Рефераты. Становление индийской государственности в постколониальный период

Становление индийской государственности в постколониальный период

Введение

Основы современной Индийской политической жизни восходят к последней четверти прошлого века, когда начали возникать политические, правовые, идеологические и культурные предпосылки, впоследствии способствовавшие развитию национально освободительного движения, которое в 1947 году увенчалось завоеванием независимости, а 26 января 1950 году Индия была провозглашена Республикой. С этого момента в истории Индийского народа и всего государства в целом начался радикально новый этап истории.

Актуальность данной темы определяется той ролью, которую играла и продолжает играть Индия во всемирно ? историческом процессе, так и установившиеся между Казахстаном и Индией широкими политическими, экономическими и культурными связями, а также возможностью рассмотрения опыта Индии в решении межнациональных и межконфессиональных проблем.

Научный анализ процесса становления государственного суверенитета Индии и новых форм ее взаимоотношений с Англией представляется актуальным в свете тех политических событий, которые происходят ныне на территории бывшего СССР. И хотя не подлежит сомнению тот факт, что взаимоотношения республик Советского Союза строились на принципиально иной основе, чем взаимоотношения Великобритании и Индии в рамках Британской империи, тем не менее, исторический опыт формирования нового характера отношений между двумя государствами приобретает особую актуальность в свете тех процессов, которые происходят в отношениях Казахстана, провозгласившего свой суверенитет в 1991 году, с бывшими республиками Советского Союза, ныне суверенными государствами.

Суверенная Индия занимает особое место среди освободившихся государств афро-азиатского мира. В этой стране существует достаточно устойчивая система представительной демократии, причем эта система живет и действует на фоне распространенного кризиса парламентизма в развивающихся странах.

Новые принципы и характер взаимоотношений Великобритании и Индии начали формироваться после окончания Второй мировой войны, когда английское правительство приняло решение в феврале 1946 года об организации миссии кабинета с целью ведения переговоров и достижения соглашения о будущем устройстве субконтинента с ведущими политическими партиями и лидерами Британской Индии. В результате 15 августа 1947 года Индия обрела независимость в статусе доминиона. Тот факт, что Индия получала независимость в качестве доминиона, оставил на время открытыми вопросы государственного статуса Индии и ее отношений с Великобританией.

Анализ индийско-английских отношений со времени Второй мировой войны представляется чрезвычайно важной и необходимой составляющей при исследовании процесса становления Индийской государственности и становлении Индии в дальнейшем как самостоятельной Республики.

Цель исследования - изучение комплекса вопросов, связанных с процессом становления основ Индийской государственности, развитие партийно-политической, государственно - правовой структуры Индии. А так же изучение комплекса вопросов, связанных с событиями в середине ХХ века. Выявление и раскрытие новых форм взаимоотношений между Индией и Англией как суверенными государствами

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

? рассмотреть историю становления Индии как доминиона;

? рассмотреть политические и экономические последствия раздела страны;

? изучить и охарактеризовать индийско-пакистанские отношения в ходе проведения первой административно территориальной реформы;

? проанализировать политическую деятельность правительства доминиона;

? раскрыть социально-экономическую, административно-политическую ситуацию в Республике Индии;

? изучить процесс формирования и становления «Курса Неру»;

? раскрыть содержание внутриполитического и внешнеполитического положения страны в 50-70 годы XX века;

Объектом исследования является Индия в середине ХХ века.

Предметом исследования является социально ? экономическая обстановка в Индии, деятельность ИНК и других политических партий, процесс становления и развития Индии как самостоятельного государства в постколониальный период.

Степень изученности проблемы. Дезинтеграция колониальной системы и появление независимых национальных государств, обратили в реальность предвидение многих ученых историков, социологов, политиков о превращении некогда отсталой «периферии» из объекта империалистической эксплуатации в важный фактор мирового революционного процесса. Политика освободившихся стран все сильнее воздействует на ход мирового развития. К таким государствам принадлежит и республика Индия, активная не зависимая политика которой оказывает стабилизирующее влияние на общую динамику международных отношений. Политика Индии в веке все шире охватывает различные сферы деятельности общества, и все более активно влияет на социальные процессы. И это можно наблюдать в труде К.А. Антонова, Г.М. Бонгару-Левина, Г.Г. Котовского «История Индии». В данной работе рассматривает основные этапы и особенности внутриполитического положения Индии. Особое внимание уделено внутренней дифференциации господствующих классов, углублению противоречий общества. В работе А.Г. Волондина «Индия: становление институтов буржуазной демократии» подробно рассматривается взаимодействие этнического фактора и политической системы в Индии в историческом развитии. Автор анализирует политику британского колониализма в области этносоциальных отношений, исследует возникновение различных течений в освободительном движении. Основная часть книги посвящена периоду независимости. Изучается взаимодействие центростремительных и центробежных тенденций, анализируются конфликтные ситуации в Пенджабе, Ассаме и других районах страны, их влияние на изменения политической надстройки. Одним из первых трудов по данной теме была работа А.М. Дьякова «Индия в период и после Второй мировой войны». В данной работе очень подробно исследована проблема национально ? освободительного движения, его социального состава, характера, а так же процесс экономического развития Индии после Второй мировой войны.

