Рефераты. Долгосрочная стратегия развития Казахстан 2030

p align="left">Достижение высоких темпов роста экономики стало возможным благодаря слаженной работе всех отраслей экономики. Высокие темпы роста были достигнуты как в производстве товаров, так и в производстве услуг. Наиболее быстрыми темпами росли помимо горнодобывающей обрабатывающая промышленность, строительство, услуги связи и финансовые услуги.

Важную роль для динамичного развития экономики сыграл приток прямых иностранных инвестиций, где Казахстан стал одним из лидеров по их привлечению. В период с 1993 по 2006 годы Казахстан привлек 51,2 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций, из которых только в 2006 году - 10,4 млрд долларов США. По оценке, на долю Казахстана приходится более 80% прямых иностранных инвестиций всего Центрально-Азиатского региона.

Широкое привлечение иностранных инвестиций стало возможным благодаря постоянной работе по улучшению инвестиционного законодательства и улучшению бизнес-климата. Большую роль в повышении доверия инвесторов и совершенствовании их взаимоотношений с государственными органами играет работа Совета иностранных инвесторов под руководством президента страны Н. А. Назарбаева.

Казахстану первому из стран СНГ был присвоен инвестиционный страновой рейтинг от трех ведущих международных рейтинговых агентств. Улучшение международного имиджа страны также способствовало росту инвестиций. Важно отметить, что с ростом финансовой мощи отечественных банков и компаний Казахстан становится не только получателем иностранных инвестиций, но и сам все больше инвестирует за границу, осваивая новые рынки. Так, за 2006 год прямые инвестиции из Казахстана составили свыше 1 млрд. долларов США.

Быстрыми темпами растет внешняя торговля. По итогам 2006 года внешнеторговый оборот страны превысил 60 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 1997 годом в 4,5 раза. В текущем же году внешнеторговый оборот составит, по прогнозу, около 80 млрд долларов США, или с ростом к 1997 году в 5,5 раза.

Таким образом, за прошедший период значительно увеличилась степень интегрированности Казахстана в мировую экономику, о чем свидетельствуют рост показателя «финансовой открытости» по итогам 2006 года до 77,6%, или с ростом к 1997 году более чем в 25 раз, и показателя «открытости» торговли до 92,5%.

В соответствии с выбранным стратегическим курсом на ограничение и оптимизацию участия государства в экономике происходило постепенное снижение доли государства в производстве валового внутреннего продукта и увеличение доли частного сектора. По итогам 2006 года доля государственной собственности в производстве валовой добавленной стоимости снизилась до 8,2%, по сравнению с 28,1% в 1997 году. Одновременно доля малых предприятий в ВВП увеличилась с 7% до 18%.

Особое внимание правительством и Национальным банком уделялось вопросам сохранения макроэкономической стабильности, которая является одним из главных условий успешного развития частного сектора и обеспечения высоких темпов экономического роста. Благодаря проведению взвешенной фискальной, денежно-кредитной и курсовой политики удалось снизить уровень инфляции и поддерживать его на уровне 6-8%, что является приемлемым показателем для развивающихся стран.

Несмотря на значительный рост доходов от нефти, правительством проводилась сбалансированная политика бюджетных расходов, совместимая с темпами роста валового внутреннего продукта. Дефицит государственного бюджета в 2000-2006 годах находился на уровне не выше 1% и в среднем составил 0,1%.

Важным шагом для обеспечения макроэкономической стабильности стало создание Национального фонда Республики Казахстан, который выполняет важную роль путем стерилизации части нефтяных доходов. Размер активов Национального фонда с момента его создания за эти годы значительно возрос. Так, если на конец 2001 года его размер составил 1,2 млрд долларов США, то к концу текущего года он, по оценке, увеличится до 21 млрд долларов США.

Благодаря проведению разумной фискальной политики, росту благосостояния граждан значительно увеличился уровень внутренних сбережений в экономике. Если в 1997 году он составлял всего 16% от ВВП, то по итогам 2006 года он увеличился до 31,4% от ВВП, что сопоставимо с показателями таких стран, как Сингапур, Корея, Гонконг.

В текущем году и в среднесрочной перспективе ожидается сохранение динамичного развития экономики Казахстана, что делает возможным достижение стратегической цели по удвоению ВВП в 2010 году по отношению к 2000 году раньше намеченного срока. По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, прирост реального ВВП в 2007 году составит 9,9%, а в 2008-2010 годах - в среднем 9,1%. В этом случае удвоение ВВП будет достигнуто в 2008 году, то есть на два года раньше намеченного срока.

Таким образом, за прошедший с 1997 года период Казахстану удалось значительно продвинуться по реализации стратегии «Казахстан 2030» в целом и, в частности, третьего ее приоритета. Экономика Казахстана растет высокими темпами, улучшается благосостояние населения, растет уровень внутренних сбережений. Казахстанская экономика приобрела качественно новую модель развития, основанную на ограниченном вмешательстве государства в экономику при активной роли частного сектора и поощрении конкуренции.

Проведенная работа, произошедшие позитивные перемены в политической, экономической и социальной сферах доказывают правильность выбранных страной долгосрочных приоритетов и создают предпосылки для дальнейшего развития Казахстана как процветающего государства, обеспечивающего благосостояние своих граждан. Это позволяет республике достойно противостоять вызовам современности.

