Рефераты. Правовое регулирование страхования в Российской Федерации

p align="left">На практике встречаются проблемы при досрочном расторжении договора медицинского страхования, а также при осуществлении выплат вообще. Здесь имеется в виду порядок налогообложения, осуществляемых выплат и возвращенной части страхового взноса. Вступившая в силу часть вторая Налогового кодекса содержит ст. 213, которая регламентирует порядок налогообложения дохода, полученного по договорам страхования. Указанная статья значительно ужесточает условия налогообложения, что заставляет страховщиков задуматься при определении в договорах медицинского страхования условий о досрочном расторжении и выплате выкупных сумм. В частности указанной статьей установлено:

1) при досрочном расторжении договоров долгосрочного страхования жизни, до истечения пятилетнего срока, полученный доход определяется как разница между выкупной суммой и суммой внесенного страхового взноса;

2) по договорам страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, подлежит налогообложению положительная разница между суммой внесенного страхового взноса, увеличенная на ставку рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора и выплаченного страхового обеспечения;

3) по договорам имущественного страхования (включая страхование ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) подлежит налогообложению положительная разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью имущества (при гибели или уничтожении застрахованного имущества) или расходами на восстановление (при повреждении застрахованного имущества), увеличенной на размер уплаченной страховой премии. При этом рыночная стоимость имущества для целей налогообложения определяется по договорам страхования имущества на дату заключения договора, а по договорам страхования ответственности на момент наступления страхового случая. При этом в качестве дохода не учитываются расходы, произведенные страховщиком, в связи с наступившим страховым случаем;

4) по договорам пенсионного страхования, заключаемым работодателями в пользу своих работников, для целей налогообложения учитываются суммы внесенных застрахованных взносов, за исключением проведения страхования в обязательном порядке или случая, когда сумма уплачиваемых за каждого застрахованного взносов по договору добровольного страхования не превысит двух тысяч рублей в год Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3824. - Часть 2; 2000. - № 117; 2000. - № 32. - Ст. 3340..

Кроме того, ст. 13 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование государственной, муниципальной систем здравоохранения, исключаются из сумм, облагаемых налогами. Юридическим лицам, направляющим средства из прибыли на добровольное медицинское страхование работников предприятия, а также членов их семей и лиц, ушедших на пенсию с данного предприятия, предоставляются налоговые льготы в размере до 10 процентов от суммы, направленной из прибыли на эти цели (ст. 13. Ч. 1,2 Закона о медицинском страховании).

Как и любая сделка, договор страхования может быть признан недействительным по общим основаниям недействительности сделок, установленным гражданским законодательством. Помимо этого существуют следующие основания недействительности договора медицинского страхования:

1. Недействительность договора медицинского страхования влечет несоблюдение письменной формы.

2. Недействительным может быть признан договор медицинского страхования, если он был заключен в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, без согласия застрахованного. Недействительность такой сделки признается по иску застрахованного лица, а в случае его смерти - по иску наследников.

3. Страховщик вправе требовать признания договора медицинского страхования недействительным, если будет установлено, что при заключении договора медицинского страхования страхователь сообщил заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска Ковалевская, Н. Правовое значение сведений, предоставляемых страхователем страховой организации при заключении договора страхования имущества / Н. Ковалевская, М. Ковалевский // Страховое право. - 2000. - № 1. - С. 30-42., когда эти обстоятельства не были известными, не должны были быть известны страховщику. Однако в случае, если такие основания уже отпали, страховщик не вправе требовать признания сделки недействительной.

4. Страховщик может потребовать признания договора недействительным, если вследствие обмана со стороны страхователя в договоре была указана завышенная страховая сумма, кроме того, страховщик вправе требовать возмещения причиненных ему этим убытков.

5. Ничтожным является договор медицинского страхования в части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость медицинских услуг по программам обязательного либо добровольного медицинского страхования, в том числе, если такое завышение явилось следствием двойного страхования Густов, Д. А. Правовое регулирование медицинского страхования : дис. … канд. юрид. наук / Д. А. Густов. - СПб. : СПбУ МВД России, 2004. - С. 138..

