Рефераты. Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

p align="left">«Капитанскую дочку» А. С. Пушкина можно сопоставлять с произведением, считающимся одним из ее источников,-- повестью оренбуржца А. П. Крюкова «Рассказ моей бабушки», изучающейся в региональном курсе (учащихся необходимо познакомить с биографией и творчеством Крюкова).

При сопоставлении школьникам предлагается обнаружить сходные моменты:

в сюжете,

в композиции,

в выборе места действия,

в обрисовке действующих лиц (капитана Миронова и капитана Шпагина, Маши и Насти и др.),

в описании военных сцен,

в изображении крепостей,

- в пейзажах. Объяснить различия:

в отношении героев к Пугачеву,

в выделении авторами главной сюжетной линии,

в оценке исторического события.

Ученики могут выполнять задания по тексту -- сопоставить авторские характеристики, данные капитанам в повестях, найти общее в описании героев:

A. U. Крюков о капитане Шпагиие

«Покойник мой батюшка (получивший чин еще при блаженной памяти Елисавете Петровне) ко-мандовал отставными солдатами, казаками и разночинцами Батюшка мой был человек старого века Он или учил своих любезных солдат (видно, что солдатской-то науке надобно учиться немалый свой век) или читал священные/

А. С. Пушкин о капитане Миронове:

«Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высоко о росту, в колпаке и в китайском халате Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять книги; хотя... был учен по-старинному -- и сам, бывало, говаривал в шутку, что грамота ему не давалась, как турку пехотная служба. Каждый вечер собирались в нашу горницу старик-поручик, казачий старшина, отец Василий и еще кой-какие жители крепости». ... Я был занят службой: солдатушек учил...» Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный, но самый честный и добрый... Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда вечерком являлся отец Герасим с женою...»

Эти задания помогут учащимся разобраться в проблемах «искусство и жизнь», «творческий процесс», «творческая лаборатория писателя», уяснить, почему литературоведы считают повесть А. Крюкова одним из источников «Капитанской дочки», понять слова Пушкина: «Анекдот, служащий основанием повести, нами издаваемой, известен в Оренбургском краю. Читателю легко будет разъяснить нить истинного происшествия, проведенную сквозь величины романтические».

В X классе при изучении творчества И.С. Тургенева возможно сопоставление рассказа «Певцы» (основной компонент) и отрывка из очерков В.Г. Короленко «У казаков» (региональный компонент) о состязании казаков-певцов. Ученикам сразу же надо сказать, что эти произведения получили высокую оценку современников писателей: к числу лучших произведений Тургенева причисляли «Певцов» Н. Некрасов, И. Аксаков; отмечая проявление несомненного таланта Короленко в очерках «У казаков», Л.Н. Толстой и А.П. Чехов особо выделяли сцену в трактире «Плевна».

Сопоставление этих произведений должно идти вначале по линии внешней схожести:

Какие реальные факты положены в основу произведений? (У тургеневского Якова-Турка был прототип -- Яков Пасынков, работавший на бумажной фабрике брата Тургенева; Короленко сцену состязания певцов видел в оренбургском селе Илек.)

Где происходит состязание? (У Тургенева -- в кабаке «Притынном»; У Короленко -- в трактире «Плевна».)

Почему в обоих случаях состязание заканчивается пьяным разгулом? Как к этому отнеслась критика? (Тургеневу ставили эту сцену в укор, цензура ее не пропустила. Короленко в -ые годы цензуру было обойти проще. Трагическую судьбу талантливого человека, могучие силы народа, скрытые, не находящие выхода, видимо, хотели показать писатели этими концовками.)

Сравнение внутреннего смысла произведений можно провести через следующие вопросы и задания:

Какие качества русских людей показывают писатели через сцену пения? (Художественную одаренность, духовное богатство, трагедию таланта, личности и др.).

Какую проблему к перечисленным добавляет Короленко? (Конфликт молодого и старшего поколения).

Интересовала ли эта проблема Тургенева? В каких произведениях? Если сопоставление проводить после изучения романа «Отцы и дети», то материала будет больше, чем достаточно.

На чьей стороне Ваши симпатии: молодых или старых казаков при сравнении их рассуждений о былой и нынешней (для них) жизни?

Последний вопрос требует кропотливой работы с текстом, обсуждение каждой реплики молодых и старых казаков:

Почему Каллистрат «как-то жалостно посмотрел на своих товарищей, потом на стариков и сказал:

Песни?...Оно бы можно... Да ведь не споемся... Отцы!...Вот ведь беда в чем. Песни у нас пошли новые, не ваши».

Каково авторское отношение к песням молодых в следующем отрывке:

«Это была действительно новая песня: молодые казаки привезли ее с маневров. Тон был не совсем народный: в песне говорилось о смерти с легкостью и цинизмом, совершенно не свойственным народной поэзии. Только в середине пробилась искренняя задушевная нота:

-- Может, завтра в чистом поле

Да кого-нибудь из нас

Между мертвых полумертвым

Будет ждать последний час.

Казаки вели песню уныло, с каким-то воющим отголоском. Но тотчас же опять это сменилось развязной удалью и цинизмом Хор смолк, оборвав резкой визгливой нотой в чисто солдатском вкусе».

Найдите слова, выражения, говорящие об отрицательном отношении писателя к тону новой песни.

