Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального Банка Республики Беларусь и иных банков, в том числе банков с участием иностранного капитала и дочерних банков иностранных банков, зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Беларусь.
Первый уровень белорусской банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным банком. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Банковского кодекса Национальный банк -- центральный банк Республики Беларусь, государственный орган Республики Беларусь, действующий исключительно в интересах. Республики Беларусь. Конституция выделяет его как главный банк государства.
Несмотря на достаточно длительное существование Национального банка, его правовой статус до сих пор является дискуссионным. Основная причина этого заключается в двойственности правового положения главного банка.
С одной стороны, для достижения целей, поставленных перед Национальным банком (ст. 25 БК), он наделен властными полномочиями. Эти полномочия позволяют говорить о Национальном банке как об органе государственной власти. В старой редакции БК не содержалось нормы о том, что Национальный банк относится к государственным органам. В настоящее время ч. 1 ст. 24 БК прямо указывает на то, что Национальный банк является государственным органом Республики Беларусь [10, с.74].
С другой стороны, центральный банк, бесспорно, является субъектом хозяйствования, несмотря на то, что его предпринимательская деятельность и ограничена рядом условий.
Две данные сферы функционирования Национального банка порождают двойственность его правового статуса, выражающуюся в переплетении публично-правового и частноправового аспектов. Эти аспекты не осуществляются независимо друг от друга. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В то нее время нельзя забывать, что, по сути, ориентационная устремленность Национального банка выражается двумя противоположно направленными векторами.
Сочетать два разнонаправленных компонента в одном образовании достаточно сложно. Можно констатировать, что в современном белорусском праве нет института, который смог бы отразить специфику правового положения Национального банка.
В большинстве зарубежных государств существует деление юридических лиц на лиц частного и публичного права. В связи с этим центральные банки в ряде стран имеют статус публичных корпораций (public corporations) - юридических лиц публичного права. Например, согласно ст. 2 Закона о Немецком Федеральном Банке последний является независимым федеральным институтом и юридическим лицом публичного права. Эта же конструкция применима и к Банку Италии. В соответствии со ст. 3 Закона о Банке Италия акции данного банка могут принадлежать только юридическим лицам публичного права -- сберегательным банкам, другим банкам, созданным в национальных интересах, организациям социального страхования [10, с.75].
Однако в белорусском законодательстве категория юридического лица публичного права отсутствует и, следовательно. Национальный банк она характеризовать не может. Предложения использовать ее без соответствующей правовой базы, выдвинутые относительно Банка России, но применимые и к Национальному банку Республики Беларусь, представляются необоснованными. Мнение, что, будучи наделенным властными полномочиями административно-правового характера, центральный банк выступает как «специальное юридическое лицо», не является аргументированным по той же причине.
Нельзя согласиться и с тем, что правовой статус Национальный банка сводится исключительно к его положению как органа государственной власти. Так, в России, где существует схожая проблема, центральный банк - это, прежде всего, структура административной власти и никакие «так называемые демократические формы... здесь немыслимы». Такой подход представляется однобоким.
В силу изложенных выше причин полагаем наиболее аргументированным и обоснованным мнение белорусских и зарубежных авторов, считающих, что правовой статус центрального банка имеет сложный, двойственный характер [17, с.123]. Для более, подробного его анализа необходимо обратиться к вопросам о месте Национального банка в системе государственных органов, его целях, функциях, компетенции и организационной структуре.
Важный аспект правового положения Национального банка сформулирован в ч. 2, 3 ст. 24 БК, где закреплено, что главный банк Республики Беларусь независим в своей деятельности и подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Содержание категории «независимость» в Банковском кодексе не раскрыто. В литературе также нет общепризнанного определения данного термина. Вместе с тем сама идея независимости центральных банков как гарантии противодействия инфляционным механизмам пополнения бюджета стала общепризнанной еще во второй половине XX в. [10, с.77].
Ее суть проста. Денежная власть - основа любой власти. Банки и другие кредитно-финансовые учреждения оказывают регулирующее воздействие на денежные потоки. Центральный банк представляет банковскую систему на уровне государственной власти. Закон не должен допускать, чтобы денежная власть концентрировалась в одних руках или превращалась в другую власть (например, исполнительную).
Чаще всего независимость центрального банка оценивается по таким критериям, как:
- финансовая независимость;
- осуществление банковского надзора;
- наличие законодательных гарантий независимости;
- стабильность правового регулирования статуса центрального банка в совокупности с усложненным порядком изменения основных актов в данной сфере;
- способность центрального банка самостоятельно устанавливать ориентиры для достижения законодательно определенных целей монетарной политики;
- процедура назначения, увольнения руководителей центрального банка и сроки их пребывания в должности;
- отсутствие представителей государственных органов в органах управления центрального банка;
- жесткие ограничения по кредитованию правительства и государственного сектора;
- неприкосновенность резервов центрального банка.
Характеристики этих параметров применительно к Национальному банку Республики Беларусь изучались различными авторами. Общий вывод по проведенным исследованиям заключается в наличии относительно низкой степени независимости Национального банка Республики Беларусь, что, в общем, характерно для постсоветских государств. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы предусматривает уточнение статуса Национального банка Республики Беларусь, которое будет происходить в направлении повышения его самостоятельности, независимости и ответственности в выработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики, в осуществлении функций и решении задач центрального банка страны [10, с.78].
Что касается подотчетности Национального банка Президенту Республики Беларусь, то она означает:
- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь;
- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка (2, ч. 4 ст. 24).
В соответствии с Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» последний был подотчетен Верховному Совету, т.е. законодательной власти. Этот подход применен и в Российской Федерации, где Центральный банк является подотчетным по отношению к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ч.1 ст. 4 Закона «О Центральном банке Российской Федерации»). Существуют и смешанные модели. Например, в США Федеральная резервная система несет ответственность за свою политику перед Конгрессом. Однако назначения в совет управляющих ФРС, включая назначение председателя и вице-председателя, осуществляются президентом с согласия Сената.
Современная белорусская модель сильного централизованного государства подразумевает взаимодействие Национального банка не с какой-то отдельной ветвью государственной властью, а с Президентом как Главой государства [10, с.80].
Такой подход порождает вопрос о месте Национального банка в системе органов государственной власти.
Очевидно, что по своей компетенции центральный банк Беларуси ближе всего к исполнительной ветви. В соответствии с ч. 6 ст. 37 БК Председатель Правления Национального банка является членом Правительства Республики Беларусь. Согласно п. 1.9 Указа Президента от 5 мая 2006 г. № 289, с изм. и доп. «О структуре Правительства Республики Беларусь» Председатель Правления Национального банка входит в Президиум Совета Министров. Однако это не значит, что Национальный банк относится к органам, подчиненным Правительству. Указом № 289 утвержден закрытый перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и Национальный банк в него не включен.
Часть 1 ст. 37 БК закрепляет в качестве основы взаимоотношений Национального банка и Совета Министров их взаимодействие в проведении единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и об объеме эмиссии денег. Кроме того, Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение новых банкнот и монет, за исключением памятных банкнот и монет.
Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации. Правительство Республики Беларусь (а также Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь) и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций. Кроме того, Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Национальный банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь. Он также оказывает посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, участвует в их обращении. Кроме того, Национальный банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам, выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11