Рефераты. Становление индийской государственности в постколониальный период

p align="left">Другим видом индийско-английского экономического сотрудничества стало осуществление программы Технического сотрудничества Плана Коломбо. С конца 1951 года до конца 1955 года Англия направила в Индию 137 специалистов в различных областях и дала пройти стажировку у себя 1373 индийцам. В целом, по Плану Коломбо Индии была оказана Англией помощь на общую сумму 18 млн. фунтов стерлингов. В процессе перестройки колониально-феодальной экономической структуры Индии неуклонно возрастала роль государства. Наряду с государственным предпринимательством важнейшей формой государственного капитализма были различные формы государственного регулирования экономики, направленные на защиту национального производства, контроля над деятельностью частного сектора, стимулирования развития тех или иных отраслей народного хозяйства.

Экономические и финансовые органы государства, проводя меры по регулированию и контролю, опирались на ряд специальных законов: 1947 году - о контроле над выпуском акций и валютно-импортном контроле; 1949 году - о регулировании деятельности банковской системы, 1951 году - о развитии и регулировании промышленности, который, в частности, предусматривал лицензирование создания новых и существенное расширение действующих предприятий; 1955 году - о контроле над ценами на основные товары на внутреннем рынке; - о промышленных камланиях, который ограничил деятельность управляющих агентств, и ряд других законодательных актов.

Наряду с регулированием и контролем частного сектора государство осуществляло прямое стимулирование частнокапиталистического предпринимательства. На это были направлены специальные мероприятия в области политики цен, установления протекционистских тарифов, льготы по налогообложению. Важнейшую роль сыграли различные государственные и полугосударственные инвестиционные институты, обеспечившие кредитование промышленного развития: Промышленно-финансовая корпорация Индии, созданные после 1951 года финансовые корпорации штатов, Национальная корпорация промышленного развития. В 1955 году был национализирован крупнейший частный коммерческий банк - Имперский банк, переименованный в Государственный банк, а в 1964 году открыт специальный Государственный банк промышленного развития Индии. В целом за 1956-1966 годах частные предприниматели получили от государства финансовую помощь в размере около 9 млрд. рупий. Для финансирования мелкой промышленности была создана специальная национальная корпорация. Помимо оказания финансовой помощи государство обеспечивало существенную поддержку как мелкому механизированному, так и ручному промышленному производству в снабжении оборудованием, сырьем, сбыте готовой продукции. Государственная помощь способствовала накоплению капитала как в высших, так и в низших капиталистических укладах.

Мероприятия по регулированию и стимулированию национального производства, проведенные правительством, вызвали серьезные изменения в масштабах и направлении капиталовложении в экономику страны. Капиталовложения в основные фонды промышленных предприятий за 1948-1962 годах выросли с 9,1 млрд. до 36 млрд. рупий. Большая часть всех новых инвестиций была направлена в тяжелую индустрию - черную и цветную металлургию, машиностроение, нефтепереработку, химию, производство строительных материалов и электроэнергии. Главную направляющую роль в начавшейся индустриализации страны играло государство. Участие государства в крупном предпринимательстве привело к созданию в Индии новых отраслей производства, заложивших базу для воспроизводства на национальной основе. Результатом государственно капиталистических мероприятий, в том числе планирования, были опережающие темпы роста государственного сектора. Доля государственного сектора в валовой продукции всей промышленности составляла к 1966 году около 18%. Индустриализация Индии вызвала противоречивые тенденции в экономическом развитии страны. После завершения первого пятилетнего плана, в ходе выполнения которого были ликвидированы главные отрицательные последствия раздела колониальной Индии в сфере экономики, был взят курс на индустриализацию страны путем преимущественного развития государственного сектора. В новом «Решении правительства Индии о промышленной политике» от 30 апреля 1956 года значительно расширился по сравнению с Декларацией 1948 году круг отраслей, в которых государство получало исключительное шли преимущественное право предпринимательства. Однако уже в конце 50-х - начале 60-х годов под давлением крупной национальной буржуазии стали делаться значительные отступления в пользу частного сектора.