Безусловно, 10 лет развития республики в русле Стратегии «Казахстан-2030» - это всего лишь четверть пройденного пути. Однако достигнутые положительные результаты во всех сферах общества позволяют с оптимизмом прогнозировать дальнейшее динамичное развитие Казахстана. Именно эти успехи создают надежный фундамент для нового этапа государственного реформирования. 

В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о повышении конкурентоспособности экономики Казахстана, как о важнейшем условии перехода к построению постиндустриального общества в мировом сообществе. Правительство работает над решением задачи по сохранению высоких темпов экономического роста. Одновременно с этим проводится работа по качественной модернизации экономики и развитию человеческого капитала для построения устойчиво развивающейся экономики, которая будет способна отвечать на глобальные вызовы.

Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ), кандидат политических наук Мариан Абишев..

Приложения.

Программа «30 корпоративных лидеров в РК»

Программа «30 корпоративных лидеров в РК» - это не кредитная линия, а инструмент строительства новой инновационной экономики, заявил сегодня Глава государства Нурсултан Назарбаев в ходе онлайн-конференции, передает Казинформ.

"На основные мировые рынки технологий, товаров и услуг должны выйти 30 казахстанских игроков, сильных игроков. Конечно, это условный ориентир, примерный ориентир. Таких лидеров должно быть больше. Они потянут всю остальную экономику, как локомотивы. В Южной Корее их называли "чебелами". Компания «Самсунг», которая работала в Жезказгане, является таким "чебелом", отметил Президент. К корпоративным лидерам он отнес КазМунайГаз, Казахмыс, Казатомпром, Тенгизшевройл, Миттал Стил Темиртау.

"Например, в Южном Казахстане создается текстильный кластер. Это будущий корпоративный лидер. Другой пример - совместный проект мирового лидера стекольного производства "Пилкингтон" и Инвестиционного фонда Казахстана. В Кызылорде они реализуют проект в 200 миллионов евро. Рядом будет построена фабрика по обогащению кварцевого песка. На этой основе мы создадим мощный стекольный кластер. Евразийская промышленная ассоциация строит алюминиевый завод в Павлодаре. Это корпоративный лидер. Или в Атырау строится нефтехимический комплекс. Это тоже лидер. Или, например, Тенгизшевройл также является лидером. Еще одна задача этой программы - развитие эффективного фондового рынка. Каждый гражданин сможет стать их совладельцем через покупку акций", - подчеркнул Президент

Уже сформирован перечень из 45 проектов стоимостью более 54 миллиардов долларов. Сейчас рассматривается еще 58 заявок на участие в программе от бизнесменов. В этом году будут запущены 6 проектов. Первый пусковой комплекс электролизного завода в Павлодарской области и первая очередь производства высокоемких танталовых конденсаторных порошков в Восточном Казахстане введены в эксплуатацию в прошлом году. В 2008-м заработало сортопрокатное производство в Карагандинской области. До конца года планируется запустить еще 6 проектов в рамках программы "30 корпоративных лидеров", в следующем - 4. Министр экономики и бюджетного планирования доложил, что в целом программа выполняется успешно. На стадии практической реализации находятся 26 проектов. В ближайшие три года правительство планирует выделить на их финансирование более 700 миллиардов тенге.

Транспортная Стратегия Республики Казахстан

Правительством Казахстана разработана и утверждена Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, предусматривающая инвестирование 26 млрд.долл. в создание инфраструктуры в течение ближайших 10 лет.

Цель Транспортной стратегии - опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса в соответствии с перспективной экономической стратегией государства.

Срок реализации - 2006-2015 годы в два этапа: 1 этап - 2006-2011 годы, 2 этап - 2011-2015 годы.

В результате реализации Транспортной стратегии будет осуществлен переход транспортной системы на качественно новый уровень функционирования, сформирована оптимальная транспортная сеть. Переход к финансированию инфраструктуры на принцип полной самоокупаемости позволит сформировать ресурсы для ее дальнейшего устойчивого развития и поддержания на высоком техническом и технологическом уровне.

Казахстанский транспортный комплекс будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Транспортная инфраструктура будет соответствовать мировым стандартам. Нормативная база и система контроля в сфере экологии будет приведена к международным стандартам.

Всё это позволит существенно увеличить долю транзитных перевозок, основу которых будут составлять контейнерные перевозки. Транзит обеспечит существенные финансовые поступления в бюджет государства и транспортных компаний.

Стратегия охватывает железнодорожный, автомобильный, городской пассажирский, воздушный и водный виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависит от политики государства.

Стратегия направлена на обеспечение растущих торговых связей между Востоком и Западом в удобных, надежных и доступных транзитных маршрутах. В рамках Стратегии будет применена модифицированная модель меридианального и широтного расположения основных транспортных магистралей и связующих маршрутов.

Стратегия предусматривает модернизацию существующих и создание новых - «спрямляющих» транспортных путей и инфраструктурных объектов вкупе с обновлением всех видов транспортных средств.

Развитие трубопроводного транспорта с учетом специфики нефтегазовой отрасли осуществляется в рамках действующих Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря и Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015.

Экономические и географические особенности Казахстана (обширная территория, отсутствие выхода к морю, неравномерное размещение населенных пунктов и природных ресурсов) делают его экономику одной из наиболее грузоемких в мире, обуславливая высокую зависимость от транспортной системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.