В соответствии с Соглашением о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000 г. необходимо продолжение работы по формированию единого экономического пространства и на завершающем ее этапе - по введению единой денежной единицы Союзного государства.
Поэтапная реализация указанного межгосударственного соглашения намечена в процессе выполнения Республикой Беларусь и Российской Федерацией актуализированного Плана совместных действий Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь по введению единой денежной единицы Союзного государства (4, 4.2.1.5.).
Развитие интеграционных процессов в ЕврАзЭС предусматривает дальнейшее согласование государствами - участниками сообщества параметров денежно-кредитной политики и выработку единых принципов валютного регулирования и контроля для подготовки государств - участников ЕврАзЭС к завершающему этапу валютной интеграции, характеризующемуся согласованием условий и порядка введения единой валюты.
По мере формирования ЕЭП основное внимание должно уделяться реализации мероприятий по созданию условий для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах, последовательной либерализации валютной политики, согласованию механизма установления валютных курсов национальных валют, формированию действенной платежной системы, повышению степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств - участников.
Должно продолжаться двустороннее сотрудничество Национального банка с другими центральными (национальными) банками государств - участников СНГ, в том числе с Национальным банком Украины, как это и определено Соглашением о создании Консультативного Совета Центральных банков Республики Беларусь и Украины.
Взаимодействие банковской системы страны, и главным образом Национального банка, с международными финансовыми организациями, в первую очередь с МВФ, необходимо осуществлять посредством привлечения технической помощи по актуальным направлениям деятельности банковской системы, включая дальнейшее ее укрепление с учетом рекомендаций экспертов МВФ по Программе оценки финансового сектора; совершенствования денежно-кредитной политики, банковского надзора, системы сбора, составления и распространения статистической информации; перехода на международные стандарты финансовой отчетности; проведения мероприятий по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных незаконным путем. Одновременно должна продолжаться работа по обеспечению согласованных оценок МВФ и белорусской стороны экономической ситуации в стране и прогнозов на перспективу.
Взаимоотношения с группой организаций Всемирного банка и ЕБРР послужат целям привлечения финансовых ресурсов указанных организаций в банковский сектор страны для нужд микро-, малого и среднего бизнеса, а также в капиталы белорусских банков.
В ходе переговорного процесса со странами - членами Всемирной торговой организации (далее - ВТО) должна продолжиться работа по сближению позиций заинтересованных сторон по условиям доступа иностранных поставщиков банковских (финансовых) услуг на рынок страны с учетом экономических интересов государства с целью присоединения Республики Беларусь к ВТО (4, п.4.2.1.5.).
Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод, что, несмотря на стабильное последовательное развитие банковской системы нашего государства, все-таки существуют определенные проблемы. Для их преодоления следует стараться неукоснительно следовать Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, которая позволит вывести ее (банковской системы) развитие на международный уровень.
Заключение
Подводя итог выполненной работы, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на данной основе.
Проводимое Национальным банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь. Результаты исследований показали, что в последние годы, начиная с 1991, нет должной увязки между конечными и промежуточными целями и применением инструментов денежно-кредитного регулирования.
В целях повышения эффективности функционирования банковской системы необходимо более широко использовать принцип независимости Национального банка Республики Беларусь, который является необходимым условием стабильности денежно-кредитной системы, повышения эффективности регулирования денежной сферы. Усилившиеся на современном этапе тесные связи между Национальным банком и правительством не означают, что государство может безгранично влиять на политику Национального банка. Существенная степень независимости последнего является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. Это особенно важно в плане ограничения возможности правительства по использованию ресурсов Национального банка для покрытия бюджетного дефицита или финансирования заранее невозвратных кредитов. В связи с этим представляется целесообразным, при сохранении статуса Национального банка Республики Беларусь в предусмотренном законодательством режиме, найти решение проблемы механизма взаимодействия правительства, министерств и ведомств с Национальным банком, а также с банками второго уровня, не отказываясь от наработанных и оправданных механизмов.
Сегодня, в условиях развития товарного и становления финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в Беларуси. Решение этой задачи возможно только при своевременной реакции законодателей на все изменения происходящие при развитии и совершенствовании банковской системы. Для успешного функционирования банковской системы необходима, прежде всего, четкая правовая регламентация.
Прогнозируется, что к концу 2010 года отношение активов к ВВП составит 40 - 43%. В целом активы в абсолютном выражении за пятилетие возрастут в 2,7 - 3,2 раза. Отношение банковского капитала к ВВП достигнет 7,9 - 8,4%, что соответствует международным нормам. Банковский капитал в абсолютном выражении увеличится в 2,7 - 3 раза. Отношение кредитов экономике к ВВП составит 29 - 31%, за пятилетие банковские кредиты экономике в абсолютном выражении возрастут почти в 3 - 3,5 раза. Планируется, что объем банковских депозитов населения увеличится в 3 - 3,4 раза, объем депозитов субъектов хозяйствования - в 2,5 - 3 раза (4, п. 4.2.2.3.).
