Рефераты. Концепции современного естествознания

p align="left">Данные этологии показывают, как много сходств у человека с животными. Однако на основании аналогий между поведением животных и человека делаются различные выводы:

первая точка зрения К. Лоренца: человек по происхождению животное и обладает всеми его свойствами, включая биологическую основу мотивации его агрессивного поведения. Эта позиция находит свое выражение в социобиологии, согласно которой в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры. Образ жизни человека определяется его генами.

вторая точка зрения Вальтера Холличера: человек качественно отличается от животного, и поэтому распространять закономерности животного мира на человеческое поведение неверно и бесперспективно.

Уместно здесь вспомнить древнекитайскую мудрость: не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях.

С точки зрения социобиологии сложные поведенческие программы, присущие животному миру, следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь большинство признаков, присущих человеку, генетически обусловлено. И только часть человеческих черт обусловлена воспитанием, образованием и другими факторами внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия - это его поведение. Социобиологи, исследуя человеческое поведение, доказывают, что все наше поведение в значительной степени биологично.

Отвечая на вопрос о происхождении человеческой морали и высказывая гипотезу о ее биологической природе, этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.

В качестве примера наличия некоторых «социальных» чувств часто приводят собаку. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши правила, которые ей исходно совершенно чужды - понятливость и послушность. Мы называем собаку другом человека. Некоторые люди спокойно оставляют ребенка на попечении своей собаки, страшного хищника, способного растерзать даже взрослого и сильного человека. То есть люди доверяют ей. Доверяют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными устоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту и презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, когда ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания.

По мнению Конрада Лоренца, у животных есть мораль, это - создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные про-граммы поведения в некоторых случаях, возникающих при общении с себе подобными. Так как полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части и прочее), в осо-бых случаях, где его проявление было бы вредно, вводится специально созданный самой природой механизм торможения. Социобиологи находят аналогии в культурно-историческом развитии человеческого общества: важнейшие требования всех моральных заповедей - это не предписания, а именно запреты. Как врожденные механизмы и ритуалы препятствуют асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют поведение людей и придают им моральную оценку. Все эти врожденные запреты возникают под жестким давлением отбора ради сохранения и выживания вида. Как видим, с точки зрения социобиологов, человек - это животное. Поэтому необходимо понять, что социальное поведение людей диктуется не только разумом и культурной традицией, но по-прежнему подчиняется еще и тем закономерностям, которые сложились филогенетически, и мы можем хорошо их узнать, только изучая поведение животных. Многие в высшей степени сложные формы поведения - влюбленность, дружба, ревность, скорбь, власть - своими корнями уходят в биосоциальную эволюцию, поэтому правомерно говорить об аналогиях между биологическими и социальными свойствами в сообществах высших животных и человеческого сообщества.

Основные понятия темы:

Антропогенез - процесс происхождения человека.

Здоровье - 1)нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять материальные и духовные потребности.

- 2)это количество резервов в организме, максимальная производительность органов при сохра-нении качественных пределов их функций.

Ортобиоз - правильный образ жизни.

Работоспособность - это возможности организма при выполнении работы поддерживать структуру и энергозапасы на заданном уровне.

Отражение - это способность одних материальных объектов воспроизводить в своих изменениях свойства других материальных объектов в процессе их взаимодействия.

Сознание - это высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира.

Внимание - это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность, нацеленность на определенный объект, значимый в данный момент.

Память - это способность мозга хранить, перерабатывать и воспроизводить полученную информацию.

Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Эмоции - это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей с помощью знаков.

Тема 17. Эмоции и творчество. Жизнь как ценность

1. Эмоции и их роль в жизни человека

Эмоции - это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний. Радость, грусть, страх, восторг, отчаяние - это разнообразные чувства и эмоции. Человек всегда проявляет свое отношение к происходящему, и оно выражается в удовлетворенности или неудовлетворенности человека своими поступками, высказываниями, деятельностью. Другими словами, любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. В разных условиях значимость одних и тех же объектов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажду, то он будет переживать чувство неудовольствия. Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознается самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Слова кажутся недостаточно яркими и четко передающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека, в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем, чем выше потребность в своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, на-правленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности и могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Предметом чувственного отношения человека могут стать исторические и социальные события, многое другое. В отличие от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных свойств окружающей среды, чувства соотносятся с восприятием и оценкой сложных предметов, событий, людей, ситуаций. Они достаточно развиты лишь у человека, у животных их нет.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого чувства к чему-либо или к кому-нибудь называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, бы-стро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В то время как работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность в результате аффектов накапливается и, если ей во время не дать выхода, может привести к сильной и бур-ной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоци-ональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Как писал С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». Объектом страсти может быть и человек, и определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Страсть всегда побуждает человека к активности, она отличается стойкостью, длительностью времени, в течение которого она проявляется и владеет человеком. Страсти могут быть положительными и отрицательными. Положительные, высокие страсти облагораживают жизнь, делая ее содержательной , интересной, красивой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти. Отрицательные страсти разрушительны для личности, толкая на аморальные поступки, они губительны для человека и, как правило, ведут к трагедии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.