Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Воспитание в детских дошкольных учреждениях
азумеется, вызвать сочувствие и сострадание одними словами нельзя, если ребенок не видит реального про-явления этих чувств по отношению к нему или не наблю-дает их в семье. Особенности вашего поведения, а не ва-ши слова формируют личность маленького человека.
1.2. Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте деятельность ребенка ста-новится более сложной и разнообразной. Постепенно совершенствуется способность играть и рисовать, ле-, пить, строить по собственному замыслу. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, повышается работоспособность нервной системы. Слож-нее и многообразнее становятся взаимоотношения со взрослыми и детьми. В дошкольный период у детей происходят изменения в пропорциях тела, увеличива-ются соответственно возрасту длина и масса тела: если к 4 годам масса тела составляет 15,5--16 кг, а длина -- 100 см, то к 7 годам средняя масса тела -- 22,5--23 кг, а длина -- 119 см.Физическое развитие. В дошкольном возрасте про-должают совершенствоваться движения, развивается естественная двигательная активность детей. Так, в работах Д. М. Шептицкого определены суточные объе-мы ходьбы и бега у детей 5--7 лет, Для мальчиков они к 5 годам оказались равными 7,1 км, а в воз-расте 6--7 лет -- 9 км. У девочек выявлены более низ-кие показатели -- соответственно 6,4 и 7,7 км. Обнару-жены и сезонные различия: весной и летом дети дви-гаются больше, чем зимой и осенью. Замечено, что двигательная активность детей в семье и детском уч-реждении почти одинакова, но качество движений в семье по достижении 3-летнего возраста несколько снижается. За период от 3 до 7 лет развивается и ук-репляется весь организм ребенка.К 4 годам дети хорошо ходят и бегают, движения рук свободные, они умеют координировать работу рук и ног, при ходьбе не шаркают ногами. Они могут энер-гично отталкивать мяч при катании или ловить, не прижимая его к груди, а также бросать мяч двумя руками. У детей достаточно хорошо развито чувство равновесия, они прыгают, мягко опускаясь на полу-согнутые ноги, а при подскоках на месте отрывают обе ноги от пола. Многие движения дети выполняют совместно в общем для всех темпе или сдерживают движение по сигналу. Четырехлетние дети очень любят лазание, прыжки, с удовольствием пролезают в обруч, влезают на заборчик, гимнастическую стенку высотой до 1,5 м и спускаются с них, прыгают в длину с места на расстояние 10--15 см.К 5 годам у детей продолжает вырабатываться правильная осанка: во время ходьбы и бега они не опускают голову, спину держат прямо, движения ног и рук достаточно хорошо координированы. Дети уже могут не только ходить, но и бегать по кругу, взявшись за руки, двигаются на носках или, подпрыгивая на двух ногах, двигаются вперед на 1,5--2 м. Они без-боязненно спрыгивают с высоты 15--20 см. К 6 годам движения детей становятся все более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину, при метании энергично замахиваются и бросают предметы. Они умеют уже ловить мяч одной рукой, ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.К 7 годам основные движения у детей настолько совершенствуются, что они могут быстро перестраи-ваться во время движения и на месте, равняться в ко-лонне, шеренге, круге, а также выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. В этом возрасте дети любят кататься на санках, самостоятельно скользят на ногах по ледяным дорожкам, достаточно быстро ходят на лыжах, поднимаясь и опускаясь с невысокой горки. Многие Из детей не только скользят на коньках, но и занимаются фигурным катанием. Летом 6--7-лет-ние дети без помощи взрослого катаются на педальных автомобилях, самокатах и даже на двухколесных вело-сипедах. Большая радость для дошкольников -- по-играть и поплескаться в мелком ручейке, реке или бассейне. Многие дети пытаются плавать без поддер-жки. В этом возрасте дошкольники играют в городки, бадминтон, настольный теннис.