67
Описание и накопление фактов в современной анатомии - лишь один из методов, а не единственная цель, как было в описательной анатомии. Да и описание фактов происходит на новом уровне, с применением новых методов исследования.
Строение организма человека нельзя правильно понять без уче-та его исторического развития, его эволюции, поскольку природа, а, следовательно, и человек, как высший продукт природы, как наиболее высокоорганизованная форма живой материи, непрерывно изменяется. Изменения организма человека происходили и при становлении его в историческом плане, и при индивидуальном раз-витии от момента зарождения до смерти.
Нельзя себе представить строение организма человека и его от-дельных образований без связи с функцией. Форма и функция - две основные диалектические категории, существующие во взаимо-связи и взаимообусловленности, прослеживаются на всех уровнях строения организма. В организме нет образований, которые бы не выполняли ту или иную функцию; не может быть и функции без ма-териальной основы. Под влиянием функции изменяется строение образования, изменившееся строение обеспечивает качественно но-вую функцию. Поэтому современная анатомия изучает строение организма в функциональном аспекте и во взаимосвязи с внешней средой.
Призванная решать задачи теории и практики физической куль-туры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин.
1. Материалы топографической анатомии, изучающей взаимное расположение органов, позволяющей установить взаимовлияние их друг на друга, как в обычных условиях, так и при выполнении фи-зических упражнений
2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особен-ности формы тела, соотношения отдельных частей - пропорции те-ла и их связь со спортивными достижениями.
3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.
Эти материалы дают возможность научно обоснованно подойти к решению вопросов в ранней специализации, отбора по морфологи-ческим признакам в ДЮСШ, построения учебно-тренировочного процесса с учетом не только паспортного, но и биологического воз-раста занимающихся и др.
4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проек-цию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого чело-века. Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию.
5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения проис-ходят в организме человека в процессе и в результате этих заня-тий.
6. Материалы теоретической анатомии, дающей возможность объединить разрозненные факты и явления единой теорией, общи-ми закономерностями, без которых нельзя подойти к управлению ни процессами, происходящими в организме под влиянием спортив-ной деятельности, ни материальной основой, которая их обеспечи-вает.
7. Материалы динамической анатомии, способствующие овла-дению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.
8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомя-щие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности.
В подготовке тренеров и педагогов по физическому воспитанию анатомия имеет общеобразовательное (мировоззренческое), пропедевтическое (подготовительное) и практическое (прикладное) значение.
Общетеоретическое значение анатомии состоит не только в том, что она позволяет получить правильное представле-ние о строении организма человека, но и в том, что она дает воз-можность убедиться в материальности мира, в наличии материаль-ной основы, обеспечивающей все многообразие функциональных проявлений человека, в том числе двигательной деятельности и психики. Анатомия на большом фактическом материале убедитель-но подтверждает, что организм человека, все составляющие его элементы - это разнообразные формы живой материи, которой свойственны законы материалистической диалектики и виды движе-ния материи. Изучение материальной сущности строения организ-ма человека, его становления и развития способствует диалектико-материалистическому миропониманию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21