Рефераты. Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг." - (лекции)

Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг." - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Томский политехнический университет
    В. Н. Гузаров и Н. И. Гузарова
    История России: Практикум для семинарских занятий
    Учебное пособие для студентов заочного отделения
    Томск- 1999
    Содержание
    Тема 1. Философия истории …………………………………
    Тема 2. Реформы 60-х годов 19 века …………………………

Тема 3. Русский менталитет и его оценка в отечественной публицистике

    Тема 4. Коммунистическая Россия ……………………………...
    Перечень текстов и документов
    Блок. Апология истории или ремесло историка.
    Ясперс. Истоки истории и её цель.
    Тойнби. Постижение истории.
    Тойнби. Цивилизации перед судом истории.
    Фукуяма. Конец истории?
    Маркс. К критике политической экономии.
    Маркс, Энгельс. Манифест Коммунистической партии.

Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 1861 год. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1864 год. Ульянов (Ленин). Гонители земства и ганибалы либерализма. 1901 год. Русские пословицы и поговорки.

    Чаадаев. Философические письма.
    Чаадаев. Отрывки и афоризмы.
    Леонтьев. Византизм и славянство.
    Соловьёв. Русская идея.
    Трубецкой. Об истинном и ложном национализме.
    Трубецкой. “Русская проблема”.
    Трубецкой. О туранском элементе в русской культуре.
    Савицкий. Степь и оседлость.
    Федотов. Судьба империй.
    Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма
    Декрет о земле. 26 октября 1917 г.

Соглашение о взаимоотношениях ВЦИК и СНК. 17 ноября 1917 г. Декрет об уничтожении сословий и чинов. 11 ноября 1917 г.

Декрет СНК об объявлении партии кадетов врагами народа. 11 декабря 1917 г. Декрет ВЦИК и СНК о создании комитетов бедноты. 11 июня 1918 г. Конституция РСФСР. Июнь 1918 г.

    Постановление СНК о красном терроре. 5 сентября 1918 г.

Инструкция президиума ВЦИК об организации лагерей принудительных работ. 12 мая 1919 г.

Постановление СНК о продаже музейных шедевров за границу. 26 октября 1920 г. О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. Декрет ВЦИК. 21 марта 1921 г.

    М. А. Волошин. Терминология. 1921 г.

Выступление В. Ульянова (Ленина) на конференции коммунистов. Май 1921 г. Отношение И. Джугашвили (Сталина) к водке. 1927 .

Секретная директива В. Ульянова о расстреле верующих. 19 марта 1922 г. Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.

Директива В. Ульянова (Ленина) министру юстиции. 22 февраля 1922 г. Платформа эмигрантов. Евразийство. 1927 г.

Письма И. Джугашвили (Сталина) В. Скрябину (Молотову). 1930 г. Решение комиссии о распределении сосланных крестьян. 1931 г. Платформа “Союза марксистов-ленинцев” (Группа М. Рютина). 1923 г. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва ХХ съезду КПСС. 1956 г. Программа КПСС 1961.

    Тема 1. Философия истории
    М. Блок. Апология истории или ремесло историка

Поколения последних десятилетий 19 и первых лет 20 века жили как бы заворожённые очень негибкой, поистине конторской схемой мира естественных наук. Распространяя эту чудодейственную схему на всю совокупность духовных богатств, они полагали, что настоящая наука должна приводить путём неопровержимых доказательств к непреложным истинам, сформулированным в виде универсальных законов. Применённое к исследованиям историческим, оно породило .... две противоположные тенденции. Одни действительно считали возможной науку об эволюции человечества, которая согласовалась бы с этим, так сказать, “все научным” идеалом.... Они сознательно шли на то, чтобы оставить за пределами этой науки о людях многие реальные факты весьма человеческого свойства, которые казались им абсолютно не поддающимися рациональному познанию. Такова была, в общем, позиция социологической школы, основанной Дюркгеймом. Другие исследователи, видя, что историю не втиснуть в рамки физических закономерностей, .... видели в ней (истории) не столько подлинно научное знание, сколько некую эстетическую игру или, на худой конец, гигиеническое упражнение, полезное для здоровья духа....

Умственная атмосфера настоящего времени уже не та. Кинетическая теория газов, эйнштейновская механика, квантовая теория коренным образом изменили то представление о науке, которое ещё вчера было всеобщим. На место определённого последние открытия выдвинули бесконечно возможное, на место точно измеренного понятие вечной относительности меры. Мы лучше подготовлены к мысли, что некая область познания, где не имеют силы Евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может, тем не менее, претендовать на звание научной. Предметом истории является человек. Скажем точнее - люди. Науке о разнообразном больше подходит не единственное число, благоприятное для абстракции, а множественное, являющееся грамматическим выражением относительности. За зримым очертанием пейзажа, орудий или машин, за самыми казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчуждёнными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто это не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждёт добыча.

