Рефераты. Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками

ри отсутствии средств у плательщиков акцептованные пла-тежные требования-поручения помещаются в картотеку к внеба-лансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», кроме документов, учтенных по внебалансовому счету 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корсчетах кредитной организации». Оп-лата должна производиться по мере поступления средств . Сабанти Б.В. Финансы современной России.--СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1997.,стр.53.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязатель-ство кредитной организации, выдаваемое по поручению клиента в пользу контрагента по договору, по которому открывшая аккредитив кредитная организация может произнести платеж или пре-доставить такие полномочия другой кредитной организации при условии представления документов, предусмотренных в аккреди-тиве, и при выполнении условий аккредитива.

Открытие эмитентом гарантированных аккредитивов осуществ-ляется по договоренности с покупателем и в соответствии с усло-виями корреспондентских отношений с другой кредитной орга-низацией.

Для открытия аккредитива плательщик представляет заявле-ние, в котором указывается:

номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива); наименование поставщика;

наименование кредитной организации исполнителя; место исполнения аккредитива;

полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления (полный развернутый перечень может ука-зываться в приложении к заявлению); вид аккредитива;

цель открытия аккредитива, т.е. для отгрузки каких товаров (оказания услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (оказа-ние услуг); сумма аккредитива; способ реализации аккредитива.

Заявление об открытии аккредитива представляется в количе-стве экземпляров, необходимом для выполнения условий аккре-дитива.

Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив то-вары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предус-мотренные условиями аккредитива (подтверждающие выполнение) документы до истечения срока аккредитива в обслуживающую кредитную организацию. Если нарушается хотя бы одно из условий, выплаты по аккредитиву не производятся. При выплате по аккре-дитиву исполнитель обязан проверить, соблюдены ли поставщи-ком все условия аккредитива, а также правильно ли оформлен реестр счетов, соответствуют ли подписи и печати поставщика за-явленным образцам. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то проверяется, есть ли ак-цептная надпись и соответствует ли подпись уполномоченного представленному образцу.

Не принимаются к оплате реестры счетов, если в них не указа-ны: дата отгрузки, номера товарно-транспортных документов, но-мера почтовых квитанций при отправке товара через предприятия связи, номера или даты приемо-сдаточных документов и вид транс-порта, которым отправлен груз при приеме товара представите-лем покупателя на месте у поставщика.

Реестр счетов представляется в трех экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве мемориального орде-ра, третий -- в качестве расписки в приеме, а второй -- с прило-жением товарно-транспортных документов и отметкой исполни-теля отсылается эмитенту для вручения плательщику.

Выплата аккредитива наличными деньгами не допускается. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномочен-ного покупателя, то указанное лицо обязано представить испол-нителю:

паспорт или другой заменяющий его документ; образец своей подписи, если таковой в банке не имеется (за-полняется в банке на карточке образцов подписей);

командировочное удостоверения или доверенность, выданные организацией, открывшей аккредитив.

Закрытие аккредитива в кредитной организации поставщика производится:

1) по истечении срока аккредитива. О закрытии аккредитива исполнитель уведомляет эмитента;

2) по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использо-вания аккредитива до истечения срока (на основании его заявле-ния). Эмитенту посылается уведомление исполняющей кредит-ной организацией. Неиспользованная сумма перечисляется кре-дитной организации плательщика на балансовых счет, с которого депонировались средства (расчетный или ссудный);

3) по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично. В день получения сообщения от эмитента аккреди-тив закрывается или уменьшается, но не более суммы остатка на счетах 90907 или 90908. О закрытии аккредитива посылается уве-домление эмитенту;

4) в кредитных организациях списываются все записи по вне-балансовым счетам (90907 или 90908) Выставленные аккредити-вы; (91305) Гарантии, поручительства, полученные банком; (91404) Гарантии, поручительства, выданные банком.

Схему документооборота при расчетах аккредитивами см. в приложении 8.

2.7. Факторинговые расчеты

Факторинг (англ. factoring от factor -- агент, посредник) -- раз-новидность расчетной операции.

Основой факторинговой операции является покупка факторинго-вой фирмой счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты (80% от стоимости счета-фактуры) и передача поставщиком фирме права требования платежа с дебито-ра. Оставшаяся часть (20%) выплачивается факторинговой фир-мой (за вычетом процента за кредит и комиссии за услуги) либо после получения платежа от дебитора, либо независимо от по-ступления платежа от дебитора.

Оплата счетов поставщика осуществляется в соответствии с обя-зательствами по договору с активного счета 47402 «Расчеты с кли-ентами по факторинговым, форфейтинговым операциям» -- по дебету. Суммы возмещений плательщиками по факторинговым операциям учитываются по кредиту пассивного балансового счета 47401 «Расчеты с клиентами по факторинговым, форфейтинго-вым операциям».

В аналитическом учете ведутся лицевые счета соответственно по поставщикам и по плательщикам. Документы по факторинго-вым операциям, переданные поставщиком кредитной организа-ции, учитываются на внебалансовом счете 90906 «Расчетные до-кументы по факторинговым, форфейтинговым операциям» в сум-ме их первоначального предъявления плательщику. В расход спи-сываются суммы полностью оплаченных плательщиками докумен-тов. Частичные платежи отражаются на обороте расчетного доку-мента.

