить в произведениях писателей, писавших о Пугачеве и Пугачевском восстании?

Одной из сквозных тем в русской литературе, вызывающих живейший интерес у учащихся, к сожалению, ставшей злободневной в наше время, является тема пленника («Кавказский пленник» Л. Толстого с увлечением читается учениками еще младших классов). Возможность рассмотреть взаимоотношения людей разных национальностей, сложные пути поисков взаимопонимания друг друга дают произведения на эту тему.

В региональный компонент оренбургских школ включается лирика поэтов пушкинской поры -- П.М. Кудряшева, А.П. Крюкова, О.П. Крюковой. У каждого из этих поэтов есть произведения, рисующие жизнь в неволе, страдания пленников, похищенных из родных оренбургских мест кир-гиз-кайсаками. П. Кудряшев в стихотворении «Сетование киргиз-кайсацкого пленника» передает тоску и печаль пленника, надежду на освобождение из неволи казаками:

Где милый край, Урала брег, Мой светлый рай, Страна утех?

Я пленник твой, Злодей кайсак! Спеши, герой, Спеши, казак!

Своеобразный сюжетный поворот в раскрытии темы пленника предлагает А. Крюков в балладе «Каратай», главным героем которой является киргиз-кайсак, попавший в «плен любви» к своей пленнице и страдающий от холодности своей избранницы:

Но безвестно сожаленье, Дева русская, тебе: Ты являешь лишь презренье К Каратаевой судьбе! Ты на родину стремишься Грустной мыслию своей; Там ты счастьем насладишься, Будешь жить,., а сын степей, Позабытый, одинокий, Будет слезы проливать, И за горы, в край далекий Взор печальный устремлять!

Героев разлучает не только географическое, но и социальное и культурное пространство.

Известно, что «Кавказский пленник» А.С. Пушкина породил множество подражаний. Одним из них является стихотворная повесть О. Крюковой «Донец». В произведении «Донец» речь идет об оренбургском казаке, выходце с Дона, попавшем в плен к киргизам, и о девушке Анюте, ждущей своего любимого. В Анюту влюблен урядник, который отправляется на поиски донца. Рассказ о поисках урядника сопровождается романтическими описаниями оренбургских мест и на их фоне степных удальцов:

Уже глубокий мрак природы

Сменился утренней зарей.

И дикие Илека воды

Оделися туманной мглой.

В степи бесплодной и угрюмой,

Как в усыпленьи, все молчит.

И лишь порою ветер шумный

Камыш пустынный шевелит.

Вилась тропа Илека брегом,

По ней в одежде боевой,

Как вихорь, на коне свирепом

несется всадник удалой.

Это произведение дало возможность П.И. Шаликову, редактору «Дамского журнала», где были опубликованы многие произведения О. Крюковой, назвать восемнадцатилетнюю поэтессу «Пушкиным своего пола».

Из прозаических произведений, показывающих жизнь человека на чужбине, можно взять рассказ В. Даля «Осколок льду» (основанный на рассказах русских пленных), где речь идет о пленении казачки Красногорской крепости Марии Чернушкиной, в четырнадцатилетнем возрасте похищенной киргиз-кайсаками, и об освобождении ее из плена благодаря счастливой случайности. В. Далю, как чиновнику особых поручений при оренбургском губернаторе В. А. Перовском, приходилось заниматься проблемами освобождения русских людей, захваченных хивинцами. В связи с частыми набегами хивинцев на территорию Оренбургского края и для освобождения томящихся в плену русских В. А. Перовский даже совершил Хивинский поход, в котором участвовал В. Даль. Это позволило писателю ввести в рассказ множество деталей из реальной действительности, дающих яркую картину жизни русских в плену.

Тему пленника можно рассматривать в разных классах на произведениях как классиков -- А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. И. Даля, так и современных писателей (например, рассказ оренбуржца В. Маканина «Кавказский пленный», в котором отражены трагические стороны нашей действительности).

Сквозной темой для оренбургских школ является тема уральского казачества. Эту тему учитель начинает с писателей основного литературного курса А.С. Пушкина, В.Г. Короленко, но с произведений, не входящих в обязательный ряд, -- «Истории Пугачева», очерков «У казаков», а затем уже на региональном уровне идут произведения В.И. Даля («Уральский казак»), М.Л. Михайлова («Уральские очерки»), В.П. Правдухина («Яик уходит в море»), П.И. Федорова («Синий шихан»).

Тема о жизни казачества тоже потребует читательских конференций (по одной какой-то книге или по ряду произведений), диспутов, дискуссий, возможно, с привлечением материала по проблемам и современного оренбургского казачества.

Вопросы на конференции по теме «Оренбургское казачество в русской литературе» могут быть такими:

История яицкого казачества, данная А.С. Пушкиным в «Истории Пугачева».

Участие оренбургских казаков в Пугачевском восстании (по произведениям А. С. Пушкина и В. Г. Короленко).