В дошкольные годы интенсивно развиваются и тон-кие движения пальцев рук. В 3--4-летнем возрасте дети любят заниматься строительным материалом, играть песком, снегом, водой, самостоятельно приводят в движение забавные игрушки (хфдячий ослик, клюю-щие куры, «Дюймовочка» и др.), овладевают элемен-тарными способами рисования, лепки, наклеивания аппликаций. К 5 годам постройки детей отличаются более тщательным выполнением и интересным замыс-лом. Дети любят заниматься с природным материалом (береста, желуди, шишки и др.), соединяя их затем в оригинальные поделки. К 6 годам движения пальцев уже настолько развиты, что ребенок может самостоя-тельно ножницами вырезать из бумаги различные формы -- прямоугольные, овальные, круглые; лепить из глины посуду, фигуры человека и животных, сво-бодно рисовать карандашами и красками. К 7 годам дети достаточно хорошо овладевают умениями рабо-тать с бумагой, картоном, тканью, деревом: умеют склеивать, делать игрушки, пособия, вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицу, пользоваться молотком и пилой. В дошкольном возрасте многие дети начинают обучаться игре на музыкальных инструментах.Дети любят подвижные игры и различные физиче-ские упражнения, стараются подражать взрослым и старшим детям. Дошкольники знают многие виды спорта, фамилии знаменитых спортсменов. Однако, увлекаясь подражанием, они еще не умеют правильно дозировать свои силы, нервная система их достаточно возбудима, а желания не всегда соответствуют воз-можностям.Умственное развитие. В дошкольном возрасте фор-мируются правильные представления о простейших явлениях природы и общественной жизни, расширяет-ся кругозор, повышается культура восприятия, раз-вивается любознательность. К 4 годам дети овладе-вают умением сопоставлять предметы по длине, высоте и ширине. У них развиваются элементарные матема-тические представления: они называют предметы, ко-торых в комнате много или, наоборот, мало, учатся считать до 5; различают величину -- выше, ниже, толще, тоньше; отличают круг от квадрата или тре-угольника; ориентируются в пространстве, пользуются понятием о времени (утро, вечер, день и ночь), раз-личают времена года. Наблюдая природу, дети задают вопросы. Осенью в период листопада их волнует, боль-но ли листикам, когда их сжигают. Видя цветы на залитой солнцем клумбе, интересуются: «А почему но готки (цветы) желтенькие, они загорали, да?» Рас-сматривая что-то в траве, малыш выясняет: «А где у кузнечика стрекоталочка?» Происходит дальнейшее развитие речи, ребенок постепенно переходит от отры-вочных высказываний к более полным пересказам и рассказам, часто задает вопросы: почему? отчего? зачем?, улучшается произношение. Интересный пример приводит А. А. Люблинская -- перечень вопросов, ко-торые задал один четырехлетний мальчик за 3--4 ч в течение одного дня:· Почему деревья шумят?· Почему здесь грязь?· Почему здесь тепленько?· Куда упал камень? Почему?· Почему раковина потонула?· Почему капли на стекле высохли? Куда они делись?· Почему ветер дует? Откуда он дует?· Куда течет вода в реке? Почему она не стоит на месте?· Почему бабочки летают? Почему у них такие крылышки?
Где их сделали?· Откуда идет дождь? Как он залез в тучи? Почему он там
живет?· Зачем доктор выстукивает больного?· Откуда взялись звезды?· Что такое солнце? Отчего оно светит? Почему оно загоре-лось и когда потухнет? Что тогда?· Откуда я родился? А ты, мама, откуда? А откуда взялась
самая первая мама?· Почему птицы летают? Кто их научил летать?· Почему летом идет дождь? А где сейчас снег прячется?· Кто сильнее -- слон или лев?· Может ли миллион миллионов ласточек поднять слона?· Зачем рыбка так рот открывает?· Зачем у тети Лизы трое детей, а у нас только один? Как
она их сделала, всех сразу?Отличительными особенностями подобных вопросов являются их крайняя разбросанность, беспорядочность и разнообразие.К 5 годам дети не только считают до 5, но и умеют сравнивать («три конфетки -- это больше, чем две») и складывать. Определяя размер путем сравнения, ребенок говорит: «Рыба в аквариуме вон какая боль-шущая, а эта -- поменьше, а малек-то совсем малю-пусенький». Несмотря на то что дети в этом возрасте любят фантазировать, все же часто они понимают взрослого буквально, не улавливая в словах его об-разное выражение. Вот такие примеры приводит пси-холог М. М. Кольцова.