Рефераты. Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)

Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»

Факультет экономики и права

Кафедра правоведения

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Банковская система Республики Беларусь

(правовой аспект)

Выполнила студентка 5 курса

дневного отделения

группы П-021

Научный руководитель

ст. преподаватель

Решение кафедры о допуске дипломной работы к защите в ГЭК

(протокол № от 2007 г.)

Могилев 2007

Содержание

Перечень используемых сокращений

Введение

1. Концептуальные основы банковской системы

1.1 Сущность и понятие банковской системы. Виды банковских систем

1.2 Главные составляющие банковской системы

2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь

2.1 История развития банковской системы Республики Беларусь

2.2 Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

2.3 Основные направления совершенствования банковской системы

Заключение

Список использованных источников

Перечень используемых сокращений

БК - Банковский кодекс Республики Беларусь

ГК - Гражданский кодекс Республики Беларусь

ЕЭП - Единое экономическое пространство

ЕврАзЭС

СНГ

МВФ

ЕБРР

АО

ОАО

ЕС

Введение

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков.

В совокупности все банки образуют систему. Банковская система - это внутренне организованная, взаимосвязанная общими целями и задачами совокупность банков конкретного государства. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального Банка Республики Беларусь и иных банков, в том числе банков с участием иностранного капитала и дочерних банков иностранных банков, зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Беларусь.

Тема данной дипломной работы актуальна и интересна, поскольку банковская система и банки в частности занимают одно из ведущих мест в проведении денежно-кредитной политики в нашем государстве, а стабильное функционирование банковской системы призвано обеспечить как стратегические цели (повышение устойчивости элементов системы: выполнение в полном объеме своих функций; укрепление доверия со стороны кредиторов и вкладчиков), так и выполнение целей денежно-кредитной политики. Банковскую систему можно определить как специфическую экономическую систему, сложность организации которой обусловлена иерархичностью строения, то есть наличием входящих в нее систем более низкого уровня и упорядоченностью взаимодействия между уровнями, а совокупность ее свойств не тождественна совокупности свойств, входящих в нее элементов. При этом свойства элементов зависят от свойств системы, а свойства системы -- от свойств ее частей.

Цель работы - на основе исследования действующего законодательства и научных публикаций проанализировать состояние банковской системы Республики Беларусь и определить возможные перспективы её развития.

Задачи данной работы: раскрыть содержание понятия и сущности банковской системы, проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы Республики Беларусь, охарактеризовать и исследовать взаимоотношения между Национальным банком и банками второго уровня, выявить проблемы и определить перспективы развития банковской системы нашей республики.

Выполнение данных задач позволит более полно рассмотреть выбранную тему, что поможет не только овладеть теоретическим материалом, но и использовать приобретенные знания на практике.

Объектом исследования является банковская система Республики Беларусь (в правовом аспекте).

Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития банковской системы нашего государства, её сущность, структура, основные элементы и принципы.

Исследовав труды ученых на эту тему, законы, иные нормативно-правовые акты, материалы конференций, статьи журналов и газет можно прийти к выводу: многие ученые интересуются проблемой банковской системы, предлагают свои пути по ее совершенствованию, используя факты многолетних исследований и опираясь на статистические данные.

Цели и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ, изучение, дедукция, оценка, синтез и так далее.

Автором настоящей дипломной работы исследованы и проанализированы нормативные правовые акты по состоянию на 01.04.2007 года, а также различные литературные источники.

1. Концептуальные основы банковской системы

1.1 Сущность и понятие банковской системы. Виды банковских систем

Банковская система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций. Банки являются одной из старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в настоящее время большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтами универсального (за исключением их небольшого числа) профиля.

Что касается определения банковской системы, то это совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы.

Структура кредитной системы любого государства исторически развивается и совершенствуется, и на это влияют две группы факторов: экономические и юридические.

Каждое государство имеет свою структуру кредитной и банковской системы, свою организацию кредитного дела, банковской деятельности. Основой любой кредитной системы являются банки, но степень развития специализированных кредитно-финансовых организаций в государствах различна. Несмотря на особенности классификации банков, отличия в процедуре осуществления операций, правилах регулирования банков, организации работы и статусе органов банковского надзора, во всех странах учитываются международный опыт ведения банковского дела, рекомендации, стандарты международных финансово-кредитных организаций.

Все больше внимания уделяется вопросам обеспечения надежного функционирования банковских систем - как международных, так и национальных, что возможно, если исходить из основных принципов:

поддержки действительно надежных банков;

повышения открытости в деятельности банков;

контроля риска посредством пруденциального регулирования и надзора.

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

- двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);

- централизованная монобанковская система;

- уникальная децентрализованная банковская система (Федеральная резервная система США).

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.

Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он выполняет следующие функции:

-осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения и изъятия из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

-проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

-предоставление кредитов коммерческим банкам;

выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;

управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;

- осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

-государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции. Канаде, Беларуси);

-акционерные (например, в США);

-смешанные акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции) Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции Банк Франции наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.