Схема документооборота при факторинговой операции:

1) Отгрузка продукции и отсылка счета-фактуры покупателю с указанием срока платежа.

2) Поставщик представляет копию счета-фактуры в факторинговую фирму.

3) Оплата счета-фактуры (80% от суммы счета).

4) Покупатель представляет в свой банк при наступлении срока поручение на оплату счета поставщика.

5) Оплата счета и перевод денег на счет факторинговой фирмы.

6) Окончательный расчет факторинговой фирмы с поставщиком.

Факторинговые операции ускоряют получения платежей; га-рантируют оплату счетов; снижают расходы по учету счетов-фак-тур у поставщика, обеспечивают своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупа-теля; улучшают финансовые показатели у поставщика.

Факторинговые операции осуществляются на основе догово-ров. Обязательными реквизитами договора являются: Деньги и кредит. М.,№ 7.,-- 1998.,стр.19.

наименование и адрес каждого плательщика и условия прода-жи ему продукции (реестр); сумма требований; сумма имеющегося ранее долга каждого плательщика и данные о проверке его счетов; перечень покупателей; предельная сумма аванса; процентная ставка за кредит; процент комиссионного сбора за услуги; предельные суммы по операциям факторинга; меры, принимаемые для получения платежа с неаккуратного плательщика; право регресса; предельный срок платежа для покупателя; порядок завершения факторской сделки; условия расторжения договора; срок действия договора.

Глава 3. Кассовые операции

3.1. Организация кассовой работы

Правовые основы функционирования денежной системы и ор-ганизации расчетов в Российской Федерации регламентируются Законом «О денежной системе Российской Федерации», приня-тым 25 сентября 1992 г. Функция организации денежного оборота возложена на Центральный банк Российской Федерации. Прави-ла проведения операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации определяются Центральным банком, ре-шением Совета директоров которого за № 40 от 22 сентября 1997 г. принят документ «Порядок ведения кассовых операций в Россий-ской Федерации».

Для более рационального оборота наличных денег, сокраще-ния трудовых и материальных затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса платежей должна осуще-ствляться в безналичном порядке. Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их расчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличны-ми деньгами за проданные товары, оказанные услуги и выполнен-ные работы и др. Предприятиям и организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается лимит кассовой наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая мо-жет храниться в кассе предприятия.

Коммерческие банки осуществляют операции с наличными деньгами по обслуживанию клиентов только при наличии у них лицензии, выданной Центральным банком РФ (или его террито-риальным управлением) на ведение кассовых операций, при этом банку устанавливается лимит операционной кассы, размер кото-рого зависит от объема выполняемых банком операций. Для обес-печения рационального оборота наличных денег в кассе банк на основе заявок клиентов составляет кассовый прогноз поступле-ний и выплат наличными деньгами. При недостатке кассовой на-личности для обеспечения предстоящих выплат банк может полу-чить наличные деньги в РКЦ за счет средств на корреспондент-ском счете банка. Сверхлимитный остаток операционной кассы подлежит сдаче в РКЦ для зачисления на корреспондентский счет банка.

Большое значение придается правильной и четкой организа-ции кассовой работы в коммерческом банке, которая должна обеспечить и сохранность ценностей, и своевременное обеспе-чение кассовой наличностью обслуживаемых банком предприя-тий и организаций, и инкассацию денежной наличности. При этом работы должны вестись с полным соблюдением кассовой дисциплины.

Для приема и выдачи наличных денег и других ценностей в коммерческом банке создается отдел кассовых операций, кото-рый возглавляет заведующий кассой (старший кассир), осуществ-ляющий руководство отделом и контроль за работой кассового аппарата банка. Наряду с главным бухгалтером и руководителем банка заведующий кассой несет ответственность за правильную организацию кассовой работы, четкое кассовое обслуживание предприятий и организаций, а также населения, своевременное отражение в учете денег, поступивших в кассу или выданных из кассы, сохранность всех ценностей в кассе банка.

В коммерческом банке создаются кассы приходные, расход-ные, приходно-расходные, вечерние, кассы для выдачи чековых книжек, пересчета денежной выручки. Виды и количество таких касс зависят от объема операций и характера деятельности бан-ка. Кириллов Н.Н.Лапидус М. X. Совершенствование финансово-кредитных отношений в строительстве. -- М.: Финансы и статистика, 1995.,стр.43.

Для хранения наличных денег и других ценностей в коммерче-ском банке выделяется специальное помещение -- денежное хра-нилище. Технические требования к оборудованию касс и денеж-ного хранилища определяются в специальном документе Цент-рального банка РФ. Кабины касс должны быть оборудованы та-ким образом, чтобы можно было зрительно следить за работой кассира, но в то же время помещение кассы должно быть защи-щено от проникновения в него извне. Денежное хранилище обо-рудуется так, чтобы обеспечить полную сохранность ценностей. В хранилище имеются несгораемые и железные шкафы, запираю-щиеся стеллажи для хранения наличных денег и ценностей.

3.2. Учет и документооборот по операциям с наличными деньгими

В коммерческом банке вся денежная наличность, используе-мая для выполнения кассовых операций, называется операцион-ной кассой банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.