3. Стабилизирующая функция отражает ее качество организованности, упорядоченности, инерционности. Причем речь идет как о ее пространственно-временной, так и о социокультурной стабильности, "обжитости" (наличие привычной обстановки, налаженных связей, общения и т. д.). Стабильность организации НЖС есть важнейшее средство экономии физических и интеллектуальных ресурсов, предпосылка образования культурных корней и духовной оседлости.
4. Особо выделяя аккумулирующую функцию, мы хотели бы подчеркнуть важность накопления социального и культурного потенциала индивидов, их психологической вооруженности. Причем не всяких, а по принципу всеобщее, универсальное - в единичном, т.е. местном. Так, научно-технический прогресс создает технические предпосылки выравнивания "стартовых возможностей" людей, живущих в центре и на периферии, в больших городах и поселках, посредством их подключения к общегосударственным информационным системам. Всеобщность, универсальность - мера развитости НЖС.
5. Инновационную функцию мы понимаем достаточно широко - как сумму предпосылок, способствующих переориентации на "цели развития", проявлению инициативы, формированию поискового, интенсивного типа образа жизни, выходу индивидуальной активности за пределы наличной культуры. Инновационная функция предполагает также создание такого жизненного тонуса, который способствовал бы росту психологической мобильности, мобилизации психоэмоциональных ресурсов индивида.
6. Качество демократичности НЖС может быть раскрыто через такие понятия, как гласность и осведомленность (реализация права гражданина "знать и участвовать"), обратная связь индивида и групп с институтами, принимающая решения относительно НЖС, открытость этой среды, взаимная терпимость и уважение людей, здесь живущих.
7. Качество коммуникативности НЖС в содержательном плане означает наличие блока общих ценностей (консенсус), установка на взаимопонимание, развитие навыков диалогического общения и правил общежития; в структурном - наличие развитой системы локальных и универсальных связей общения, механизмов их сохранения во времени.
8. Защитная функция НЖС состоит в ее роли гаранта действенности главных социальных ценностей и осуществления гражданских прав людей, обеспечения их безопасности и психологического комфорта, в выполнении "барьерных функций" (фильтр) по отношению к воздействию внешней среды (снятие средового стресса и общего антропоэкологического напряжения и утомления), в конечном счете - в сбережении физических и интеллектуальных ресурсов.
9. Под идентифицируемой понимается та НЖС, которую считает знакомой, обжитой, "персонализированной", в конечном счете своей. Здесь очевидна связь с функциями адаптации и стабилизации, однако с индивидуальной, социально-психологической точки зрения.
Ключевая методологическая позиция нашего подхода - диалектическое двуединство основных функций НЖС. Так по целям своего функционирования она должна быть одновременно адаптирующей и развивающей. По значению функции НЖС должны быть одновременно локальными и всеобщими, универсальными. По типу организации НЖС одновременно есть объект, деятельность которого направляется обществом и самоорганизуется, самоуправляется местным населением. Наконец, по своему предметному содержанию она представляет собой разнокачественную совокупность, начиная от "внешних" материальных и социальных предметов и вплоть до субъективной среды индивида, ее глубинных социальных и психологических смыслов.
Следующий шаг декомпозиции жизненной среды - это выявление иерархии элементов ее составляющих. С точки зрения организации процессов социального воспроизводства и возможностей его регулирования в этой иерархии есть пять основных элементов:
1. Внутренняя среда индивида, т.е. моделируемое сознанием представление о "своей" среде, ее совокупный образ. Можно сказать, что это мысленная модель жизненной среды индивида, ее некоторая нормативная концепция. Основа этой модели - ядро жизненно-важных ценностей плюс представление о способах (ресурсах) их реализации. Степень субъективности этой среды, естественно, наивысшая, так как она постоянно воспроизводится индивидуальным сознанием.
2. Первичная экоструктура индивида, т.е. его необходимое жизненное пространство, собственная "персонализированная среда обитания. Степень ее субъективности очень высокая, контакты постоянны, носят личностный и часто интимный характер, основа организации - семейно-групповые ценности и нормы.
3. Групповая экоструктура. Здесь уже главным действующим лицом является неформальное объединение (группа). Это - среда сообщества, возникающая на основе общности целей и увеличенных ресурсных возможностей, создаваемых внутригрупповым разделением труда. Степень субъективности этой среды в целом высокая, однако зависит от статуса индивида в группе, этим же регламентируется и доступ к ресурсам.
4. Организация (школа, учреждение, институт). Это также среда сообщества, но институционально организованного, формального. Здесь индивида окружают ролевые ожидания, возникающие на основе организационных установлений (норм, правил, предписаний).