Портрет уральского казака, предложенный В. Далем в его физиологическом очерке «Уральский казак».

Уральское, оренбургское и илецкое казачество в изображении Короленко.

Быт и нравы уральских казаков и казачек (по очеркам М. Михайлова).

Жизнь и занятия казаков в XIX веке (по роману В.П. Правдухина «Яик уходит в море»).

Оренбургское казачество XX века, показанное П. Федоровым.

Современные произведения об оренбургском казачестве.

В образах-мотивах сложнее найти региональную основу. Образы дороги, ветра, дома могут быть связаны с различными местами России, хотя и эти образы способны приобретать локальные оттенки (допустим, дорога в Оренбургском крае находится в основном в степи, дом может быть городским, сельским и азиатской кибиткой кочевника и т.д.).

Образы-мотивы часто носят символический характер, и их понимание зависит от того, правильно ли определяют ученики литературное направление, к которому относится писатель, представляют ли они нарисованное автором художественное пространство, соотношение его с героями произведения.

В статье, предлагаемой учителю-словеснику, В.И. Чулков пишет: «Кажется, в «Горе от ума» уловлено и сформулировано представление о романтическом типе личности как принципиально бездомной, обреченной на бесконечный и безрезультатный поиск идеала-дома, идеала-убежища. Это бесконечное и беспрерывное движение, кружение в пространстве может быть осмыслено по-разному. Оно может предстать как движение духа, души, исполненной внутреннего беспокойства, как движение с единственным результатом -- отточенным представлением об идеале и неизменным ощущением его необходимости, но оно же может обернуться и движением «пустым», без цели и смысла. Не случайно Грибоедов вводит в свою комедию иронически-сниженный образ «энтузиаста» Репетилова... Возможен и иной вариант интерпретации этой динамики кружения по заколдованному кругу, приравнивающий его к статике».

Автор статьи обращает внимание учителя на роль в комедии странствий Чацкого, выходящих за пределы сцены, дома Фамусова. Если ученики приучены в процессе изучения основного литературного курса видеть образы-мотивы дороги, дома, метели и др. в произведениях А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и т.д., то учителю легко на региональном уровне работать с подобными образами. С другой стороны, учитель, занимающийся литературным краеведением, в младших классах может приучать школьников к этим образам на региональном уровне, начиная с местных авторов, современных произведений, что облегчит работу с образами-мотивами в старших классах по основному курсу. Кроме того, в региональном курсе учитель должен учитывать специфику края для выбора образов-мотивов. Например, для оренбургских школьников близки образы-мотивы степи, бурана. Еще Г. Р. Державин, живший в Оренбургском крае в детстве и не раз приезжавший позже, воспел оренбургские степи, первым сравнил степь с морем («Там степи, как моря, струятся, седым волнуясь ковылем»). Вслед за Державиным многие поэты, видевшие оренбургские степи, прибегали к этому сравнению. В начале XX века некоторые оренбургские поэты (например, Л. Исаков) создавали произведения о море, моряках, хотя близ Оренбуржья моря нет.

Любопытно, что и современные школьники в сочинениях об Оренбургском крае сравнивают его степи с морем.

«В сумерки степь похожа на море. Как в море, садится солнце в травы. Так же, как в море, над степями дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей» (Ю. Баловнева, X кл.)

Не менее привлекателен для писателей, и очень близок школьникам Оренбуржья, образ оренбургского бурана. С образом-мотивом бурана оренбургские учащиеся могут знакомиться уже с V--VI классов в сказке Н. Н. Каразина «Дедушка Буран, бабушка Пурга», в очерке С.Т. Аксакова «Буран», в стихах А. Ширяевца «Вьюга», «Клич Зимы» и др. на региональном уровне, после чего предлагается в основном курсе пушкинское описание бурана в «Капитанской дочке».

Путь использования сквозных тем, мотивов и образов позволяет учителю развернуть перед учащимися картину развития русской литературы, показать ее основные, ведущие темы, мотивы, специфику образов, зависящую не только от литературных направлений, писательской фантазии, но в определенной мере и от локального материала, нередко служащего основной для создания художественного пространства в произведении.

Этот путь важен учителю для проведения обзорных уроков в основном курсе (с опорой на региональный материал), на которых рассматриваются темы, проходящие через творчество ряда писателей, для обобщения материала по какой-то теме.

Работа со сквозными темами, мотивами, образами бывает необходима при изучении творческого пути поэта, оживляет уроки анализа художественного текста, учит школьников концептуальному подходу при сопоставлении произведений разных писателей.

Таким образом, соотношение основного и регионального компонентов в школьном литературном краеведении через сопоставительный, контекстный и путь сквозных тем, мотивов и образов открывает перед учителем возможности создания новых технологических подходов к изучению творчества писателей, к анализу художественных текстов -- подходов, позволяющих учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, сравнить художественные вершины и общий литературный фон, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях, различать географическое, культурное и художественное пространство, видеть роль его в структуре художественного произведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.