Рефераты. Воспитание в детских дошкольных учреждениях

ощным средством укрепления здоровья и пра-вильного физического развития является закалива-ние. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль зака-ливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского орга-низма Г. Н. Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с ранне-го возраста.

Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются постепенность, систематичность, последовательность, индивидуаль-ный подход и учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных климатогеографических условий, т. е. правильное использование при-родных закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий комплекс включает такие факторы, как воздушные и темпе-ратурные условия детских учреждений, соответствую-щая одежда детей в помещении и на прогулке, на занятиях физкультурой и пр.

Для осуществления задач физического воспитания детей необходимы следующие условия: соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);

ь соблюдение гигиенических правил;

ь регулярное, достаточное и полноценное питание;

ь устойчивый правильный режим, создающий воз-можности для нормальной жизни ребенка, его актив-ной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.

При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспи-тательной работы в семье и в детских учреждениях.

Умственное воспитание -- это формирова-ние у детей представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания, вооб-ражения, мышления, речи, игры. Умственное воспи-тание не сводится только к расширению объема при-обретаемых детьми знаний, но также развивает лю-бознательность и умственные способности, формирует простейшие способы умственной деятельности и выра-батывает волевые реакции и поведение ребенка.

Умственное развитие -- это количественные и каче-ственные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта, приобретаемого ребенком, и под влия-нием воспитательных воздействий.

Ежедневная умственная нагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так как она способствует стремлению детей к творческой деятель-ности. Стремление к поиску целенаправленной дея-тельности, как известно, проявляется в самом раннем детстве.

Дети дошкольного возраста при неправильном воспитании иногда праздно проводят время, что является весьма опасным. Еще в XVIII в. выдающийся медик К. В. Гуфеланд отметил, что бездельники и лентяи старятся и дряхлеют значительно раньше времени. Современная наука еще не может полностью объяснить, почему это так происходит. Для правиль-ного умственного развития детей необходимо:

наличие соответствующих игрушек и пособий для проведения специальных занятий и самостоятельной игры;

ь положительное общение детей со взрослыми и между собой;

ь своевременное развитие у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е. формиро-вание сенсорной культуры;

ь развитие речи, умение слушать и пересказывать;

ь развитие игры и других видов деятельности детей.

Умственное воспитание осуществляется путем обу-чения детей на занятиях и в жизни (в играх, труде и т. д.). Важное значение имеет своевременное раз-витие устной речи: пополнение запаса слов, обучение правильному произношению, грамматическому строю и т. д. Для развития внимания, памяти и других познавательных процессов личности необходимо разно-образить жизнь ребенка ежедневно и особенно в празд-ничные дни, проводя с ними занятия и игры. А. М. Горь-кий говорил, что игра является путем к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить. То же можно сказать и о других видах деятельности, в процессе которых происходит развитие детей.

Нравственное воспитание -- это формиро-вание положительных черт характера человеческой личности, которые, определяют моральный облик со-ветского человека.

Ребенок с первых дней жизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего и возникают первые симпатии к людям. Позже его ин-тересует вопрос, что хорошо и что плохо. Дети при-сматриваются к поступкам своих товарищей и взрос-лых. Таким образом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения, которые нередко имеют еще весьма наивный характер. Для правильного нравственного воспитания необходимо:

ь установление правильных взаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми;

ь четкое выполнение режима и сохранение положи-тельного эмоционального состояния ребенка;

ь привитие любви к родной природе (это является основой воспитания патриотизма), к окружающим людям, к городу или селу, где ребенок находится, к дому, где он живет, и т. д.;

ь воспитание организованности и культуры поведе-ния ребенка.

С самого раннего детства следует развивать у детей умение доводить начатое дело до конца (на-пример, все кольца надеть на стержень пирамидки),

преодолевать встречающиеся затруднения (например, сделать некоторое усилие, чтобы перешагнуть канав-ку; немного подождать, когда дадут желаемую игруш-ку), спокойно относиться к неудачам и небольшим неприятностям (например, разлил суп или слегка ушибся). Необходимо воспитывать любознательность, сосредоточенность и многое другое, что лежит в осно-ве характера человека.

Трудовое воспитание является частью нравственного воспитания. В связи с тем что труд взрослого человека является его основной деятель-ностью, этот вид развития личности следует рассмат-ривать как составную часть воспитания подрастаю-щего поколения. Уже в дошкольном возрасте форми-руются такие качества ребенка, как трудолюбие, целенаправленность, организованность, умение прео-долевать трудности, а также воспитываются аккурат-ность и вкус к хорошо выполненной работе.

