Рефераты. Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)

p align="left">По составу уставного фонда банки можно подразделить на банки, уставный фонд которых полностью образован за счет взносов белорусских юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь, и банки с иностранными инвестициями. Последние в свою очередь делятся на банки со 100-процентным иностранным капиталом (дочерние банки иностранных банков) и банки с определенной долей иностранного капитала, переданного нерезидентами в уставный фонд банка. В соответствии с действующим законодательством (2, ст.90) Национальный банк по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливает размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь, которая рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам, в уставных фондах банков с иностранными инвестициями и дочерних банков иностранных банков к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. При превышении установленной квоты Национальный банк прекращает регистрацию банков с иностранными инвестициями и вправе запретить увеличение уставного фонда банков за счет средств нерезидентов.

В специальной литературе проводят деление коммерческих банков на крупные, средние и мелкие. Причем из-за отсутствия легального критерия для классификации, критерии для такого деления предлагаются весьма различные, в частности, размер уставного фонда банка, доля в банковской системе государства, размер размещенных банком средств и др. В Республике Беларусь выделяют группу системообразующих банков, доля которых в общем объеме активных операций банков республики составляет в настоящее время более 85 процентов [18, с. 34]. К ним относятся ОАО «СБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», АО «Приорбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк» и образованный в результате реорганизации в форме слияния ОАО «Белбизнесбанк» и ОАО «Белорусский банк развития» ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк».

Порядок создания и прекращения деятельности банков регулируется специальной Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций от 28 июня 2001 г. Особенности создания банков на территории СЭЗ установлены в Правилах создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 28 июня 2001 г.

Банк получает статус юридического лица с момента его государственной регистрации в Национальном банке Республики Беларусь. В качестве учредителей банка могут выступать физические и юридические лица. Учредитель банка не может являться учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность; индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности, но процесс прекращения деятельности еще не завершен; индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность или учредителем (участником) юридического лица, ликвидированного на основании представления уполномоченного органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет, а также лицом, имеющим задолженность по заработной плате и / или платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, в том числе и учредителем таких юридических лиц. В качестве учредителей не могут выступать лица, ограниченные по суду в праве на осуществление предпринимательской деятельности, а также общественные объединения, преследующие политические цели. Несоответствие учредителя указанным требованиям может повлечь согласно ст. 82 Банковского кодекса отказ в государственной регистрации банка. Учредители банка не имеют права выходить из состава учредителей в течение трех лет со дня его государственной регистрации (2, ст.123).

Уставный фонд создаваемого банка должен быть полностью оплачен к моменту подачи пакета регистрационных документов для регистрации. Размер уставного фонда зависит от состава учредителей. Минимальный размер уставного фонда для банков, создаваемых учредителями-резидентами, а также банков с иностранными инвестициями составляет 5 млн. ЕВРО.

Уставный фонд в минимальном размере должен быть полностью оплачен в денежной форме. Денежные взносы в уставный фонд могут осуществляться как в национальной денежной единице, так и в СКВ. При этом весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения вклада в уставный фонд. Средства, поступающие в счет оплаты уставного фонда, аккумулируются на временном счете, открываемом в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком в другом банке. Средства с временного счета могут быть использованы только по двум направлениям: либо для зачисления на корреспондентский счет банка после его регистрации, либо для возврата учредителям. Уставный фонд может быть сформирован только за счет собственных средств учредителей. Привлеченные денежные средства направлены на образование уставного фонда быть не могут (2, ст.75, 76). Доля неденежного взноса в уставном фонде, сформированном в размере свыше минимального, не должна превышать 20 процентов в первые два года после государственной регистрации банка и 10 процентов в последующие годы (2, ст. 113).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, предусмотрен ст. 80 и 89 Банковского кодекса и зависит от организационно-правовой формы, в которой создается банк и состава уставного фонда (наличия или отсутствия в нем иностранных инвестиций).

Решение о государственной регистрации банка или об отказе в регистрации должно быть принято Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления пакета документов, необходимых для регистрации. При положительном решении вопроса о регистрации банка Национальный банк производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направляет учредителям уведомление о регистрации. На основании решения о государственной регистрации принимается решение о выдаче банку общей лицензии на совершение банковских операций.

Отказать в регистрации Национальный банк может по основаниям, предусмотренным ст. 82 Банковского кодекса, в частности:

- при порочности состава учредителей, т.е. несоответствии учредителей, предъявляемым к ним вышеуказанным требованиям;

- в случаях несоответствия руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера квалификационным (отсутствие у кандидатуры, предлагаемой на должность руководителя исполнительного органа, высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству каким-либо подразделением банка, у кандидатуры на должность главного бухгалтера - высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка) и иным требованиям (например, наличие непогашенной или неснятой судимости, привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу и др.). Недостаточность квалификации может быть установлена специальной комиссией Национального банка:

- при выявлении в документах, представленных для государственной регистрации, недостоверной информации;

- в случае нарушения установленного законодательством порядка создания банка.

Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано учредителями в судебном порядке.

Деятельность банка может быть прекращена путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации, основания и процедура которых в целом совпадают с прекращением деятельности коммерческих юридических лиц по Гражданскому кодексу с учетом особенностей, закрепленных в Банковском кодексе и Инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков [29, с.7].

Ликвидация банка возможна в добровольном и принудительном порядке. Добровольная ликвидация деятельности (по решению учредителей (участников) банка) возможна только с письменного согласия Национального банка, т.е. носит разрешительный характер. Принудительная ликвидация осуществляется по решению хозяйственного суда или Национального банка, за исключением банков с иностранными инвестициями, которые с учетом общего законодательства могут быть ликвидированы только в судебном порядке.

В соответствии с ранее действовавшим Положением о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков от 15.06.98 г. был закреплен примерный перечень оснований ликвидации банков по решению суда, который совпадал с п. 2 ст. 57 ГК, в частности, непринятие решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создан банк, или достижение цели, ради которой он создан, осуществление деятельности без лицензии, либо деятельности запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, или признание судом недействительной регистрации банка в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Новейшее банковское законодательство такого перечня не содержит, а соответственно, следует применять общие положения гражданского законодательства, а именно, ст. 57 ГК.

Решение о ликвидации в административном порядке, т.е. по решению Правления Национального банка, в соответствии со ст. 103 БК может быть принято только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Перечень оснований ликвидации по решению регистрирующего органа в настоящее время содержится в акте общего законодательства, а именно, в Положении о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Таковыми, в частности, применительно к банкам являются: нарушение сроков регистрации акций в случае создания банка в форме АО, нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, а также неосуществление предусмотренной учредительными документами предпринимательской (банковской) деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправление Национальному банку и налоговому органу сообщений о причинах неосуществления такой деятельности.

Ликвидационная комиссия создается органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационная комиссия производит оценку финансового состояния банка и удовлетворяет требования вкладчиков и кредиторов банка в порядке очередности, установленной ст. 105 Банковского кодекса:

- в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью;

- во вторую очередь погашаются задолженности по взысканию алиментов, по заработной плате работникам банка, а также выплате выходных пособий;

- в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;

- в пятую очередь возвращаются вклады юридических лиц и начисленные по ним проценты;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.