Губа не дура, язык не лопатка: знает , что горько, что сладко. Гуляли - веселились, подсчитали - прослезились. Гусь свинье не товарищ, конный пешему не попутчик. Дай бог ему быть полковником, только не в нашем полку. Дай в долг, а порукой - волк. Дали дураку власть, чтобы ему с нею не пропасть. Дарило умер, остался один Купило. Дары и постылого в любовь приведут. Два гроша - куча хороша. Дворянская кровь и в петровки мёрзнет. Дело сделано - дура замуж выдана. Денежки в кармане - все друзья с нами. Держи язык за зубами. Дёшево волк в пастухи нанимается, да мир подумывает. Доверь козлу капусту караулить - всё съест. Догадался, как проигрался. Долг не ревёт, а спать не даёт.
Долго ждать, когда чёрт умрёт: у него ещё и голова не болела. Долог день до вечера, когда делать нечего. Дорого, да мило, дешево, да гнило. Дракою прав не будешь. Других не суди - на себя погляди. Думаешь, поймал - ан сам попался. Дурак за дурой далеко ходил. Дурака пошли, да сам следом иди. Дураков стадо - пастуха надо. Его дуда и туда и сюда. Ему дай яичко, да ещё и облупленное. Если бы дрожать не умел, совсем бы замёрз. Есть терпенье - будет и уменье. Ешь, кума, десятую шанежку: я не считаю. Жареные куры в рот летят. Жизнь дана на добрые дела. За комаром не с топором. За морем телушка полушка, да рубль перевоз. Законы святы, да законники супостаты. Знай толк, не бери в долг. И гладок, да гадок. Иди в науку - терпеть муку.
Избави меня боже от плохих друзей, а от врагов я сам избавлюсь. Как возьмёт голод - появится и голос. Как ни хитри, а всё выйдет наружу. Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась. Когда золото всплывает, то правда тонет. Кто везде - тот нигде. Кто запаслив, тот и счастлив. Кто кого сможет, тот того и гложет. Кто у власти, тот и ест сласти. Легко добыто, легко и прожито. Ленивого только за смертью посылать. Либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Ложь на тараканьих ножках ходит. Мелким бесом рассыпается. Москва слезам не верит, ей дело подавай. Моя хата с краю - ничего не знаю. На бедного везде каплет. На воре шапка горит. На одних подмётках семи царям служил. На привычку есть отвычка. Начали гладью, а кончили гадью. Не кланюсь бабушке Варваре - своё есть в кармане. Не лжёт душа, лжёт мошна. Не мытьём, так катаньем. Не суйся в калачный ряд с суконным рылом. Одна паршивая овца всё стадо портит. Он сух из воды выйдет. От добра добра не ищут. От трудов праведных не наживёшь палат каменных. Плетью обуха не перебить. По делам вору и мука. Подальше положишь, поближе возьмёшь. Помрёшь - ничего с собой не возьмёшь. Попал в богатство, забыл братство. При деньгах -то и дурак умный. Рубль цел копейкой. С волками жить - по волчьи выть. С достатком и смелость приходит. С казной судиться - своим поступиться. С миру по нитке - голому рубашка. С поклону голова не отвалится. Своя ноша не тяжела. Сколько вору не воровать, а петли не миновать. Там хорошо, где нас нет. У семи воров один топор, да и тот без топорища. Хвали рожь в стогу, а барина в гробу. Хотя спинка бита, да пирог съеден. Я не я, и лошадь не моя. П. Чаадаев. Философические письма. 1836 г.
Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы ещё только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас. Это происходит от того, что мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы небыли затронуты всемирным воспитанием человеческого рода. Мы все имеем вид путешественников. Ни у кого нет определённой сферы существования, ни для чего не выработано хороших привычек, ни для чего нет правил; нет даже домашнего очага; нет ничего, что привязывало бы, что побуждало бы в вас симпатию или любовь, ничего прочного, ничего постоянного; всё протекает, всё уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри вас. В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев, в городах кажемся кочевниками, и даже больше, нежели те кочевники, которые пасут свои стада в наших степях, ибо они сильнее привязаны к своим пустыням, чем мы к нашим городам. И не думайте, пожалуйста, что предмет, о котором идёт речь, не важен. Мы и без того обижены судьбою, - не станем же прибавлять к прочим нашим бедам ложного представления о самих себе, не будем притязать на чисто духовную жизнь....
У каждого народа бывает период бурного волнения, страстного беспокойства, деятельности необдуманной и бесцельной. В это время люди становятся скитальцами в мире, физически и духовно. Это - эпоха сильных ощущений, великих страстей народных. Народы мечутся тогда возбуждённо, без видимой причины, но не без пользы для грядущих поколений. Через такой период прошли все общества. Ему обязаны они самыми яркими воспоминаниями, героическим элементом своей истории, своей поэзией, всеми наиболее сильными и плодотворными своими идеями; это необходимая основа всякого общества. Иначе в памяти народов не было бы ничего, чем они могли бы дорожить, что могли бы любить; они были бы привязаны лишь к праху земли, на которой живут. Этот увлекательный фазис в истории народов есть их юность, эпоха, в которую их способности развиваются всего сильнее и память о которой составляет радость и поучение их зрелого возраста. У нас ничего этого нет. Сначала - дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, - такова печальная история нашей юности. Этого периода бурной деятельности, кипучей игры духовных сил народных, у нас не было совсем. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишённым силы и энергии, которое ничего не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его придании. Окиньте взглядом все прожитые нами века, всё занимаемое нами пространство - вы не найдёте ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом, который воссоздавал бы его пред вами живо и картинно. Мы живём одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мёртвого застоя. Годы ранней юности, проведённые нами в тупой неподвижности, не оставили никакого следа в нашей душе, и у нас нет ничего индивидуального, на что могла бы опереться наша мысль; но обособленные странной судьбой от всемирного движения человечества, мы также ничего не восприняли и из преемственных идей человеческого рода. Между тем именно на этих идеях основывается жизнь народов; из этих идей вытекает их будущее, исходит их нравственное развитие. Если мы хотим занять положение, подобное положению других цивилизованных народов, мы должны некоторым образом повторить у себя всё воспитание человеческого рода. Мы так странно движемся во времени, что с каждым шагом вперёд прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это - естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок. Западный силлологизм нам не знаком. Наши лучшие умы страдают чем-то большим, нежели простая неосновательность. Лучшие идеи, за отсутствием связи или последовательности, замирают в нашем мозгу и превращаются в бесплодные призраки.
В наших головах нет решительно ничего общего; всё в них индивидуально и всё шатко и неполно. Мне кажется даже, что в нашем взгляде есть какая-то странная неопределённость, что-то холодное и неуверенное, напоминающее отчасти физиономию тех народов, которые стоят на низших ступенях социальной лестницы. И вот я спрашиваю вас, где наши мудрецы, наши мыслители? Кто когда -либо мыслил за нас, кто теперь за нас мыслит? А ведь, стоя между двумя главными частями мира, Востоком и Западом, упираясь одним локтем в Китай, другим в Германию, мы должны были бы соединить в себе оба великих начала духовной природы: воображение и рассудок, и совмещать в нашей цивилизации историю всего земного шара.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43