5. Внешняя среда. Для индивида это, прежде всего нормативно-ценностный фон, т.е. нормы-рамки, а также нормы-цели, т.е. общественные ориентиры и идеалы. Это - объективная, но подчиняемая желаниям и действиям индивида среда.
Создание такой жизненной среды, которая способствовала бы воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств, не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Достижение названной цели потребует прежде всего изменений в общественном сознании и психологии как учителей, так и учащихся, которые бы выдвинули проблему человеческих качеств и среды их воспроизводства в разряд центральных ключевых проблем реформ. Подчеркнем еще раз: именно от формирования человеческих качеств зависит перевод социальной системы на "рельсы" социального развития. Надлежащие принципы организации жизненной среды - важное средство социализации личности учащихся. Рассматривая процессы социализации в определенном обществе в конкретно-исторический период, необходимо принимать во внимание, что социально значимые элементы культуры имеют здесь свою пространственно-временную и социально-структурную распределенность, границы которой важно знать, чтобы выявить локусы социализации и их дифференцированную доступность для членов общества в разные возрастные периоды. Выделение в культуре ее специализированных и неспецифичных сфер позволяет отличить процессы и институты, связанные с приобретением знаний и навыков при специальной профессиональной подготовке от тех, что характерны для общего образования и непосредственного внепрофессионального жизненного опыта. Конкретизировать содержание социализации можно, обратившись к концепции образа жизни членов общества. В качестве его структурных составляющих выделяются модусы социокультурной жизнедеятельности людей, т.е. общераспространенные и культурно установленные "поля" самореализации людей как представителей общества и культуры. Если рассматривать их с точки зрения содержания приобретаемых и используемых знаний и навыков, можно выделить следующие:
* организация материальных и социальных слоев жизнедеятельности: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
* личностное развитие: приобретение общего образования и профессиональной подготовки, общественная активность, любительские занятия;
* социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, передвижения внутри населенного пункта;
* восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.
Одним из элементов социализации личности является освоение ребенком окружающего мира, осознание своей взаимосвязи с ним, формирование духовно-ценностной и практической ориентации в нем. Важную часть окружения любого человека составляет региональная среда (город, село) с ее специфическим культурным наследием. Слово "наследие" этимологически близко к выражению "идти по следам", то есть пользоваться тем, что уже существует. Следовательно, объекты культурного наследия являются не только памятниками, свидетельствующими об уровне творческой деятельности людей прошлого, но и содержат в себе определенную степень пригодности для сегодняшнего дня, "для живой жизни" (Т.А. Славина). Пригодность выражается в том, что объект культурного наследия значим, полезен, необходим современному человеку, как в утилитарном, так и духовном отношении. Он является воплощение и выражением общечеловеческих, вневременных ценностей. Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие субъекта с действительностью. Попытки "внести" в сознание ребенка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность, - бесполезны. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для активного освоения культурного наследия как ценности. Прежде всего, необходимо выделить несколько важных моментов в формировании знаний о городе как ценности:
освоение информационного поля (познание ребенком разносторонней информации о самом объекте как памятнике истории и культуры);
* сознание аксиологической значимости данного объекта с точки зрения социума, общества;
трансформация усвоенных учащимся общезначимых ценностей в ранг личностно значимых (в ходе выполнения познавательных и творческих заданий, рефлексии).
Клуб интересных встреч
В школе в течение 12- лет в блоке "Учебно-воспитательная работа" работает "Клуб интересных встреч" (КИВ), являясь одной из эффективных форм социализации школьников .
№
Цикл
Форма работы
Цель
"История в лицах", "Чтобы помнили". (о людях, которых с нами уже нет, но являющихся неотъемлемой частью нашей истории и культуры)
Рассказ об этих людях с чтением стихов, исполнением песен, инсценировками драматургических произведений, презентаций художественных фильмов. Программы этого цикла посвящены Л.Н. Толстому, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкому, Б. Окуджаве, Л. Филатову, поэтам гражданской войны и др
Более глубоко изучить во внеурочное время внеклассный материал, дать возможность школьникам раскрыть свой творческий потенциал, знакомя сверстников с судьбами и творчеством интересующих их личностей.
"Знакомый незнакомец", "Когда душа поет".
Встречи с реальными людьми
Осветить творческий путь педагога по вокалу
Способствовать духовному общению, нравственному росту при встречи с представителями религиозных концессий
Привлечь внимание к произведениям местных художников и писателей через встречу с писателем Фроловым
Способствовать развитию правовой
грамотности через встречи с представителями прокуратуры и ОВД
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7