«Сережа гоняет на даче по двору кур. Мама вышла из дома и сделала ему замечание: «Чтобы я больше не видела этого! Не огорчай меня!» Мальчик обещал, и мама ушла в дом, но через несколько минут раздалось отчаянное кудахтанье кур и веселые крики Сережи. Когда рассерженная мама вновь остановила Се-режу, сын с недоумением спросил: «А разве тебе было видно?» Он понял слова матери буквально, а не как запрещение. Порой дети вкладывают в свое слово совершенно неожиданное содержа-ние. Игорек 4 '/г лет ел кашу и закашлялся, рисинки разлетелись по столу. Показывая на них, мальчик закричал: «Смотри, мама, я весь стол осыпал насмешками!» Недавно Игорю прочитали сказ-ку «Гадкий утенок», где говорится, что все птицы осыпали утенка насмешками, и он представил себе насмешки как что-то мелкое, твердое, чем можно осыпать» Питерские психологи А. А. Люблинская и Ф. С. Розенфельд отмечают, что 5-летние дети ус-пешно составляют из картинок группы предметов -- фрукты, мебель, одежду. Иногда они при этом делают ошибки, объединяя, например, в одну группу рыбу, лейку, лодку, объясняя при этом: «Им всем нужна вода». Или складывают вместе картинки, где нарисо-ваны грабли, карандаш, линейка, так как «они длин-ные». Но как только дети узнают обобщающие слова «транспорт», «садовые» или «канцелярские» принад-лежности и т. д., эти ошибки сразу устраняются. Еще трудны для детей понятия абстрактного характера, и они конкретизируют их иногда очень забавно: «Нуж-но руки мыть мылом -- оно щиплет глаза микробам и они убегают».В возрасте от 3 до 5--6 лет дети очень любят рас-сказывать сказки собственного сочинения, в которых используют речевые стереотипы. Сказки часто носят поучительный характер: «Жила-была девочка,-- рас-сказывает Лера своей бабушке,-- вообще очень хоро-шая девочка: мыла руки, хорошо ела, песенки петь умела. И была у девочки бабушка. Вот пошла раз бабушка в магазин, вдруг навстречу ей волк. Во-от с такущими зубами! И как зарычит: «Я тебя съем!» Бабушка бегом домой побежала и уже никогда боль-ше девочку свою не шлепала и в угол ее не ставила.» В сказках детей этого возраста часто сочетаются ска-зочные и современные элементы. У 5-летнего Игорька поп -- толоконный лоб вместе с работником Балдой стали электропроводку в доме делать, а у 5-летнего Сережи «баба-яга стала летать в ступе -- это вроде вертолета, мотор в ней заводится от аккумулятора, ну как в «Москвиче», а баба-яга только рулем рулит». К 6 годам ребенок приобретает способность пони-мать задачу, поставленную воспитателем, самостоя-тельно выполняет указания, договаривается с ребя-тами о последовательности действий в игре и на заня-тиях в отношении распределения обязанностей между собой.Дети учатся считать в пределах 10, отсчитывая по 2, по 3 предмета, овладевают элементарным сложе-нием и вычитанием: «вот 8 и 7 яблок, если к 7 доба-вить одно, то будет поровну, по 8 каждому». Форми-руется понятие о делении на равные части: «яблоко можно разделить пополам или на 4 части». Дети запо-минают и последовательно называют дни недели. Они рассуждают по поводу наблюдаемых фактов, делают простейшие умозаключения: «Я часто вижу бабушку во сне; то вижу, то не вижу -- как диатез» (т. е. не-ожиданно -- как вспышка диатеза).К 6--7 годам ребенок осознает себя на пороге новой школьной жизни, он понимает различие между игрой и специальным занятием (обучением), знает их время и место. Познавательная деятельность приобре-тает более сложные формы, восприятие становится целенаправленным. Дети с удовольствием знакомятся с рассказами о школе, об октябрятах и пионерах. Как известно, в нашей стране положительно решен вопрос об обучении детей в школе с 6 лет. Переход к обуче-нию с этого возраста осуществляется постепенно и полностью будет завершен к 1990 г. Однако нельзя механически переносить формы, содержание и методы обучения детей семилетнего возраста на подготови-тельные классы для шестилетних, поскольку развитие детей 6 лет качественно отличается от нервно-психи-ческого развития более старших детей. Даже возраст-ной диапазон шестилетних имеет значение для учета их интеллектуальных возможностей: в подготовитель-ный класс могут поступить дети, которым только что исполнилось 6 лет, и дети, которым уже совсем скоро будет 7 лет.
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
,
5
,
6
,
7
,
8
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.