Несмотря на ограничение деятельности частного капитала в отдельных отраслях национальной экономики, в целом государственный капитализм в Индии обеспечил как значительное фронтальное расширение частнокапиталистического предпринимательства, так и усиление процесса концентрации и централизации капитала, в особенности в его верхних звеньях. Позиции монополистической верхушки индийской крупной буржуазии усилились. Характерно, что 73 крупнейшие корпорации получили более половины всей государственной финансовой помощи, выделенной частному сектору в период второго и третьего пятилетних планов. Расширение масштабов деятельности крупной индийской буржуазии усиливало диспропорции в развитии мелкого и крупного предпринимательства. Экономическая структура Индии характеризуется наличием различных укладов, причем в низших укладах сосредоточена основная часть работающего населения, занятого в сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях народного хозяйства. Поскольку процесс индустриализации до конца 60-х годов охватывал в основном лишь современное, фабрично-заводское производство, диспропорции между низшими и высшими укладами увеличивались. Значительное опережение по темпам роста тяжелой промышленности вызвало также к середине 60-х годов разрыв между уровнем развития отраслей I и II подразделений. Все это вело к серьезным трудностям на рывке промышленных изделий, неполному использованию производственных мощностей и в конечном счете к затягиванию сроков индустриализации и недовыполнению намеченных плановых заданий. Важнейшим тормозом всего процесса трансформации экономической структуры Индии было продолжавшееся отставание сельского хозяйства - основной отрасли народного хозяйства. Индустриализация страны, рост капиталистического уклада в городе стали оказывать всевозрастающее воздействие на положение в индийской деревне Проведение аграрных реформ также создало более благоприятные условия для капиталистической трансформации аграрного строя Индии. Поскольку аграрные реформы не проводились на половине территории страны и поскольку в районах бывшего заминдарскаго землевладения значительная часть земли еще до реформы была сконцентрирована в хозяйствах верхней прослойки арендаторов, земельные отношения и в пореформенный период характеризовались неравенством в распределении обрабатываемых площадей между различными группами хозяйств. Некоторое повышение интенсивности сельскохозяйственного производства в помещичьих и кулацких хозяйствах, расширение обрабатываемых площадей привели к росту валовой продукции сельского хозяйства в 1951-1965 годах на 65%. Однако рост сельскохозяйственного производства на душу населения оказался значительно меньше, поскольку общее население страны за эти годы возросло примерно на 25%. К середине 60-х годов национальное сельскохозяйственное производство не обеспечивало полностью потребности страны в продовольствии и некоторых видах сельскохозяйственного сырья Отставание этой важнейшей отрасли индийской экономики объяснялось в первую очередь тем, что основную массу хозяйственных единиц составляли экономически нерентабельные, полупотребительские по своему характеру крестьянские хозяйства.

Развитию капитализма в сельском хозяйстве Индии объективно способствовала проводимая правительством Национального конгресса сельскохозяйственная политика. Расширение обрабатываемых площадей в 1951-1966 годах государственными организациями было освоено 7,5 млн. акров целинных и залежных земель, строительство крупных и мелких оросительных сооружений, прокладка дорог, создание сети животноводческих и семеноводческих ферм, распространение передового агротехнического опыта и проведение комплекса социально-культурных мероприятий через созданную в 1951 году государственную организацию по развитию сельских районов - все это создавало современную инфраструктуру в сельском хозяйстве. Развитие при финансовой и организационной поддержке государства кооперации обслуживания привело к частичному вытеснению из сферы сельского кредита и торговли низших форм капитала - торгового и ростовщического. Доля кооперативов в сельскохозяйственном кредите возросла в 1951-1961 годах более чем в пять раз. Формировавшаяся сельская буржуазия становилась наиболее многочисленной труппой низшего слоя капиталистического класса в Индии. Значительные изменения произошли и в положении различных групп городской торгово-промышленной буржуазии. В результате как роста национального государственного и частного предпринимательства, так и политики экономического протекционизма сократилось влияние иностранной буржуазии. Однако если в целом удельный вес иностранного капитала в индийской экономике снизился, то в крупной промышленности его доля в инвестициях падала медленно. Иностранные капиталовложения в обрабатывающей промышленности росли почти такими же темпами, как частные национальные, и увеличились за 1948-1960 годах в 2,5 раза. Наиболее значительным был приток капитала в новые отрасли - нефтепереработку, химию, машиностроение, электротехническое производство. Реальное влияние иностранных монополий значительно больше их удельного веса в инвестициях, так как при новых формах проникновения сфера их интересов в Индии росла значительно быстрее суммы капиталовложений. Отсюда следует, что степень контроля над деятельностью отдельных промышленных компаний со стороны иностранного капитала уменьшилась, однако его воздействие на весь механизм воспроизводства и перелива накоплений в частный сектор возросло. В известной мере это относится и к государственному сектору.

В обстановке промышленного бума, созданного государственными инвестициями и протекционистскими мерами правительства, произошел значительный рост экономической мощи индийского капитала. Оплаченный капитал частных акционерных компаний в Индии за 1947-1962 годах вырос с 4,8 млрд. до 12,5 млрд. рупий, то есть почти в 3 раза. При этом неуклонно повышалась доля крупного капитала и монополий. Эта группа капиталистов получила всемерную поддержку от государства в рамках пятилетних планов, поскольку переводила свои накопления в отрасли I подразделения. Иностранные монополии также оказали крупному капиталу значительную помощь кредитами, оборудованием. Более 80% всех крупных предприятий в частном секторе были построены в сотрудничестве с западными фирмами. Все это обусловило опережающие темпы развития узкой группы крупнейших компаний, особенно связанных с индийскими монополиями. Не менее высокий уровень концентрации был в банковском деле: в середине 60-х годов на семь крупнейших банков, контролировавшихся индийскими монополистическими группами и составлявших около 10% всего числа частных банков, приходилось 65% общей суммы депозитов частных банков. Значительное укрепление крупной индийской буржуазии и ее монополистической верхушки, их тесные связи с иностранными монополиями усиливали реакционные тенденции в экономическом и социальном развитии Индии. Углублялись противоречия и внутри индийской национальной буржуазии. Это было, в частности, связано со значительным ростом численности низших групп торгово-промышленной буржуазии. В 1960 году в Индии мелкие предприятия и небольшие фабрики охватывали 93% всех промышленных предприятий страны. Сохранение и даже «расширенное воспроизводство» мелкой промышленности имело двойственные последствия: с одной стороны, оно приводило к расширению внутреннего рынка, поскольку в производство вовлекались массы нового капитала и рабочих, с другой - тормозились процессы концентрации и специализации производства, длительное время сохранялись высокие цены и издержки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.