Рефераты. Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

p align="left">- в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремления к цивилизованному предпринимательству, что должно стать средством социальной защиты, облегчить решение проблемы занятости молодых людей, их адаптации к рынку.

Таким образом, можно выделить две составляющие экономического образования: в целом экономические знания и тренировку навыков экономического поведения.

С детства человек ежедневно должен решать проблему выбора: с какого урока начать домашнее задание, какую книгу читать, с кем дружить, как постоять за свое человеческое достоинство и т. д. Не решая самостоятельно проблему выбора, ребенок приучается получать готовые решения и привыкает к статусу "иждивенца". Экономическое поведение -- это действия в постоянном выборе из ограниченных ресурсов, который делает человек ради себя, своей семьи, своего сообщества.

Можно схематично представить основу экономического поведения человека.

Основу любой экономической деятельности человека составляют потребности. Именно они заставляют человека постоянно совершенствовать способы производства, искать новые пути создания новых благ. Не было бы потребностей, не было бы и экономики. В экономическом мире человеческие потребности безграничны, т. к. они постоянно возрастают, изменяются, и не возможно точно их измерить в каждый данный момент времени. С другой стороны - чтобы эти потребности удовлетворить, необходимы ресурсы, которые в каждый данный момент времени ограниченны, т. е. их всегда меньше, чем необходимо для производства благ и удовлетворения потребностей. Из-за этого несоответствия в экономике и существует проблема выбора. Поведение человека в этой ситуации, когда он пытается найти единственное решение проблемы из нескольких возможных, основано на экономическом мышлении. Как он себя ведет? Он выбирает, причем его выбор имеет определенную цель. С желанием эту цель достичь, он пытается предусмотреть различные альтернативы своих действий, выработать критерии оценки этих альтернатив и сделать осознанный выбор, оценив эти альтернативы. Кроме того, экономически мыслящий человек постарается определить цену своего выбора. Не слишком ли высоки те потери, которые он имеет, сделав свой выбор? Цена выбора - это то, чего человек лишился, сделав свой выбор, то, что по желанности занимало для него второе место после сделанного выбора. Осуществление выбора - это реализация рационального, экономического поведения человека.

Рациональный человек, кроме того, стремиться максимизировать результат при данных затратах, причем это поведение не всегда является правильным с точки зрения морали. Вот почему в экономическом образовании особую роль надо отводить нравственному воспитанию. Необходимо, чтобы рациональные действия одного субъекта не приводили к ущербу для другого.

Таким образом, процесс экономического образования не сводится только к экономическим знаниям. Суть экономического обучения и воспитания заключается в приобретении навыков экономического мышления, в выработке самодисциплины, в осознании необходимости самоорганизации. Суть в том, чтобы развить способности самовыражения личности, пробудить стремление к рационализму в работе, к изобретательности, к выбору оптимального варианта в решении социально-экономических задач, к получению при этом наибольшего эффекта при наименьших затратах.

Экономическое мышление - это, прежде всего, умение принимать рациональные решения, т. е. действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него. Экономическое мышление предполагает умение определять цель своих действий, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и оценивать результат своего выбора.

Таким образом, действительно, развивая экономическое мышление учащихся, школа способствует их социализации. Формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом. Как сказал Бернард Шоу, "экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом".

Процессы социализации в России затруднены, т.к. протекают в ситуации нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном "перекрестке" выбора, но и в ситуации, когда установленные на нем общественные "светофоры" дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе. Ситуация осложняется еще и тем, что в России идет реформирование системы образования, изменяются программы обучения, формируются новые требования госстандартов, расширяется практика организации образования. Невероятно долгий период выхода из глубочайшего экономического кризиса в России связан с тем, что экономика парализована в главном звене - человеке, потому что качество человеческого ресурса не адекватно масштабам преобразований. Новой экономике нужны люди принципиально новой формации, инициативные и творчески мыслящие. Прежнее образование, несмотря на все былые заслуги, безнадежно устарело. Темпы инноваций и темпы изменения человека должны быть прямо пропорциональны. Сегодня в экономике ощутим дефицит предприимчивости, способности к риску, психологической активности. Сама обстановка требует нового экономического мышления, но ждать когда оно самообразуется, нельзя, надо его активно формировать. Экономическое образование должно быть непрерывным. Мировая практика обучения уже дала систему экономического образования с первого по одиннадцатый класс. Более раннее изучение экономики позволяет избежать ряда ошибок и, благодаря концентрическому построению программ, высвободить в старших классах время для разъяснения более сложных концепций, решения задач, ситуаций и разбор сложных деловых игр.

Уже в начальных классах школьников можно ознакомить с фундаментальными экономическими понятиями, такими как, например, "ресурсы" и "потребности". Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме.

Особенности формирования экономического мышления учащихся средних классов связано с расширением границ изучаемых понятий, с выявлением их свойств, функций, факторов, экономических суждений. В этом возрасте учащиеся относятся к экономическим курсам как к органичной части их современного общего образования.

Социально - психологические особенности старшеклассников дают возможность интеллектуального обучения с освоением обобщённого теоретического и практического знания, необходимого для конструктивного решения хозяйственных задач и принятия экономических решений. В это время оформляется экономическое мировоззрение, познавательный интерес к принципам функционирования и развития экономических систем, универсальным законам природы и общества, обобщению разрозненных знаний фактов, информации. Продолжают формироваться практические навыки и умения. В то же время старшеклассники относятся к экономическим курсам зачастую прагматично, рассматривая их как возможность получить преимущество при поступлении в экономические вузы или сразу включиться в самостоятельную деятельность. Поэтому их больше интересуют прикладные вопросы курса.

В современных условиях изучение экономики в старших классах на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы знаний об экономической деятельности человека, фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

- овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

- развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;

- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.[1]

В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно "обрабатывать" механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится.

Поэтому актуальнейшим стратегическим направлением действий современной школы нужно признать необходимость и всеобщего экономического образования и экономического воспитания как основы формирования экономического мышления. Кроме того, надо признать необходимым использование современных педагогических технологий, которые позволят ориентировать весь учебный процесс на практичность его результатов.

Социально-экономические знания и навыки, гуманитаризация всего образования являются важным, долгосрочным способом преодоления ценностного раскола общества и приведение его к определенному консенсусу, к сознательно принимаемым решениям. Именно понимание роли ценностной и институциональной систем формирует гражданина, избирателя, покупателя, экономического агента, самодостаточного человека, что создает условия для преодоления конфронтации, раскола, внутренней и внешней разобщенности при устойчивых знаниях в экономике и праве.

Таким образом, экономическое образование - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении.

Человек в современном мире должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, но в то же время очень важной выступает позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции.

Формирование экономического мышления

За последнее десятилетие настолько изменилось экономическое состояние общества, обусловленное применением высоких технологий, что старые качественные характеристики выпускников, связанные со знанием фактологического материала, стабильностью рабочего места, привязанностью работника к выполнению одних и тех же функций в течение всей своей профессиональной жизни, подвергаются сомнению. На смену им приходят иные качества личности, определяющей лицо общества XXI века: гибкость, мобильность, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом. Как определяет федеральный стандарт образования, выпускники школы должны получить опыт работы с источниками экономической информации, критического осмысления информации, формирования собственных заключений и оценочных суждений, анализа общественных явлений, освоения типичных экономических ролей и написания творческих работ. [1]

Создание условий для выбора учеником своего собственного образовательного пути, развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными психофизиологическими особенностями и применение современных методов оценки поступательного движения учащегося по образовательному маршруту - важнейшие задачи школы и педагогического сообщества страны в современных условиях качественного обновления российской системы образования. [2]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.