Рефераты. Воспитание в детских дошкольных учреждениях

огда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем про-вожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выно-сят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и воз-раста.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимуществен-но подвижным. В них развиваются основные движения, снимает-ся умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале про-гулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше перено-сить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равно-весии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессю-жетные народные игры с предметами, такие, как бабки, ,кольцеброс, кегли, а в старших группах -- элементы спортив-ных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения -(упражнения). Летом -- это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой -- катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зави-сят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать дет-ский труд радостным, помогающим малышам овладеть полез-ными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (зара-нее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспи-татель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлени-ям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для орга-низации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не пере-грелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель ор-ганизует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, обо-рудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раз-деваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и приче-ску в порядок и идут в группу.

Целевые прогулки Воспитатель организует наблюдения детей за и их значение общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью органи-зуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неде-лю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транс-порт,, пешеходов, средней -- здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми про-водятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредствен-ных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдатель-ность и любознательность. Движения на воздухе оказывают по-ложительное влияние на физическое развитие. Длительная ходь-ба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную ра-боту с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других -- упражнение в равновесии, для третьих -- спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ре-бенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, за-крепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую ра-зучивали на музыкальном занятии.

В круглосуточных дошкольных учреждениях с детьми прово-дится и вечерняя прогулка. Участок при этом должен быть хоро-шо освещен. Основное место во время прогулки отводится само-стоятельным играм детей.

Глава III

Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а так же воспитание у них нравственных чувств.

3.1 Основные задачи воспитания.

Педагогика -- это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания про-исходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению.

Воспитание -- это целенаправленное руковод-ство духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе. Воспитание в широком смысле слова включает в себя весь процесс форми-рования личности и влияние на человека всего уклада жизни, а также обучения и образования.

Обучение --это такая познавательная деятель-ность, в которой человек овладевает знаниями, уме-ниями, навыками, развивает свои умственные и твор-ческие способности, формирует мировоззрение. В про-цессе обучения в человеке воспитывается ряд ка-честв личности: моральный облик, эстетические вкусы и взгляды, формируются профессиональные интересы и стремление овладеть избранной профессией.

Образование -- это совокупность систематизи-рованных знаний, умений, навыков, приобщение чело-века к культуре.

Воспитание, обучение, образование взаимозави-симы, так как подчинены единой цели -- формирова-нию личности человека.

Педагогика дошкольного возраста является состав-ной частью общей педагогики. Она включает в себя ранний возраст.

Воспитание -- это выработка определенного миро-воззрения и поведения, гармоническое развитие чело-веческой личности. Воспитание предусматривает комп-лекс физического, умственного, нравственного, трудо-вого, эстетического развития ребенка. Однако соот-ношения между этими сторонами развития в дошколь-ной педагогике несколько иные, чем в педагогике школьного возраста: физическое воспитание детей до 7 лет выступает на первый план, а умственное воспи-тание, хотя и играет важную роль, не может занимать такое место, как в школе. В дошкольном возрасте закладываются основы характера человека, но детям еще недоступна система понятий, идей, лежащих в основе нравственного воспитания. Привитие трудолю-бия рассматривается как метод воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостный труд по уходу за растениями, животными, помощь старшим, самообслуживание. Важное значение в этом возрасте придается эстетическому воспитанию, форми-рованию художественного вкуса. Все 5 видов воспи-тания проводятся в основном в форме игры, интерес-ных специальных занятий с детьми в соответствии с возрастными особенностями.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществляются параллельно. Все эти линии развития настолько связаны между собой, что проводимое специальное занятие не может отвечать задачам только, например, умственного или нравственного воспитания. Проводя с дошкольника-ми праздник 1 Мая, мы говорим им о дружбе наро-дов -- нравственное воспитание, о весне и цветах -- эстетическое воспитание, дети читают стихи -- умственное воспитание, с ними проводится подвижная игра -- физическое воспитание.

Воспитание детей ведется на основе научных мето-дов и принципов: последовательно -- от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному. В дошколь-ной педагогике используют определенные методы: наблюдение, естественный педагогический экспери-мент, изучение дневников родителей и воспитателей по наблюдению за детьми, беседы с детьми и их роди-телями, изучение произведений детского творчества, а также различные виды контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Физическое воспитание -- это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ре-бенка, его полноценное физическое развитие. Физи-ческое воспитание направлено на своевременное фор-мирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

Как известно, недостаточная двигательная актив-ность (гиподинамия) очень распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болез-ни века возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более старшие длительное время проводят у телевизо-ра. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология -- это нарушение жирового обмена.

Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой, по-движные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физио-логической точки зрения можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию функций организма.

Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При дви-жениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регули-рующей функции мозга, в частности нарушается регу-ляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.

Усиленная работа мышц обеспечивает также усло-вия для повышения обмена веществ, что способствует росту организма (усиливается выделение гормона роста гипофизом). Физические упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение. Мышечная работа снижает нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные эмоции. При двигательной активности повышается частота дыхания, что улучшает степень насыщения крови кислородом.

Наблюдения, проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие самостоятельно ходить, отли-чаются более быстрым совершенствованием речи. Дальнейшие длительные наблюдения за этими детьми выявили более высокие показатели учебной деятель-ности их в школе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.