История - наука или искусство? Человеческие факты - феномены слишком тонкие, многие из них ускользают от математических измерений. Чтобы хорошо их передать и благодаря этому хорошо, понять (ибо можно ли понять до конца то, что не умеешь высказать? ), требуется большая чуткость языка, точность оттенков в тоне. Там, где невозможно высчитать, очень важно внушить. Между выражением реальностей мира физического и выражением реальностей человеческого духа контраст в целом такой же, как между работой фрезеровщика и работой мастера, изготовляющего лютни: оба работают с точностью до миллиметра, но фрезеровщик пользуется механическим измерительным прибором, а музыкальный мастер чувствительностью своего уха и пальцев.

“Наука о людях” - сказали мы. Это ещё очень расплывчато. Надо добавить: “О людях во времени”. Историк не только размышляет о “человеческом”. Среда, в которой его мысль естественно движется, - эта категория длительности. Для многих наук время не что иное, как некая мера. Напротив, конкретная и живая действительность, необратимая в своём стремлении, время истории - это плазма, в которой плавают феномены, это как бы Среда, в которой они могут быть поняты.... Ни один историк не удовлетворится констатацией факта, что Цезарь потратил на завоевание Галлии восемь лет, что понадобилось пятнадцать лет, чтобы Лютер из Эрфуртского новичка-ортодокса вырос в виттенбергского реформатора. Историку гораздо важнее установить для завоевания Галлии его конкретное хронологическое место в судьбах европейских обществ. И, никак не собираясь отрицать того, что духовный кризис, вроде пережитого братом Мартином, связан с проблемой вечности, историк всё же решится подробно его описать лишь после того, как с точностью определит этот момент в судьбе самого человека, героя происшествия, и цивилизации, которая была средой такого кризиса.

Это подлинное время - по природе своей некий континиум. Оно такое непрестанное изменение. Надо ли считать знание более старого периода необходимым или излишним для понимания более нового? Объяснение более близкого более далёким, естественно, любезное сердцу людей, которые избрали прошлое предметом своих занятий, порой гипнотизирует исследователей. Этот идол можно было бы назвать “манией происхождения”.

Надо ли понимать под истоками причины? К прошлому для объяснения настоящего прибегали так активно лишь с целью убедительно оправдать или осудить настоящее. Так что во многих случаях “демон истоков” был, возможно, лишь воплощением другого сатанинского врага подлинной истории - мании судить.... Вернёмся к изучению христианства. Разумеется, что необходимое для правильного понимания современных религиозных феноменов знание их начал недостаточно для их объяснения. Вопрос не в том, был ли Иисус распят, а затем воскрес. Нам теперь важно понять, как это получается, что столько людей вокруг нас верят в распятие и Воскресение. Приверженность к какому-либо верованию, очевидно, является лишь одним аспектом жизни той группы, в которой эта черта проявляется. Она становится неким узлом, где переплетается множество сходящихся черт, будь то социальная структура или способ мышления. Короче, она влечёт за собой проблему человеческой Среды в целом. Из жёлудя рождается дуб. Но он становится и остаётся дубом лишь тогда, когда попадает в условия благоприятной Среды, а то уже от эмбриологии не зависят.

Исторический феномен никогда не может быть объяснён вне его времени.... Об этом задолго до нас сказано в арабской пословице: “Люди больше походят на своё время, чем на своих отцов”. Забывая об этой восточной мудрости, наука о прошлом нередко себя дискредитировала.

М. Блок. Апология истории или ремесло историка, —М. :1986. С. 12-13, 17-18, 19, 22-23.

    К. Ясперс. Истоки истории и её цель

Осевое время. Человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам не известны, во всяком случае в виде достоверного знания. Они ощутимы лишь в мерцании многочисленных символов. Наше существование ограничено ими. Смысл же доступной эмпирическому познанию мировой истории - независимо от того, присущ ли он ей самой или привнесён в неё нами, людьми, - мы постигаем, только подчинив её идее исторической целостности. Эмпирические данные мы рассматриваем под углом зрения того, насколько они соответствуют идее единства или противоречат ей.

На Западе философия истории возникла на основе христианского вероучения. В грандиозных творениях от Августина до Гегеля эта вера видела поступь Бога в истории. Моменты божественного откровения знаменуют собой решительные повороты в потоке событий. Так, ещё Гегель говорил: весь исторический процесс движется к Христу и идёт от него. Явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление.

Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт общезначимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определённого религиозного содержания, могло стать настолько убедительным, - если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, - что для всех народов были бы найдены общие рамки понимания исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до нашей эры, к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н. э. Появился человек нового типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы будем вкратце называть осевым временем.

В это время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии.... В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В философии.... были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исаия, Иеремия, Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.... Новое, возникшее в эту эпоху.... сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познаёт абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцедентттного мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.