Рефераты. Анализ рынка ипотечного кредитования в условиях финансового кризиса

p align="left">Некоторые эксперты увидели причину бешеного роста цен на жилье именно в реализации данного нацпроекта, в котором, по их мнению, произошла подмена понятий "доступное жилье" и "доступная ипотека". Стоит посмотреть, о чем пишут и о чем говорят, обсуждая проблему доступного жилья - главным образом об ипотеке. Действительно, люди стали брать кредиты на покупку жилья, однако квартир под эти кредиты не построили.

По данным Минрегионразвития, две трети россиян не удовлетворены своими жилищными условиями, каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. В очереди на улучшение жилищных условий стоит порядка 4,5 млн. семей. Сроки ожидания получения жилплощади могут составить 15-20 лет, то есть не сократятся.

Впервые российские власти официально признали запредельную дороговизну жилья в марте. В августе 2008 года премьер Владимир Путин на совете по нацпроектам озвучил цену 1 квадратного метра в 30 тыс. руб. Интересно, что против новых цен не возражали и строители. Но существенно снизить стоимость жилья, строящегося хотя бы по городским соцпрограммам, административными мерами нигде, за исключением Москвы, не удалось.

В середине августа премьер поручил Минрегионразвития обдумать механизм субсидирования ипотечных ставок. Субсидии предполагалось установить на уровне 12--15%. Через несколько дней президент Дмитрий Медведев заявил, что ставки по ипотеке следует привести к уровню 6--7%.

Строительный рынок является одним из самых закрытых в российской экономике. Себестоимость одного квадратного метра является во многих строительных компаниях главной коммерческой тайной. К примеру, еще пару лет назад в Москве маржа объекта менее 200% считалась дурным тоном. Строителей можно понять: ведь если сделать процесс ценообразования открытым, то придется признать свою технологическую отсталость, слабый менеджмент, взятки чиновникам и, наконец, свою жадность.

Главной бедой отечественных строителей является крайне низкая производительность труда. По его мнению, у российских строительных компаний просто нет острой необходимости бороться за эффективность самого процесса строительства: “Их конкурентоспособность определяется умением получить доступ к земельному участку и все согласования”. Например, если следовать букве закона, этап согласований может растянуться на четыре года. На практике растягивается на два -- против 40 дней в США. Поэтому для того, чтобы программа “Доступное жилье” заработала, по мнению эксперта, надо перенести конкуренцию из кабинетов чиновников на стройплощадки. Иначе многочисленная армия контролеров будет и дальше искусственно сдерживать предложение на рынке недвижимости.

По оценкам независимых экспертов, доля административных расходов в структуре рыночной стоимости 1 кв. м в Москве колеблется в районе 25--30%. То есть четверть или треть рыночной цены за квартиру составляют различного вида обременения и поборы, которые чиновники берут с застройщиков. Эти потери девелоперы затем перекладывают на плечи рядовых покупателей.

Строительные рынки крупных российских городов по-прежнему монополизированы. Их контролируют три-пять московских или местных компаний, приближенных к власти. Рыночной конкуренцией в России и не существует Крупные западные компании, которые из-за передовых технологий и высокой производительности труда способны обвалить цены, на наши стройплощадки не пускают. Ведь иностранцы не хотят платить взятки чиновникам. Из-за этого оставил Россию один из крупнейших европейских застройщиков -- шведская Skanska. Поэтому у нас работают только те, кто умеет “найти общий язык” с местными властями, или те, кто готов поделиться, как, например, австрийский концерн Strabag.

Еще одной важной проблемой строительной отрасли является отсутствие современных адекватных генпланов и, соответственно, прогнозирования.

К сожалению, проект “Доступное жилье” не улучшил и качество квартир. Россия остается единственной страной в цивилизованном мире, где квартиры в основном сдаются без отделочных работ и с грубыми нарушениями технологий. Причем жилье бизнес-класса нередко отличается от экономкласса только улучшенной планировкой и удачным местом расположения. Ведь элитные дома, как и обычные панельные, строят одни и те же гастарбайтеры, которых к сожалению заменить некем, так как система подготовки квалифицированных рабочих в нашей стране развалилась. [29]

В свое время именно постоянный автор «Гудка» Михаил Булгаков заметил - «москвичей испортил квартирный вопрос». С тех пор эта расхожая фраза так или иначе находит свой отклик в любой проблемной публикации, относящейся к рынку жилья. Рост цен, национальный проект «Доступное жилье», жилищные программы поддержки сотрудников крупных корпораций, процентные ставки и, наконец, ипотека - все это сегодня не что иное, как часть квартирного вопроса. [30]

История нацпроекта по строительству в России доступного жилья началась несколько лет назад. Еще депутаты Госдумы второго созыва занимались законотворчеством именно по этой тематике. Но, несмотря на многолетнюю работу, сегодня нельзя сказать, что программа запущена на полную мощность. Для удовлетворения потребности всех россиян в жилье в России необходимо построить 1,5 млрд кв. м жилья. Если учесть, что цена на недвижимость постоянно растет, то и отношение к этому нацпроекту достаточно скептическое.

Заботясь о привлечении (а главное - удержании) квалифицированных кадров на предприятии, ряд компаний всерьез начинает использовать ипотеку как инструмент мотивации. Среди них РАО «ЕЭС России», «Газпром», ОАО «РЖД» и другие. В РЖД, к примеру, в прошлом году сдали 2 тыс. квартир, которые достались работникам железных дорог. Понимая высокую себестоимость жилья, руководство компании решило оказывать своим специалистам корпоративную поддержку (субсидию) в размере 10% годовых от полученного ипотечного кредита.