Методы исследования: в исследовании использовались принципы исторической конкретики, объективности, научности, социального детерминизма в анализе эволюции и политической трансформации индийского общества во второй половине XX века, а так же применялись принципы системного, структурно-функционального анализа, для того что бы объективно и научно рассмотреть представленную в работе тему во всех аспектах.

Научная новизна, практическая значимость исследования. Данная дипломная работа призвана выполнить пробел в ряде вопросов становления государственного суверенитета Индии, а так же возможность и развития индийско-английских отношений в постколониальный период. Изучение нового государственного строя Индии. Развитие партийно-политической и государственно-правовой структуры. А так же особенности социального, экономического и административно-политического развития Индии в период независимости.

Практической базой написания дипломной работы. Процесс демократизации нашего общества и либерализация политического мышления его граждан обусловили возрастание в академической науке и реальной политике интереса к реформаторскому пути решения острых проблем, стоявших перед человечеством в прошлом.

Структура работы: состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, метод исследования, научная новизна и структура работы.

В первом разделе рассматривается процесс образования и становления Индийского союза, особенности социально-экономического развития и внутренняя и внешняя политика страны в постколониальный период.

Во втором разделе дается описание политической борьбы внутри ИНК, деятельность Компартии и процесс преобразования экономической и социальной политики Индии.

В третьем разделе рассматриваются вопросы внутриполитической и внешней политики страны, а так же Индия в середине 70-х годов.

Результаты данного исследования обобщены в заключении.

1. Процесс образования и становления Индийского Союза

15 августа 1947 году вступил в силу Закон о независимости Индии, по которому ей был предоставлен статус доминиона в рамках Британского содружества наций. Это внесло коренные изменения в государственно-правовой статус страны и открывало принципиально новую страницу её истории. Учредительное собрание получило полномочия издавать свои законы, приступило к работе первое независимое правительство Индии. Большинство министров были членами партии Индийский национальный конгресс. Председателем Учредительного собрания стал один из деятелей ИНК - Раджендра Прасад, первым премьер-министром Индии - Джавахарлал Неру. В состав правительства вошли представители нескольких политических партий. В нем преобладало влияние умеренно-консервативных сил. Большинство министерских постов оказалось в руках конгрессистов: министром обороны и иностранных дел стал Дж. Неру, министром внутренних дел - В. Патель, министром финансов - Ч. Дешмукх, министром торговли - Т.Т. Кришнамачари, министром промышленности и снабжения - лидер партии Хинду маха сабха Ш.П. Мукерджи, министром юстиции - лидер Федерации неприкасаемых - Б.Р. Амбедкар. Состав правительства «национальной концентрации» отражал сложившуюся в первые годы независимости расстановку социально-политических сил в стране. Избранные в 1946 году провинциальные законодательные собрания и ответственные перед ними провинциальные правительства так же отражали интересы пришедшего к власти буржуазно - помещичьего блока. Первоочередными задачами новой государственной власти стала индианизация административного аппарата и вооружённых сил, работа по подготовке новой конституции и разработка системы отношений с субъектами федерации. Индийскому правительству удалось добиться ухода из Индии последних контингентов английских войск в феврале 1948 года, однако еще в 1949 году в центральном аппарате, главным образом в органах дипломатической службы, находилось около тысячи чиновников - англичан.

Английский империализм, стремясь по возможности сохранить свои позиции в Индии, делал ставку не только на свою прямую агентуру в административном аппарате, но и в первую очередь на княжества, в которых и после провозглашения независимости по-прежнему действовала княжеская администрация. Поэтому первоочередная задача нового индийского государства заключалась в ускорении процесса интеграции княжеств с доминионом. Проблема определения государственных границ Индии оставалась нерешённой и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Индийскому Союзу.

1.1 Индийско-пакистанские отношения в ходе проведения первой административно-территориальной реформы

Важнейшей внешнеполитической проблемой для Индии стали её отношения с Пакистаном. Раздел Британской Индии обострил проблему религиозно-общинной розни. В 1947 году было образовано министерство по делам княжеств, возглавляемое В. Пателем. Министерство определило порядок передачи политической власти Индийского Союза и роспуска или интеграции с соединениями индийской регулярной армии княжеских воинских подразделений. Вхождение княжеств в Индию или Пакистан, согласно положениям Закона о независимости Индии зависело от волеизъявления их представителей. Каждый из правителей княжеств подписывал идентичное соглашение с правительством доминиона, которое сдавалось на хранение в министерство по делам княжеств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.