Развитие банковского сектора, проведение эффективной денежно- кредитной политики в значительной степени будут зависеть от координации совместных действий Правительства и других органов государственного регулирования, Национального банка и банков, направленных на решение задач, предусматриваемых в ежегодных прогнозах социально-экономического развития, бюджете и основных направлениях денежно-кредитной политики, других государственных программах страны.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи: раскрыто содержание понятия и сущность банковской системы, проанализированы процессы зарождения и становления банковской системы Республики Беларусь, охарактеризованы и исследованы взаимоотношения между Национальным банком и банками второго уровня, выявлены проблемы, пути их решения, а также определены перспективы развития Банковской системы Республики Беларусь.
Нами установлено, что тема данного исследования довольно актуальна и значима перед построениями правового социального государства, что имеет, как теоретическую, так и практическую значимость.
Список использованных источников
Список нормативных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2006. - 48 с.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь № 441-З от 25 октября 2000 г. (в ред. от 17.07.2006) // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2007.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь № 218-З от 7 декабря 1998 г. (в ред. от 29.12.2006) // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2007
4. Указ Президента Республики Беларусь № 27 от 15 января 2007 г. «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы» // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2007.
5. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь № 107 от 28 июля 2006 года «Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2006 г. и задачах банковской системы страны по их дальнейшей реализации» // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2007.
6. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь № 220 от 15 ноября 2002 г. «Об утверждении правил формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном Банке Республики Беларусь» // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2007.
7. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь № 175 от 28 июня 2001 г. «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций» // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2007.
8. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь № 137 от 28 сентября 2006 г. «Об утверждении инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций» // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2007.
9. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь № 35 от 31 января 2007 г. «Об утверждении инструкции о порядке проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций» // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2007.
Список литературных источников
1. Довнар Ю.П. Банковское право. Общая часть. - Минск: Амалфея, 2007. - 336 с.
2. Ефимова Л.Г. Банковское право. Учеб. и практич. пособие. - М: Изд-во БЕК, 1994. - 345 с.
3. Масленников В.В., Соколов Ю.А. Национальная банковская система. - М.: Элит-2000, 2003. - 243 с.
4. Нестерова Т.Н. Банковские операции. Учебное пособие. - М.: Инфра-М., 1996. - 94 с.
5. Тихонов Р.Ю., Тихонов Ю.Р. Фондовый рынок. - Минск: Амалфея, 2000. - 223 с.
6. Ханкевич Л.А. Банковское право республики Беларусь. Практическое пособие. - Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. - 283 с.
7. Банковская система России. (Настольная книга банкира). В 3-х кн. - М.: Дека, 1995. - 768 с. (кн.2).
8. Научно-практический комментарий к Банковскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн. 1 / В. В. Жуков, Д.А. Калимов, В.И. Киблов и др. - Минск: Дикта, 2002. - 453 с.
9. Алексеева Н., Осипов В. Пути повышения стабильности банковской системы // Банковский вестник. - 2000. - № 9. - С. 2 - 6.
10. Антоненко Ю., Ильич А. Банковская система: Надежность в крепкой и открытой структуре // Банкаўскi веснiк. - 1999. - №8. - с.6-7.
11. Бриштелев А. Особенности согласования интересов центрального банка и банков // Банкаўскi веснiк. - 2006. - №4. - с.30 - 34.
12. Дискуссия об устойчивом развитии банковской системы Беларуси // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - №22. - с. 45 - 50.
13. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: учеб. пособие. - М.: Дека, 1998. - 361 с.
14. Иоффе Э. Кредитные учреждения Минска в конце XIX - начале XX века // Банкаўскi веснiк. - 1999. - №14. - с. 38-40.
15. Каллаур П.В. О задачах Национального банка и банков по повышению эффективности банковской системы Республики Беларусь (Доклад первого заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь на расширенном заседании Правления) // Банкаўскi веснiк. - 2006. - №6. - с. 11 - 14.
16. Крамаренко О. Сущность и организация пруденциального надзора за банками // Банковский вестник. - 2000. - №2. - с. 6 - 9.
17. Масько И. Возникновение и становление банковской системы Беларуси: документы свидетельствуют // Банковский вестник. - 2004. - № 7. - с.47 - 49.
18. Мойсейчик Г. Создание государственных банков на местном уровне: за против // Банкаўскi веснiк. - 2006. - №10. - с. 38 - 40.
19. Рыкова Л. Банковская ликвидность - индикатор денежно-кредитной политики // Банкаўскi веснiк. - 2000. - №7. - с. 20 - 24.
20. Салей Е.А. Правовые основы организации и деятельности банковской системы в свете Банковского Кодекса Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2007.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11