ТрансКредитБанк является одним из основных участников корпоративной жилищной программы ОАО «РЖД». ТрансКредитБанка, банк работает на рынке ипотеки около 4 лет. Совместно с компанией и ЗАО «Желдорипотека» эксперты банка разрабатывали систему ставок и выплат в рамках корпоративной ипотечной системы. Причем банк постоянно совершенствует условия выделения ипотечных кредитов. «Буквально вчера на кредитном комитете банка было принято решение по заемщикам с временной регистрацией. В первую очередь это касается молодых специалистов, проработавших на железной дороге более двух лет». У банка постоянно появляются новинки в ипотечной программе, которые делают кредиты для сотрудников отрасли доступнее.

Подобное сотрудничество - «компания - работник» - на сегодняшний день является своеобразным ноу-хау российских железных дорог. В таких масштабах ни одна компания в России внутрикорпоративную жилищную политику не реализует. Преследуя собственные цели, ОАО «РЖД» фактически стало участником нацпроекта «Доступное жилье».

Корпоративные программы не могут решаться без преодоления проблем в стране и без поддержки государства». А сложностей очень много.

В первую очередь, необходимо изменить законодательство. Из-за его несовершенства на формирование программы продажи жилья своим же железнодорожникам у ЗАО уходит очень много времени. Поэтому, «лишь в 2007 году «Желдорипотека» сформирует адресную программу, документация по которой будет соответствовать всем федеральным требованиям». Не способствует развитию нацпроекта и всем известная российская бюрократия. Только на оформление земельного участка для его застройки у ЗАО, за спиной которого стоят РЖД, уходит до полутора лет. Связано это со многими проблемами: отсутствием градостроительной документации, кадастрового учета, инженерно подготовленных территорий и т.д. «Созданием современных градостроительных планов регионы стали заниматься лишь с 2004 года. И по сей день во многих населенных пунктах действуют планы, принятые в 50 - 70-х годах прошлого века».

Кроме того, зачастую для расчета субсидий предоставляются тарифы Минрегионразвития, которые, как правило, не соответствуют реальным ценам за квадратный метр. Они порой могут отличаться в 1,5 раза. Все вышеперечисленные факты можно назвать барьерами, которые и влияют на формирование цен на жилье. А те в свою очередь существенно усложняют реализацию планов власти и корпораций по созданию рынка доступного жилья.[30]

Цены на жилье, которые существуют сегодня в государстве, порой даже сотрудникам РЖД, у которых не самые низкие зарплаты, не дают возможности воспользоваться льготной системой кредитования. Работник не зарабатывает сумму, которой можно расплатиться за один квадратный метр жилья в крупных городах, не может собрать средства, необходимые для внесения первоначального взноса. Профсоюзы пытаются помогать наемным работникам в меру своих сил, но это вопрос, безусловно, к власти.

Существует ряд причин завышения цен на рынке. Первая - это кризис 2003 года, когда Служба финансового мониторинга стала в массовом порядке отзывать лицензии у банков. Их клиенты стали вкладывать деньги в жилье. Вторая причина, это, как ни странно, все та же ипотека. Ее развитие тоже влияет на рост цен. Заемщик может взять кредит под 12% годовых. При этом цена на недвижимость сейчас за год может вырасти до 50%. Ему остается только продать квартиру и заработать на этом деньги. Сегодня уже появились так называемые «дельцы», которые занимаются подобной спекуляцией.

Развитие рынка ипотечного кредитования не может влиять на рост цен на жилье просто потому, что доля квартир, приобретаемых на рынке с помощью ипотеки, сегодня незначительна. Причем не только из-за конкретных условий кредитования, но и из-за элементарного незнания того, что такая возможность вообще имеется и как ею воспользоваться. О преимуществах ипотечного кредитования не знают не только сами клиенты, но руководители компаний. В частности не знают о том, как высвободить собственные средства предприятия, отвлекаемые на приобретение жилья сотрудникам, о возможности закрепления кадров на предприятии и их материального стимулирования за счет процедур субсидирования. «В мире многие страны уже прошли этап становления института ипотеки, он стабилен и надежен. Когда-нибудь произойдет это и в России». По ее мнению, уже через 5 - 7 лет в стране начнется строительный бум. Правительство уже разработало ряд шагов, которые активизируют рынок жилья и ипотеки. Речь идет об ограничении вывоза сырья, используемого для производства стройматериалов (в частности леса), за границу. На рассмотрение в Госдуму уже внесены поправки в Градостроительный кодекс и закон о земельных отношениях, цель которых снять административные барьеры при выделении площадок для строительства. В сумме эти меры должны спровоцировать массовое строительство жилья и снизить его стоимость.[30]

Разработка и реализация методов и механизмов повышения доступности жилья для различных категорий населения - главная цель приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Ее достижение требует как создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье через развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и других форм жилищного финансирования, так и предложения жилья через развитие жилищного строительства.[31]

В конце 2004 года в России была сформирована законодательная база, которая обеспечила основные правовые условия:

1) развития института долгосрочного жилищного кредитования граждан (ипотечного кредитования на цели приобретения жилья, кредитования индивидуального жилищного строительства, других форм жилищного кредитования);

2) увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления застройщикам прав на сформированные земельные участки, упрощение процедур согласования и государственной экспертизы проектной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.