Важную роль для динамичного развития экономики сыграл приток прямых иностранных инвестиций, где Казахстан стал одним из лидеров по их привлечению. В период с 1993 по 2006 годы Казахстан привлек 51,2 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций, из которых только в 2006 году - 10,4 млрд долларов США. По оценке, на долю Казахстана приходится более 80% прямых иностранных инвестиций всего Центрально-Азиатского региона.
Широкое привлечение иностранных инвестиций стало возможным благодаря постоянной работе по улучшению инвестиционного законодательства и улучшению бизнес-климата. Большую роль в повышении доверия инвесторов и совершенствовании их взаимоотношений с государственными органами играет работа Совета иностранных инвесторов под руководством президента страны Н. А. Назарбаева.
Казахстану первому из стран СНГ был присвоен инвестиционный страновой рейтинг от трех ведущих международных рейтинговых агентств. Улучшение международного имиджа страны также способствовало росту инвестиций. Важно отметить, что с ростом финансовой мощи отечественных банков и компаний Казахстан становится не только получателем иностранных инвестиций, но и сам все больше инвестирует за границу, осваивая новые рынки. Так, за 2006 год прямые инвестиции из Казахстана составили свыше 1 млрд. долларов США.
Быстрыми темпами растет внешняя торговля. По итогам 2006 года внешнеторговый оборот страны превысил 60 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 1997 годом в 4,5 раза. В текущем же году внешнеторговый оборот составит, по прогнозу, около 80 млрд долларов США, или с ростом к 1997 году в 5,5 раза.
Таким образом, за прошедший период значительно увеличилась степень интегрированности Казахстана в мировую экономику, о чем свидетельствуют рост показателя «финансовой открытости» по итогам 2006 года до 77,6%, или с ростом к 1997 году более чем в 25 раз, и показателя «открытости» торговли до 92,5%.
В соответствии с выбранным стратегическим курсом на ограничение и оптимизацию участия государства в экономике происходило постепенное снижение доли государства в производстве валового внутреннего продукта и увеличение доли частного сектора. По итогам 2006 года доля государственной собственности в производстве валовой добавленной стоимости снизилась до 8,2%, по сравнению с 28,1% в 1997 году. Одновременно доля малых предприятий в ВВП увеличилась с 7% до 18%.
Особое внимание правительством и Национальным банком уделялось вопросам сохранения макроэкономической стабильности, которая является одним из главных условий успешного развития частного сектора и обеспечения высоких темпов экономического роста. Благодаря проведению взвешенной фискальной, денежно-кредитной и курсовой политики удалось снизить уровень инфляции и поддерживать его на уровне 6-8%, что является приемлемым показателем для развивающихся стран.
Несмотря на значительный рост доходов от нефти, правительством проводилась сбалансированная политика бюджетных расходов, совместимая с темпами роста валового внутреннего продукта. Дефицит государственного бюджета в 2000-2006 годах находился на уровне не выше 1% и в среднем составил 0,1%.
Важным шагом для обеспечения макроэкономической стабильности стало создание Национального фонда Республики Казахстан, который выполняет важную роль путем стерилизации части нефтяных доходов. Размер активов Национального фонда с момента его создания за эти годы значительно возрос. Так, если на конец 2001 года его размер составил 1,2 млрд долларов США, то к концу текущего года он, по оценке, увеличится до 21 млрд долларов США.
Благодаря проведению разумной фискальной политики, росту благосостояния граждан значительно увеличился уровень внутренних сбережений в экономике. Если в 1997 году он составлял всего 16% от ВВП, то по итогам 2006 года он увеличился до 31,4% от ВВП, что сопоставимо с показателями таких стран, как Сингапур, Корея, Гонконг.
В текущем году и в среднесрочной перспективе ожидается сохранение динамичного развития экономики Казахстана, что делает возможным достижение стратегической цели по удвоению ВВП в 2010 году по отношению к 2000 году раньше намеченного срока. По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, прирост реального ВВП в 2007 году составит 9,9%, а в 2008-2010 годах - в среднем 9,1%. В этом случае удвоение ВВП будет достигнуто в 2008 году, то есть на два года раньше намеченного срока.
Таким образом, за прошедший с 1997 года период Казахстану удалось значительно продвинуться по реализации стратегии «Казахстан 2030» в целом и, в частности, третьего ее приоритета. Экономика Казахстана растет высокими темпами, улучшается благосостояние населения, растет уровень внутренних сбережений. Казахстанская экономика приобрела качественно новую модель развития, основанную на ограниченном вмешательстве государства в экономику при активной роли частного сектора и поощрении конкуренции.
Проведенная работа, произошедшие позитивные перемены в политической, экономической и социальной сферах доказывают правильность выбранных страной долгосрочных приоритетов и создают предпосылки для дальнейшего развития Казахстана как процветающего государства, обеспечивающего благосостояние своих граждан. Это позволяет республике достойно противостоять вызовам современности.
Безусловно, 10 лет развития республики в русле Стратегии «Казахстан-2030» - это всего лишь четверть пройденного пути. Однако достигнутые положительные результаты во всех сферах общества позволяют с оптимизмом прогнозировать дальнейшее динамичное развитие Казахстана. Именно эти успехи создают надежный фундамент для нового этапа государственного реформирования.
В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о повышении конкурентоспособности экономики Казахстана, как о важнейшем условии перехода к построению постиндустриального общества в мировом сообществе. Правительство работает над решением задачи по сохранению высоких темпов экономического роста. Одновременно с этим проводится работа по качественной модернизации экономики и развитию человеческого капитала для построения устойчиво развивающейся экономики, которая будет способна отвечать на глобальные вызовы.
Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ), кандидат политических наук Мариан Абишев..
Приложения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19