Рефераты. Концепции современного естествознания

p align="left">Работоспособность имеет следующие фазы:

- фаза мобилизации;

- фаза врабатываемости (постепенное приспособление организма к наиболее оптимальному режиму выполнения работы);

- фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации);

- фаза неустойчивости компенсации или субкомпенсации (происходит свое-образная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее выгодных энергетически и функционально. Например, в сердечнососудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется уже не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты)

- фаза «конечного порыва» имеет место при наличии сильного мотива к деятельности;

- фаза декомпенсации наступает при выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, она сопровождается прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями - учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации.

Периоды подъема и спада работоспособности чередуются в течение определенного времени. Максимальные подъемы отмечаются в 10 -13 и 17-20часов. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 часа ночи и с 5 до 6 часов утра. Периоды подъема работоспособности в 5 - 6,11 - 12, 16 - 17, 20 - 21, 24 - 1 час чередуются с периодами ее спада в 2 - 3, 9 - 10, 14 - 15, 18 - 19, 22 - 23 часа. Это учитывают при организации режима труда и отдыха. Интересно, что в течение недели отмечаются те же этапы: в понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление.

Существуют и сезонные колебания работоспособности. В переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют весенним утомлением.

Широкое распространение получила модная теория так называемых трех биоритмов - физического, эмоционального и интеллектуального - со дня рождения. Такие циклы действительно существуют, причем они имеют связь с показателями обмена веществ. Но их трудно прогнозировать с момента рождения из-за многочисленных привходящих факторов, вызывающих физические, эмоциональные, психические стрессы. Например, при напряженных тренировках спортсменов или во время студенческой сессии амплитуда соответствующих биоритмов была все время на подъеме, а частота увеличивалась. Это свидетельствует о том, что психологические факторы сильнее природных датчиков ритма.

В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечнососудистой систем продолжительностью 5-16 дней. Их выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжелого физического труда они равны 5 - 8 дням, у работников умственного труда - 8 - 16 дням.

На работоспособность влияет и возраст. Установлено, что в 18-29 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4%, к 40 - на 13%, к 50 - на 20%, а в возрасте 60 лет - на 25 %. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50 - 60 годам она снижается на 30 %, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60 % юношеской.

Спад работоспособности связан с утомлением, которое долго считали отрицательным явлением. Современные физиологи (академик А. Аршавский и др.) доказали, что утомление - это естественный процесс восстановления работоспособности. Эксперименты показали, что физические нагрузки не сокращают, а наоборот, увеличивают продолжительность жизни.

Различают физиологическое и психическое утомление. Первое из них связано с воздействием на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности. Психическое утомление проявляется: в понижении восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители он вообще не воспринимает, а другие воспринимает лишь с опозданием; в снижении способности концентрировать внимание, в результате человек совершает ошибки; в уменьшении способности к запоминанию, трудностям в воспоминании уже известных вещей, причем воспоминания становятся обрывочными, и человек не может применить свои профессиональные зна-ния в работе в результате временного нарушения памяти; в замедленности мышления, его неправильности, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту, человек с трудом соображает, не может принять правильное решение; в области эмоциональной возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость; в возникновении помех в деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате чего усталый человек медленнее реагирует на внешние воздействия, одновременно теряет ловкость, скоординированность движений, что приводит к ошибкам, несчастным случаям.

После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро. После сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6 - 8 часов ночного сна. Порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации. В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и по-рой неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев.

Для предотвращения хронического переутомления необходима правильная, рациональная организация режима труда и отдыха. Для начинающегося переутомления (I степень) достаточно упорядочить отдых, сон, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого пере-утомления (II степень) полезен очередной отпуск и отдых. При выраженном переутомлении (Ш степень) необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха. Для тяжелого переутомления (IV степень) требуется уже лечение.

Степень переутомления (по К. Платонову)

Симптомы

I - начинающееся переутомление

II - легкое переутомление

III- выраженное переутомление

IV - тяжелое переутомление

Снижение работоспособности

малое

заметное

выраженное

резкое

Появление сильной усталости

при усиленной нагрузке

при обычной нагрузке

при облегченной нагрузке

без всякой нагрузки

Компенсация снижения работоспособности волевым усилием

не требуется

полностью компенсируется

не полностью

незначительно

Эмоциональные сдвиги

временами снижение интереса к работе

временами неустойчивость настроения

раздражительность

угнетенное состояние, раздражительность

Расстройства

трудно засыпать и просыпаться

сонливость днем

бессонница

3. Высшие психические функции и их физиологические механизмы. Сознание и мозг

Материальные основы психической деятельности человека изучает физиология высшей нервной деятельности (ФВНД). Ее основоположником является великий русский ученый И.П. Павлов, создавший учение о безусловных и условных рефлексах как двух формах поведения человека.

Безусловные рефлексы - видовые генетически закрепленные, стереотипные формы поведения человека, они врожденны.

Условные рефлексы - индивидуальные приобретенные в процессе жизни и обучения приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловным актом. Значение условных рефлексов в том, что они, будучи формой приобретенного поведения, являются основой для развития, обучения, приобретения навыков, умений, знаний в процессе индивидуального опыта человека.

ФВНД изучает сложнейшие проявления психики: сознание, мышление, память, внимание, эмоции и др.

Особенностью психических функций человека является наличие второй сигнальной системы - особые условные рефлексы, вырабатываемые на слово. Слово - обобщенный сигнал, имеет знаковую природу и заменяет конкретный предмет. Благодаря второй сигнальной системе у человека формируется абстрактно-логическое мышление.

Физиологические предпосылки сознания:

1. Оптимальное кровоснабжение мозга;

2. Оптимальный уровень возбудимости нервных центров. При низком уровне возбудимости сознание отсутствует (например, сон).

В самостоятельную группу выделяют неосознаваемые психические процессы, которые составляют сферу бессознательного. Сознание и бессознательное - взаимосвязанные формы психической деятельности, которые осуществляются на уровне коры и подкорки.

Сознание - это высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира. Это такое знание, которое существует и может быть передано в знаковой форме.

Итак, сознание - это одна из форм отражения материи. Отражение универсальное свойство, присущее всей материи, ее важнейший атрибут. Отражение - это способность одних материальных объектов воспроизводить в своих изменениях свойства других материальных объектов в процессе их взаимодействия. Сознание является результатом взаимодействия двух материальных объектов: человеческого мозга и предметного мира. На каждом уровне организации материи отражение имеет свою специфику и форму. Из приведенной ниже таблицы видно, что взаимодействие объектов проявляется в определенных формах движения материи, результатом которых являются соответствующие формы отражения.

Таблица «Формы отражения материи»

Уровни организации материи

Формы движения материи

Формы отражения

Органическая

природа

социальная

сознание человека

биологическая

психика высших животных

раздражимость

Неорганическая природа

химическая

химическая (различные химические реакции)

физическая

физическая (оптические, акустические, электромагнитные и др.)

механическая

механическая (например, деформация)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.