Рефераты. Концепции современного естествознания

p align="left">Из таблицы видно, что сознание как форма отражения имеет социальную природу и является высшим уровнем психической активности человека как социального существа.

Способом бытия сознания является речь. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей с помощью знаков. Виды речи: устная, письменная, внутренняя. В речевой функции левому полушарию коры головного мозга принадлежит господствующая роль. Правое полушарие доминирует в процессах восприятия предметов, геометрических фигур, деталей и образов. Эта межполушарная асимметрия доказана клинико-патологическими данными. Выявлены нарушения речи, связанные с поражением нижней лобной извилины; сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины, при этом страдает восприятие речи на слух. Опыты показали, что у правшей в 75% случаев доминирует левое полушарие. Люди с доминирующим левым полушарием тяготеют к теории, имеют большой словарный запас, им присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. «Правополушарный» человек тяготеет к предметным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, склонен к созерцательности и воспоминаниям.

Исследуя взаимосвязь сознания и мозга, ученые сделали вывод о том, что правое полушарие мозга улавливает смысл, а левое подбирает слова. Чтобы рассказать о том, что увидел, надо сначала уловить суть, а затем облечь ее в слова. Если человек не может этого сделать, значит, у него повреждена определенная зона головного мозга - таков традиционный взгляд на проблему. Однако сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН М.А. Грицышина предположила, что разные этапы формирования высказывания связаны с разными отделами и полушариями головного мозга. Чтобы проверить это, она предлагала здоровым людям и испытуемым с очаговыми поражениями правого и левого полушарий головного мозга составить рассказ по сюжетной картинке "Гость" известного карикатуриста Х. Бидструпа. Было проанализировано 73 рассказа, 20 из которых принадлежали здоровым испытуемым, 40 рассказов - больным с поражением левого полушария головного мозга, а также 13 рассказов - больным с поражением правого полушария. Результаты анализа рассказов подтвердили предположения исследователя и выявили интересные закономерности.

Для понимания замысла художника необходимо иметь здоровое правое полушарие. Люди с пораженным правым полушарием затруднялись определить сюжет картинки. Эти трудности проявлялись по-разному, в зависимости от того, какая часть полушария пострадала. При поражении передних отделов рассказчики описывали отдельные эпизоды, но не могли сложить их в единое целое. Больные с нарушениями в задних отделах такой проблемы не испытывали, но от них ускользал смысл картинки. Они произносили многословный связный текст, который не имел прямого отношения к сюжету рисунка, а был вызван скорее ассоциациями, навеянными этим рисунком.

Левое полушарие отвечает за то, как сформированный правым полушарием смысл высказывания облекается в слова. Основную роль в подборе слов играют передние отделы левого полушария. Больные с поражениями в этих областях изъяснялись односложно. Они хорошо поняли сюжет, каждое использованное ими слово относилось к сути этой простой истории, но связного развернутого рассказа эти люди составить не могли. При нарушениях в задних отделах левого полушария все наоборот: слова льются, но очень трудно подобрать подходящие к случаю.

Исследования М.А. Грицышиной позволили сделать выводы: 1) При поражении задних отделов практически невозможно четко выразить мысль либо потому, что ее трудно уловить (правое полушарие), либо потому, что не удается подобрать нужные слова (левое полушарие). 2) Передние отделы отвечают за связь отдельных эпизодов в единое целое, причем правое полушарие объединяет понятия, детали, левое же связывает слова в предложения, а фразы друг с другом.

Сознание - это сложный феномен, имеющий определенную структуру, куда входят три сферы: когнитивная, эмоциональная, мотивационно-волевая. Когнитивная сфера включает в себя познавательные способности человека. К ним, в частности, относятся: чувственность (ощущения, восприятия, представления), мышление (понятия, суждения, умозаключения), внимание, память, воображение.

Внимание - это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность, нацеленность на определенный объект, значимый в данный момент. Физиологический механизм внимания - это 1) ориентировочный рефлекс, который заключается в установке анализаторов на объект; 2) локальный процесс активиза-ции, основанный на явлении доминанты. Внимание бывает двух видов: произвольное (основано на сложных взаимосвязях в коре больших полушарий) и непроизвольное (связано с возбуждением подкорковых образований). Главную роль в обеспечении внимания играет промежуточный мозг и ассоциативные зоны коры больших полушарий.

Память - это способность мозга хранить, перерабатывать и воспроизводить полученную информацию. Виды памяти: зрительная (иконическая), слуховая (эконическая), моторная, словесно-логическая, ассоциативная. Левое полушарие обеспечивает словесно-логические способы запоминания, правое - наглядные образы.