Иски о признании договора медицинского страхования недействительным и о применении его недействительности предъявляются в течение одного года с момента, когда истец должен был узнать или узнал об обстоятельствах, являющихся основанием для признания договора недействительным. Иски о применении последствий недействительности договора страхования, если он является ничтожной сделкой могут быть предъявлены в течение десяти лет с момента начала исполнения договора медицинского страхования.

Как следует из проведенного исследования, прекращение обязательств медицинского страхования регламентируется общими нормами. Однако специфика медицинского страхования требует более детального подхода к указанному вопросу и конкретизации гражданского законодательства.

Медицинское страхование является относительно новым институтом в страховании. Оно выступает подвидом личного страхования, поэтому правовое регулирование медицинского страхования подчиняется общим правилам о страховании. Помимо этого в законе выделены специальные, присущие только данному виду страхования нормы.

Предоставление услуг специфического медицинского страхования страховщиками осуществляется посредством заключения между ними и страхователями договоров обязательного и добровольного страхования.

III. СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с опасностью их гибели (смерти), причинения вреда здоровью. Такая опасность значительно возросла в последнее время в первую очередь из-за существующей в нашем обществе социальной нестабильности и напряженности. Поэтому задача создания системы гарантий социального и материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей на случай гибели (смерти) или утраты профессиональной трудоспособности сейчас, как никогда, встает со всей остротой.

Наряду с традиционной системой пособий и компенсаций за вред, причиненный сотрудникам органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей, сегодня складывается принципиально новая система обязательного государственного страхования жизни и здоровья, позволяющая наиболее полно обеспечить имущественные интересы рассматриваемой категории граждан путем создания специальных страховых фондов Венедиктов, А. С. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел : дис. … канд. юрид. наук / А. С. Венедиктов. - СПб. : СПбУ МВД РФ, 2005. - С. 3..

В настоящее время отечественный рынок страховых услуг сотрудников органов внутренних дел находится в стадии формирования. В таких условиях одним из основных направлений деятельности государства по стабилизации сложившейся ситуации выступает развитие обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.

1. Правовые основы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

Рассматривая обязательное государственное страхование жизни и здоровья, следует обратить внимание на то, что в настоящее время интересующие нас общественные отношения регулируют различные правовые нормы, содержащиеся в самостоятельных нормативных правовых актах, принятых как Государственной Думой, так и органами исполнительной власти. Данные нормы предусматривают обязательное государственное страхование одних и тех же категорий сотрудников бюджетной сферы, но на различных условиях.

Прежде всего, в качестве источников гражданско-правового регулирования обязательного страхования необходимо назвать международные акты.

Среди международных актов, обладающих непосредственным отношением к гражданско-правовому регулированию обязательного страхования, особое место занимают многосторонние договоры (конвенции), ратифицированные Россией. Относительно темы настоящего исследования в качестве примера можно привести Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанное участниками Содружества Независимых государств (далее - СНГ) 15 мая 1992 г. в Ташкенте1 Бюллетень международных договоров. - 1994. - .№9., а также Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств, подписанное участниками СНГ 24 декабря 1993 г. в г. Ашхабаде2 СЗ РФ. - 1999. - №41. - Ст.4866..

Следующей по важности группой источников правового регулирования рассматриваемых отношений выступают нормативно-правовые акты Российской Федерации. Мы не будем останавливаться на тех актах, которые уже подверглись анализу выше. Кроме Гражданского кодекса и Закона об организации страхового дела имеется довольно большое число и других федеральных законов, включающих нормы гражданского права о страховании. Основную их часть составляют законы, содержащие положения об обязательном страховании.

Один из них - ФЗ РФ от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» СЗ РФ. - 1994. - №2. - Ст.74; № 7. - Ст.3588; 1996. - №12. - Ст.1039; №34. - Ст.4029; 1999. - №28. - Ст.3466; 2001. - №17. - Ст.1588; №25. - Ст.2484; №7. - Ст.614; 2002. - №28. - Ст. 2785; 2003. - №2. - Ст.160; №52. - Ст.5038; 2004. - №17. - Ст.1588; №25. - Ст.2484.. Статья 22 этого Закона предусматривает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы на случай:

а) гибели (смерти) вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;

б) причинения увечья или иного повреждения здоровья.

В качестве примера можно также привести Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», согласно которому работники ядерных установок и иных аналогичных предприятий и некоторые другие лица подлежат обязательному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.