Любое государство, переживающее системную трансформацию, нуждается в определении основных ориентиров своего развития. Важно в начале пути обозначить направления и векторы движения, определить свою позицию по главным вопросам. При этом стране необходимо выразить свою точку зрения именно с позиций независимой государственности и национальных интересов. Без подобной комплексной программы движение вперед оказывается проблематичным.
Долгосрочные программы развития принимаются, как правило, в переломные моменты истории, когда общество переживает кардинальные изменения сложившихся жизненных устоев. При этом успех любого начинания во многом зависит от готовности граждан принять его, понять, что оно несет в себе и какой отдачи требует. Современная история знает немало примеров модернизационного рывка, когда страны, находящиеся на периферии мировой экономики и политики, за несколько десятилетий становились весомыми игроками на международной арене: Япония, Китай, Сингапур, Южная Корея и т.д.
Для нашего государства такой долгосрочной программой стала Стратегия развития Казахстана до 2030 года, которая четко определила основные направления развития страны на длительный период.
В октябре 1997 года была принята долгосрочная Стратегия развития «Казахстан 2030». Принятие этого документа стало отправной точкой в стремительном движении Казахстана к построению процветающего государства.
Одним из самых важных приоритетов стратегии был обозначен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Особая роль данного приоритета обусловлена тем, что без динамично развивающейся экономики невозможно увеличить поступления в бюджет, снизить уровень безработицы и искоренить коррупцию и преступность.
Подводя итоги прошедшего десятилетия, можно отметить, что благодаря целеустремленному проведению экономических реформ, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильности в обществе, Казахстан стал одним из мировых лидеров по темпам экономического роста.
Между тем в 1997 году экономика Казахстана переживала трудный период своего развития. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов и последовавший вслед за ним кризис в России оказали негативное влияние на развитие экономики Казахстана. Рост ВВП по итогам 1997 года составлял только 1,7%, уровень инфляции измерялся двузначной цифрой, наблюдался высокий дефицит бюджета. В расчете на душу населения ВВП в 1997 году составлял 1445,9 доллара США и по классификации Всемирного банка Казахстан относился к нижней группе стран со средним уровнем дохода. В списке из 211 стран мира Казахстан по итогам 1997 года по уровню ВВП на душу населения занимал 119-е место.
Наличие значительного дефицита государственного бюджета и низкого уровня благосостояния граждан являлось одной из причин низкого уровня внутренних сбережений в экономике - всего 16% к ВВП. В то же время в мире уровень сбережений в среднем составлял 23,8%, в странах с переходной экономикой - 20,1%, а в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии уровень сбережений превышал показатели Казахстана в два раза и доходил до 32,3%.
Благодаря проведению жесткой политики по макроэкономической стабилизации уровень инфляции в Казахстане был снижен в 1997 году до 17,4%, по сравнению с 39,3% в 1996 году и 176,2% в 1995 году. Однако он все еще был существенно выше показателей развивающихся стран, где средний уровень инфляции составлял 9,9%.
Если говорить о степени интегрированности в мировую экономику, то вследствие неразвитости фондового рынка и недостаточной либерализации законодательства по показателю «финансовой открытости», который измеряется как отношение суммы активов и обязательств по прямым и портфельным инвестициям к ВВП, Казахстан существенно отставал от показателей развитых и развивающихся стран.
Так, если данный показатель для Казахстана в 1997 году составил только 3,1% к ВВП, то средний показатель для развивающихся стран составлял 22,3%, а для развитых стран - 63,7%. В то же время по коэффициенту «открытости торговли», который измеряется как отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг к ВВП, показатели Казахстана были довольно высокими.
Несмотря на завершение в целом процесса приватизации, доля государственной собственности в валовой добавленной стоимости в Казахстане оставалась довольно высокой и составляла 28,1%. При этом доля малых предприятий в ВВП была незначительной и составляла только 7%, тогда как в развитых странах она доходит в среднем до 40-50%.
За прошедший с 1997 года период в экономике Казахстана произошли значительные позитивные изменения. Благодаря целеустремленному проведению экономических реформ, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильности в обществе Казахстан стал одним из мировых лидеров по темпам экономического роста.
По размеру ВВП на душу населения Казахстан по класссификации Всемирного банка вошел в верхнюю группу стран со средним уровнем дохода и в списке из 211 стран мира переместился на 88-ю позицию, обогнав такие страны, как Сербия, Болгария, и вплотную приблизился к таким странам, как Турция, Бразилия, Малайзия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19