Эмоциональная сфера сознания представляет собой субъективно - психологические переживания и включает в себя 1) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции и эмоциональные состояния (гнев, восторг, страх, радость, отчаяние и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть и т.д.). Все эти разнопорядковые явления обычно объединяются понятием «эмоции». Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера присутствует также и в познавательном процессе, повышая или, наоборот, снижая его эффективность. Об эмоциональной сфере более подробно поговорим в следующей лекции.

Мотивационно-волевая сфера включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, которые реализуются всегда только благодаря волевой компоненте. Воля - это способность человека к достижению своих целей. Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. Воля не является изолированным свойством психики человека, и поэтому рассматривается во взаимосвязи с другими сторонами сознания.

Физиологические механизмы волевой активности представлены следующим образом: в теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь дает возможность возбуждению, возникшему в каком-либо участке коры, достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Так представлен элементарный путь прохождения информации, человеку же присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе. Как показывают исследования, исключительное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. Их поражение приводит к абулии (болезненному безволию). Важное значение в общем механизме волевого регулирования имеет также ретикулярная формация. Ретикулярная формация - это своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы и задерживающий другие. Общепризнанно также, что ретикулярная формация является своеобразным аккумулятором и пультом управления энергетическим снабжением коры.

Волевое действие включает в себя: цель, планирование и исполнение. Цели определяются мотивами, т.е. потребностями, влечениями и желаниями. Часто осознание (или формирование) цели связано с борьбой мотивов, которая заканчивается принятием решения. За принятием решения следует планирование способов достижения поставленной цели. Как только определены пути и способы, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно пронизывает все звенья волевого акта от осознания цели до практического ее осуществления. Волевое усилие зарождается и возрастает по мере возникновения и нарастания трудностей, напряжений.

К волевым свойствам личности относятся: настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Эти качества формируются в процессе жизни и деятельности. У бездеятельных людей низкий уровень развития волевых качеств, их называют слабовольными.

4. Этология. Особенности поведения человека и животных

Исследование поведения человека показывают, что оно в основном определяется генетическими особенностями и только часть признаков определяется культурой, образованием, воспитанием. То есть поведение человеческого индивида не выходит за рамки своего вида, как и у всякого филогенетически сложившегося вида.

Ученые ищут общее и различие в человеке и животных. Сходства человека и животного определяются следующими признаками:

1) вещественным составом, строением, поведением организмов;

2) человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция живого;

3) у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важнейшие функции у животных: копчик, аппендикс, волосы и т.д.;

Отличия человека и животного:

1) человек обладает разумом, т.е. он способен к понятийному, абстрактному мышлению. Чем выше эта способность, тем выше интеллект человека;

2) человек обладает речью, т.е. общение происходит с помощью слов, знаков - это видовой признак человека;

3) способность к труду. Только человек способен изготавливать и использовать орудия труда. Животное приспосабливается к окружающей среде, а человек приспосабливает ее к себе, т.е. преобразует.

Таким образом, очевидно, что различия имеют социальный характер.

Наука о поведении животных называется этологией. Основы этологии были заложены в начале 30-х годов ХХ в. выдающимся австрийским биологом Конрадом Лоренцем. Этология изучает поведение животных преимущественно в свободных условиях. Исследования показали, что животные рождаются с заданными формами поведения - инстинктами. Инстинкт - это единица поведения, определяемая генотипом. Инстинкты специфичны для каждого вида и в процессе эволюции могут совершенствоваться. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют 4 вида инстинктов: голода, половой, агрессии и страха. Изучая животных, Лоренц вывел ряд врожденных запретов, которые не позволяют выполнять обычные программы поведения при общении с себе подобными. Все эти запреты возникают под жестким давлением отбора ради сохранения вида. Важнейшими из этих запретов являются следующие:

1. Не убей своего! Чтобы выполнять его, необходимо безошибочно узнавать своих.

2. Нельзя нападать неожиданно и сзади без предупреждения и без проверки!

3. Нельзя применять убийственный прием в драке со своим!

4. Нельзя бить того, кто принял позу покорности!

5. Победа с тем, кто прав. Животное, защищающее свою территорию, свое жилище, самку, детеныша, почти всегда выигрывает в конфликте.

Особенности социального поведения животных обусловлены тем, что их социальное поведение - не случайность, а эволюционный механизм, возникновение которого определяется преимуществами общественной жизни. Социальные группы могут состоять из двух особей и до нескольких тысяч у насекомых. Анонимная стая - простейшая форма семьи. Безличная семья - замена одного члена семьи на другого остается не замеченной. Личные семьи - лебеди, дикие гуси. Иерархические группы: пчелы и термиты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.