Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Воспитание в детских дошкольных учреждениях
. С. Макаренко также придавал большое значение коллек-тиву как условию всестороннего развития личности. Он выдвинул и обосновал один из принципов советской педагогики: «воспи-тание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Созда-ние коллектива А. С. Макаренко считал целью и средством вос-питания, так как ребенок проходит в нем школу подготовки к общественной "жизни. Коллектив он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качест-вами эта личность ни обладала»4,--писал А. С. Макаренко. На этом основании он сделал вывод о влиянии на формирующуюся личность педагога и коллектива. Отсюда вытекала его теория параллельного педагогического действия. А. С. Макаренко при-надлежит идея перспективных линий в формировании коллек-тива. «Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллек-тивом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым»,--писал он. Высоко ценил он традиции и совместные яркие пере-живания, которые скрепляют детский коллектив. B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив -- это слож-ное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уро-вень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллек-тив в целом. «Воспитывающая сила коллектива начинается с то-го, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные бо-гатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, дает другим, что от него берут люди»Взгляды выдающихся советских педагогов о коллективе и коллективизме служат теоретической основой практической дея-тельности учителей и воспитателей.Понятие «коллектив» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности. Им всегда руководит взрослый, который на-правляет и координирует действия детей, фор-мирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении об-щего результата деятельности, постепенно пре-одолевая неустойчивость связей, слабость ор-ганизационных основ. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.Сложное нравственное качество -- коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных проявлений" социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: сим-патии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-ли-бо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.В процессе совместной деятельности появляется умение дого-вориться, согласовать свои действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя социальные прояв-ления у детей развиваются, усложняются, перерастают в кол-лективизм.Формирование детского коллектива--длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3--6 человек), возникающие в связи с общей деятельно-стью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организа-тором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению неболь-шая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомо-биль, другой возит его, а третий разгружает; 4--5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а педагог помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто- становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игруш-ку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятель-ность, направленная на ее осуществление, необходимость дого-вориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как инте-ресно и весело играть вместе»,-- говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объ-единения детей, учитывая их индивидуальные особенности, доби-ваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отра-жалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пас-сивных.Следующий этап формирования детского коллектива заклю-чается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устой-чивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе де-ти проявляют больше самостоятельности и организаторских уме-ний, растет число участников объединения. Их может быть уже 8--10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности -- игровой, трудовой. Состав объединений становит-ся более устойчивым, так как детей привлекает совместная дея-тельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя-- формировать организаторские умения у всех детей.Более высокий этап формирования детского коллектива, ха-рактеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотре-нию могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом эта-пе появляется осознание себя как части общего, как члена кол-лектива.Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Это-му способствует выполнение общего задания с общественно зна-чимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет по-ручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.). На этом этапе позиция воспитателя изменя-ется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и за-тей, добивается, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно пре-тендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.Формирование детского коллектива связано с задачей воспи-тания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллек-тива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задержи-ваешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показа-телем сформированное коллектива являются и совместные пе-реживания детей за одного из 'своих товарищей. . Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной -- значит кол-лектив в достаточной степени сформирован.С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становит-ся членом детского общества, товарищем своих сверстников; он овладевает нормами поведения, выраженными в правилах; живи дружно, умей вместе с другими детьми играть, трудиться; умей договориться, если надо -- уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги труд других, умей справедливо оценить результаты труда, поступки свои и товарища. Товари-щеские отношения формируются прежде всего в процессе сов-местной деятельности, в общих переживаниях. Воспитатель вы-зывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброже-лательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную эмоциональную, окраску. Педагог помогает детям быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то, что ярче проявляется: один -- хорошо рисует, дру-гой -- строит, третий -- дежурит. Со временем, в процессе накопления опыта жизни в коллек-тиве (группе) сверстников, рядом с понятиями «я», «мне», «мое» появляются понятия «мы», «нам», «наши», причем иногда они отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд по-нятий был господствующим в жизни ребенка до его поступления в детский сад. Это значит, что дети начинают осознавать себя как часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные ин-тересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуально-сти или игнорирования, подавления личных интересов и потреб-ностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем -- значит чув-ствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.Изо дня в день учит воспитатель детей совместной деятельно-сти, вызывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворе-ние от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно рабо-тали!»В воспитании у детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Когда в опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход» С. Сахарнова, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др.Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная деятельность детей; совместные переживания; сплоченность коллектива работников детского сада.Совместная деятельность является ведущим условием и сред-ством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а ре-зультаты их труда оцениваются как общая работа, для- них ста-новится осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, вы-зывающие положительные эмоции. Яркие впечатления, получен-ные во время спектакля кукольного театра, праздничные утрен-ники в детском саду, слушание интересной сказки, музыки, сов-местное исполнение песен -- все это вызывает глубокий эмоцио-нальный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявля-ется у группы детей.Формирование детского коллектива и коллективистического поведения детей успешнее осуществляется в тех детских садах, где есть дружный коллектив взрослых. Дети изо дня в день полу-чают впечатления об укладе жизни дошкольного учреждения, о взаимоотношениях его сотрудников. Если они видят, что взрос-лые относятся друг к другу с уважением и. вниманием, искренне радуются успехам товарища, всегда готовы помочь ему, дружно работают, "ответственно выполняют свое дело, то переносят эти нормы в жизнь детского коллектива, «в свои взаимоотношения. Воспитание кол- Потребность в общении со сверстниками про-является у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует их обще-ние, налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и под-держивает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам. Он организует, поддерживает и поощряет первич-ные объединения детей в игре: «Как хорошо, дружно играют Ка-тя с Юлей!» В процессе совместной деятельности педагог учит детей помогать друг другу.Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и же-лания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д. Время и терпели-вая работа педагога приводит к перестройке в психике ребенка, он начинает проявлять внимание к сверстникам, делиться игруш-ками, у него появляется желание совместно играть.По мере накопления детьми опыта жизни в коллективе их взаимоотношения приобретают все более осознанный характер, связи друг с другом становятся более прочными. Воспитатель приучает каждого .ребенка здороваться со сверстниками, а всем отвечать на приветствие вновь пришедшего, предлагает написать письмо больному ребенку, послать ему рисунки, позвонить по те-лефону и т. д. Приход в детский сад долго отсутствовавшего ре-бенка отмечается радостной встречей и особым вниманием к нему Объединения детей среднего возраста уже более устойчивы; они не только играют, но и.трудятся вместе. Например, несколь-ким детям дается задание протереть мебель или листья комнат-ных растений. Они убеждаются в том, что вместе работать инте-ресно и можно больше сделать. Дети пятого года жизни должны уметь согласовывать свои действия, договариваться до нача-ла совместной игры или труда. Этому способствуют вопросы вос-питателя: кто с кем будет играть? Кто кем хочет быть в игре? Он поощряет детей, которые дружно играют и трудятся, по своей инициативе приходят на помощь товарищу, например во время одевания на прогулку помогают завязать шарф, помогают де-журному завязать фартук и т. д.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
, 7,
8
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.