При анализе пения старых казаков следует обратить внимание учащихся на связь этого пения со степными просторами:

«В его высоком, слегка дрожащем теноре была какая-то внутренняя глубина и задушевность. Казалось, стены трактира разомкнулись, и степь отвечает певцу своими дальними замираниями».

В чем своеобразие, по мнению автора, пения старых казаков?

Прокомментировать следующий отрывок:

«Старый, приятный, дрожавший сначала тенор Юносова окреп и зазвенел слезами и тоской старинной думы....Стены трактира опять будто раздвинулись, и опять влились в них отголоски степи.. и печаль старой песни полилась ровным могучим потоком... *

...Да распахана там пашня яровая...

Третий старик окончательно очнулся и на этот раз уже в лад присоединил к прочим свой могучий бас:

Пашня пахана не плугом, не сохою,

Она пахана булатными копьями,

Взборонена конскими копытами...

Эта дума, в которой войско до сих пор вспоминает о гибели целого отряда в жестокой степной сече с киргизами, -- видимо, не умерла еще и в сердцах казачьей молодежи. Запевала опять вскинул голову, подпер щеку рукой, и его тонкий, несколько дикий фальцет взвился и заплакал над тремя старыми голосами, точно это был крик чайки над шумящей степью...

И засеяна та пашня яровая

Все казачьими удалыми головами...».

Почему молодые казаки, сердцем принимая старые песни, осуждают жизнь старых казаков?

К чему стремилась казачья молодежь начала века?

Какую оценку этому спору дал Короленко? Прокомментируйте отрывок:

«Это былое живое прошлое залитого кровью Урала, строптивая и непокорная боевая старина «сурьезного» войска, боровшегося целые века за свое исключительное местное значение, за степную волю, против дисциплины и регулярства. С другой стороны, в лице этой молодежи выступала победа «регулярства», тщеславная гордость маневрами, строевым ранжиром и дисциплиной...

Эта истинная коренная уральская старина сейчас стояла перед нами с ее своеобразной поэзией, с ее понятиями о широкой степной воле, понятиями странными, подчас полуазиатскими, за которые, однако, старое войско умело когда-то постоять грудью... Теперь эта старина тихо сходит со сцены, а в лице молодежи выступает уж что-то другое, еще неясное и тоже странное... И невольно в уме вставал вопрос: неужели это только фрунтовая шеренга и честолюбие парадного строя?».

После обсуждения учащимися данного отрывка, споров о взглядах молодежи и «боевой старины», выяснения понимания «полуазиатских понятий», «странного» в молодежи школьникам предлагается вопрос:

-- Как Вы оцениваете современное казачество? (Вопрос затрагивает и политические, и социальные, и культурные проблемы и очень важен в определенных регионах России, в частности в Оренбуржье.)

Сопоставление этих произведений не должно уйти от литературно-эстетических целей. В заключение учитель обязан еще раз напомнить, что Тургенев был первым, кто дал художественное изображение исполнения народных песен и открыл целую галерею подобных изображений в произведениях Короленко, Мамина-Сибиряка, Левитова, Эртеля, М. Горького.

Урок по произведениям И.С. Тургенева и В.Г. Короленко поможет учителю решить ряд проблем: показать одну из замечательных граней таланта Тургенева, подготовить учащихся к восприятию творчества Короленко в XI классе, дать представление, как писатели изображают духовную мощь и талантливость русского народа, на местном материале продолжить обсуждение вопроса о разных поколениях, вспомнить исторические события, связанные с вольнолюбием уральского казачества, привыкшего жить на просторе, на воле.

Очень много возможностей для сопоставления произведений основного и регионального компонентов дают программы XI класса.

Оренбургскому учителю нельзя пройти мимо такого варианта сопоставления, как повесть «Городок Окуров» М. Горького и «Страна отцов» С. Гусева-Оренбургского. «Городок Окуров» и методически целесообразно рассмотреть после пьесы «На дне», ибо в повести дано развитие прежних идей писателя, предложены варианты уже известных ученикам типов характеров: Тиунов, местный философ, странник, подобный Луке; Бурмистров, кулачный боец, привыкший, как и Пепел, выяснять отношения в драке; поэт Сима Девуш-кин, блаженненький чудак, напоминающий Актера. Сопоставление же «Городка Окурова» с повестью Гусева-Оренбургского, который «Страну отцов» посвятил Горькому, интересно прежде всего сравнением изображенных городов. В обеих повестях в центре провинциальный город со своей физиономией, своими героями, несущими определенные идеи, особым укладом жизни, нравами. При обсуждении повестей одиннадцатиклассникам была предоставлена свобода выбора проблем для обсуждения. Ученикам повести понравились. Общее находят сразу (работали в классе по тексту):

и тот и другой город расположены на реке, которая делит их на две части: у Горького -- Шихан и Заречье, у Гусева-Оренбургского -- Центр и Заречье (смотрят на год выхода повестей: у Горького, у Гусева-Оренбургского).

Отмечают:

писатели описывают расположение городов, реку, ее берега, здания, монастыри, Гусев-Оренбургский еще подробно пишет о местных газетах, а Горький -- о «Фелицатином раишнике» (публичном доме).

Ученики сами предлагают обсудить вопросы:

Чем недовольны жители Заречья и о чем они мечтают?

Почему города у писателей полны слухов и осторожного шепота?

Почему у М. Горького события дней революции носят иногда уголовный характер и революция в Окурове похожа на пародию революционных событий в столицах?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.