Рефераты. Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

p align="left">Развитие экономического мышления и решение других задач, определенных стандартом образования, требует модернизации системы образования в общем и, в частности, педагогических технологий, которые призваны обеспечить новое качество экономического образования.

В экономическом образовании необходим компетентностный подход, т.е. подход, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В формировании экономически мыслящего человека должно участвовать развивающее и личностно-ориентированное обучение, которое осуществляется через урочную учебную деятельность, факультативную учебную деятельность, внеурочную и внеклассную деятельность.

В учебной деятельности я отдаю предпочтение разноуровневому, проблемному обучению, коллективной системе обучения, исследовательским, проектным и игровым методам в обучении. Основной принцип данных методов может быть сформулирован так: "Знать - чтобы уметь, уметь - чтобы действовать!" И тогда даже обычный урок может превратиться в ситуацию выбора с подтверждением рациональности принятого решения. В тоже время актуальными остаются и другие формы занятий, такие, как, например, комбинированные уроки, на которых важное место занимает диалог, обсуждение проблемных ситуаций, анализ статей, статистических данных, сообщения (доклады) отдельных учащихся и др.

Все они способствуют формированию экономического мышления, т.к. предполагают ученика активным участником процесса обучения, предполагают возможность альтернативного выбора.

Педагогические технологии и методы обучения я выбираю с учетом целей и содержания экономического образования на каждой ступени, возрастных особенностей учащихся.

Деловые игры можно проводить с детьми разного возраста, но я в своей педагогической деятельности их использую чаще в 6 -7 классах. Учебная игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций (приближенным к жизненным). В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр, но любая из них имеет определенные этапы: подготовка к проведению, проведение игры, обсуждение игры.

Активные формы обучения и особенно деловые игры позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. Прямо по древнекитайской мудрости: "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, включи меня в действие, и я тогда пойму". Игра позволяет воплотить индивидуальный подход в обучении. Она учит мыслить, позволяет ученику стать субъектом обучения, проявить свои индивидуальные личностные качества, она позволяет одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов.

В методической литературе встречается достаточно разработок учебных деловых игр. Примеры учебных игр используемых мною на уроках экономики в 6-7 классах: "Рынок", "Книжная фабрика", "Необитаемый остров", "Рекламная кампания", "Строительство домов" и др. Активным методам обучения была посвящена моя работа "Активизация познавательной деятельности учащихся через деловую игру в процессе обучения экономике". В данной работе были представлены и методические разработки, и краткое описание используемых игр.

Не менее важной является исследовательская работа учащихся, работа над рефератами и последующее участие в научно-практических конференциях. Это позволяет учащимся:

* применять свои теоретические знания, полученные в процессе изучения экономических спецкурсов и других предметов, для анализа реальных явлений и процессов нашей жизни;

* приобрести навыки работы с научной литературой и материалами периодической печати, используя их для обоснования или опровержения той или иной точки зрения;

* получить опыт выступления перед большой незнакомой аудиторией.

Именно исследовательская и проектная деятельность соответствует современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно эти методики позволяют организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствуют развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Отличительными чертами этих методов можно назвать:

* опору на детские интересы сегодняшнего дня;

* связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны;

* самостоятельность;

* творчество учащихся.

С уверенностью можно сказать, что эти черты делают эти методы крайне актуальными сегодня. В современной литературе часто рассматривают проектную и исследовательскую деятельность как один метод, но это не совсем верно. Остановимся на взаимосвязи между этими понятиями.

Что есть исследование? Это процесс выработки новых знаний. Это бесконечное движение вглубь, свободное, не регламентированное внешними установками, возможность "безумных идей". Это истинное творчество

Что есть проект? Это замысел, четкий план, это реальные гипотезы и их проверка, ориентация на практику, заданные границы решения проблем. Это творчество по плану.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования -- выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно разным направлениям деятельности. Следует также разграничить исследовательскую (творческую) и реферативную работу. На одних и тех же источниках и материалах может быть выполнена и та и другая.

Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и составлении на его основе новых выводов. Суть же реферативной работы - в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся может осуществляться в двух направлениях:

- организация проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов и их решение в урочной деятельности, по возможности, весь класс включается в процесс поиска, исследования;

- организация во внеурочной работе научно-исследовательской деятельности, где осуществляется индивидуальная исследовательская работа с учащимися.

Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность - наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей учащихся. Благодаря самостоятельности ученик научается управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую точку зрения. Навыки исследования, сформированные в школьные годы, помогают выпускникам быть успешными в вузе.

Результаты внеурочной учебно-исследовательской деятельности можно наглядно проследить в работах выпускников. В них многие идеи урочной исследовательской деятельности обрели свое материальное воплощение. К исследовательской деятельности детей надо готовить. С целью приобщения учащихся к проблемному, поисково-исследовательскому методу на уроках могут предлагаться задания творческого содержания. Вопросы и задания подбираются таким образом, что требуют продуктивных ответов, мобилизуют мышление на выдвижение предложений, гипотез, умения анализировать факты, вычленять главное и второстепенное. Создавая проблемную ситуацию и предлагая детям найти выход из нее, я стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт учащихся. Таких проблемных заданий на уроке экономики может быть много. Например, это проблема "лишних", свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал: Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет". Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении акционерных обществ. Рассматривая виды акций, предлагаю проблему: представьте, что вы решили стать акционером какой либо компании. Какие акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?

Эта же проблема свободных денег может быть поставлена при изучении темы "Деньги". Здесь она звучит так: "Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?" Дети после споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.

1. Надо покупать акции всех видов (и простые, и привилегированные).

2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.

Таким образом, учащиеся самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения "Нельзя класть все яйца в одну корзину".

Исследовательская деятельность учащихся может быть прослежена и на уроке-дискуссии. Вопросы, выносимые на дискуссию, как правило, предлагают сами дети. Чаще всего это вопросы, обсуждаемые в СМИ и представляющие общественный интерес. Приведу пример. На обсуждение предложен вопрос: "Выгодно ли России в данный исторический момент вступать во Всемирную торговую организацию (ВТО)?". Чтобы направить обсуждение в конструктивное русло, я предлагаю ряд вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы.

1. Против кого направлен протекционизм?

2. Почему российские товары, кроме сырья, неохотно впускают на рынки Европы и США.

3. Что нужно ВТО от России - ее рынки сбыта или товары?

Обсуждая эти вопросы, убеждая друг друга, поправляя и исправляя друг друга, учащиеся приходят к более глубокому пониманию сути экономических и политических процессов, которые происходят в современном мире. Они проникаются тем, какие проблемы стоят перед нашей страной, хотя очевидно, что для их преодоления понадобится много времени и сил, дети приходят к выводу, что Россия обязательно займет достойное место в мировом экономическом сообществе.

Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования и к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся.

Наиболее распространенным экономическим методом является тестирование. Тест - это вопрос с уже известными вариантами ответов. Его главным недостатком считается направленность на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся. Но с другой стороны - это и способ формирования экономического мышления. Тесты заставляют думать, размышлять, сомневаться, выбирая нужный ответ (или ответы) среди предложенных вариантов.

В качестве еще одного достаточно эффективного и активизирующего учебный процесс метода контроля и проверки знаний учащихся более высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) можно предложить эссе, которое как метод еще не получило широкого распространения. Но является замечательным примером развития экономически мыслящего человека…

Эссе в переводе с французского обозначает "проба", "очерк". Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретной проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного освещения материала. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.