Основная задача -- это воспитать активного по-лезного человека для нашего общества. Для этого необходимо:

ь наличие пособий для активизации трудовой дея-тельности;

ь показ, пояснение и упражнение в действиях;

ь спокойная деловая обстановка, учитывающая воз-можности ребенка;

ь развитие самостоятельности у детей;

ь поощрение желания помогать старшим и своим товарищам;

ь постоянство требований к последовательности вы-полнения, к качеству трудовых действий и резуль-тату;

ь развитие творчества в формировании трудовых навыков.

Систематическое участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им уверен-ность в своих силах, формирует стремление преодо-левать посильные трудности и получать удовлетво-рение от проделанной работы.

Эстетическое воспитание -- это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасно-му, к искусству, формирование творческой активности личности. Оно обеспечивает всестороннее развитие гармонической личности, являясь частью гуманисти-ческого воспитания. Ранний возраст является подготовительным этапом к эстетическому освоению окру-жающего мира. Ребенок радостно реагирует пока только на отдельные наиболее яркие игрушки, пред-меты, на ритмические движения, музыкальные звуки. Позже восприятие красивого, приятного, произведе-ний искусства совершенствуется. Используя разные виды искусства, воспитатель формирует у ребенка восприимчивость ко всему доброму и красивому, обо-гащает его духовный мир. Осуществляется это бла-годаря следующим условиям:

ь эстетика окружающей среды (здание детского учреждения, групповая комната, игрушки, одежда ребенка и окружающих его людей, домашняя обста-новка и др.);

ь оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, матери-алами, музыкальными инструментами;

ь приобщение ребенка к истинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу формирования эстетического вкуса и эстетических чувств, восприя-тий, суждений;

ь создать условия для активной деятельности детей;

ь учет индивидуальных способностей детей к твор-честву;

Эстетическое воспитание должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами изо-бразительного, музыкального искусства, через литера-туру и народное творчество и т. д.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в соответствии с определенными принципами дошкольной педагоги-ки: активностью и интересом, сознательностью, нагляд-ностью, последовательностью и систематичностью, индивидуальным подходом к детям.

Активность является естественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять, поощрять к самостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он делает, не подавляя инициативы.

Весьма внимательного и осторожного подхода тре-бует воспитание сознательности. Следует считаться с возможностями ребенка, так как многое он восприни-мает на веру, полагается на авторитет взрослых, обла-дает большой внушаемостью и стремлением подра-жать. Поэтому нельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением авторитету взрослого или выра-боткой автоматической привычки. Действия должны быть осознанными и разумными.

Важное значение в работе с детьми имеет прин-цип наглядности, вытекающий из особенностей дет-ского восприятия и мышления. Великий русский педа-гог К. Д. Ушинский отмечал, что если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.

Принцип систематичности и последовательности получил свое отражение во всей работе детских учреж-дений: в организации режима, проведении специаль-ных занятий и т. д.

Неповторимость каждой человеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальные особенности детей. Воспитывая коллектив, надо рас-сматривать детей не как сумму однородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющих друг друга.

3.2 Воспитание у дошкольников чувства коллективизма.

Коллектив -- это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.

Коллективизм -- Нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества,, принадлежности к коллективу, долга пе-ред ним, умении при необходимости подчинять личные интере-сы общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им. Социалистический коллек-тивизм носит высокоидейный и гуманистический характер, пред-полагает всестороннее развитие личности каждого члена кол-лектива.

Современная педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности. В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достиже-ние общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее разви-ваются индивидуальные способности, интересы; взаимное влия-ние разных индивидуальностей обогащает всех членов коллекти-ва. Только в коллективе человек чувствует себя по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это ук-репляет в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Коллектив -- условие формирования общественной направленности личности.

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, сле-довательно, только в коллективе возможна личная свобода»',-- так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива.

Н. К. Крупская рассматривала коллектив как важное условие становления личности. Коллектив не поглощает личность, «...лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться»2. Одной из важнейших задач ком-мунистического воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно. «Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вы-растет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу»3. Основным средством воспитания коллективизма Н. К. Крупская считала совместную деятельность, общие пере-живания детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.