Рефераты. Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)

p align="left">В области валютного регулирования Национальный банк:

- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

- регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте, а также порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях, порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

- устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

- устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

- устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных инструкций в иностранной валюте;

- контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций;

- определяет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

- привлекает в соответствии с законодательством Республики Беларусь банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

- выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- осуществляет другие полномочия, установленные законодательными актами Республики Беларусь (2, ст. 33).

Важно подчеркнуть, что денежно-кредитное регулирование осуществляется Национальным банком в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, под которой следует понимать совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия. Денежно-кредитная политика является одним из основных средств воздействия государства на экономические процессы.

Совместно с Правительством Национальный банк ежегодно представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики. Они включают краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь, содержат важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году, мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 608 [10, с.93].

В качестве инструментов денежно-кредитной политики следует назвать:

- дисконтную (учетную) политику;

- политику минимальных резервов;

- политику открытого рынка.

Политика учетной ставки (дисконтная, учетная политика) состоит в определении условий, на которых центральный банк покупает (переучитывает) векселя. Ее смысл заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. В случае повышения центральным банком учетной ставки банки стремятся компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита), путем повышения ставок по кредитам. Получается, что повышение официальной учетной ставки в период роста инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям банков, что приводит к их сокращению» Соответственно понижение учетной ставки приведет к обратным последствиям.

Так, во время азиатского, бразильского и российского финансовых кризисов 1997-1998 гг. Федеральная резервная система США снижала ставку, чтобы спад производства в развивающихся странах не распространился на США. Идея заключалась в том, что уменьшение рынков сбыта не отразится на общей прибыльности производства, если кредит будет обходиться американским производителям дешевле [10, с.94].

Политика обязательных (минимальных) резервов заключается в том, что к банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов, размер которых устанавливается в определенном соотношении с привлеченными денежными средствами.

Обязательные резервы появились как страховка ликвидности кредитных институтов и с этой нее целью существуют до сих пор. Кроме того, политика минимальных резервов является инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций банков. Поэтому изменение нормы обязательных резервов влияет на Рентабельность кредитных учреждений и служит наиболее эффективным антиинфляционным средством [10, с.95].

Политика открытого рынка представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании.

Согласно ст. 55 БК Национальный банк Республики Беларусь при осуществлении денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, определяет технические требования к их изготовлению, а также осуществляет операции с ценными бумагами.

Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги (фиксирует куре, при достижении которого скупается любой предлагаемый объем; приобретает определенное количество ценных бумаг одного типа независимо от курса предложения и т.п.). Происходит увеличение денежной массы. Если, же целью, центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на стороне предложения, проводя контрактивную политику.

Общая тенденция использования денежно-кредитных инструментов в развитых странах заключается в том, чтобы уделять все больше внимания именно политике открытого рынка, что связано со стремлением к регулированию экономики не административными, а рыночными методами. Вместе с тем в условиях «либерализированной экономики» монетарные власти зачастую бессильны перед валютными и финансовыми спекуляциями, что проявилось, например, во время валютно-финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии в 1997--1998 г [10, с.97].

Кроме названных, основных, инструментов денежно-кредитной политики возможно применение и ряда других (депозитная политика, валютная политика и др.). Подчеркнем, что наряду с экономическими, центральный банк может использовать и исключительно административные способы воздействия. Например, возможно применение ограничения кредитования. Этот метод представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Однако общепризнанно, что наиболее рационально использование административного воздействия не систематически, а как вынужденной меры. Тогда административные методы наиболее эффективны.

Второй уровень банковской системы Республики Беларусь занимают иные банки.

В мировой банковской практике традиционно принято различать универсальные и специальные (специализированные) банки. В основе данного деления лежит такой критерий, как набор банковских услуг. Универсальный банк производит все или подавляющее большинство банковских операций. Специальный банк базируется на каком-либо одном или нескольких видах банковских операций. В настоящее время такое деление банков получило легальное закрепление (2, ст. 71). В настоящее время вполне можно утверждать, что банки на территории Республики Беларусь действуют на основании принципа «универсального банка», сочетающего классические банковские операции (депозитные, кредитные, расчетные) с иными операциями (например, депозитарными операциями, торговлей ценными бумагами и др.). Это утверждение базируется на том, что в целом перечень банковских операций, которые осуществляют банки, соответствует перечню банковских операций, закрепленных в Банковском кодексе, а последний соответствует положениям приложения ко Второй банковской директиве ЕС от 15 декабря 1989 г, содержащего перечень банковских операций.

Классифицировать банки на виды можно и по иным основаниям.

По форме собственности, на базе которой создается банк, банки подразделяются на банки, образованные на основе государственной собственности, и банки, образованные на основе собственности физических и юридических лиц в различных сочетаниях.

По организационно-правовой форме, в которой создается и функционирует банк, различают банки в форме унитарных предприятий и акционерных обществ (закрытых или открытых). Создание банков в иных возможных для коммерческих юридических лиц формах не допускается.

По структуре выделяют банки с разветвленной сетью структурных подразделений и без таковой. В соответствии с действующим законодательством банки вправе создавать обособленные подразделения - филиалы и представительства, которые юридическими лицами не являются [29, с.4].

Филиал банка - это обособленное подразделение банка, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее банковскую деятельность от имени создавшего его банка. Операции, совершаемые филиалом, находятся в рамках специальной правоспособности банка и тех пределов, которыми наделил данный филиал банк. В соответствии с ранее действовавшим законодательством статус юридического лица имели филиалы банков-нерезидентов, приобретая его с момента регистрации в Национальном банке Республики Беларусь. Согласно действующему Банковскому кодексу (гл. 11) иностранный банк вправе создавать на территории Республики Беларусь дочерний банк, являющийся юридическим лицом, и представительство, таковым не являющееся.

Представительством банка является отдельное подразделение банка, расположенное вне места его нахождения, которое не обладает правом совершения банковских операций. Его основная функция - представительство и защита интересов банка, пропаганда его услуг среди потенциальных клиентов. При открытии представительства банк обязан уведомить об этом Национальный банк.

Помимо филиалов и представительств банки вправе создавать их структурные подразделения (расчетно-кассовые центры, обменные пункты и др.), не имеющие самостоятельного баланса и осуществляющие расчетное, кассовое обслуживание клиентов, валютно-обменные и иные операции, определяемые Национальным банком (2, ст.87).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.