Рефераты. Становление индийской государственности в постколониальный период

p align="left">К осени 1949 года объем производства в основных отраслях промышленности составлял лишь 60-70% уровня, достигнутого в период второй мировой войны. Депрессивное состояние промышленного производства определялось не только затруднениями на рынках сырья и готовых изделий, но и изношенностью капитального оборудования. Подобное же положение сложилось и на транспорте, где 60% паровозного и вагонного парка нуждалось в замене. Сокращение производства обостряло проблему занятости. В некоторых районах безработица среди промышленных и мануфактурных рабочих достигла угрожающих размеров. Например, в Восточном Пенджабе численность промышленных рабочих в 1946/47 - 1947/48 хозяйственных годах сократилась на 1/3. Положение на рынке труда усугубилось наплывом беженцев, численность которых составила свыше 7 млн. человек. Нехватка промышленных товаров широкого потребления сочеталась с продовольственным дефицитом: в первые годы после достижения независимости сельскохозяйственное производство составляло 90% довоенного уровня. Возможности варирования для индийской буржуазии на экономическом фронте крайне ограничивались господствующим положением, которое занимал иностранный, в основном английский, капитал в важнейших отраслях экономики. Согласно первой переписи иностранных капиталовложений в Индии, проведенной по данным на июнь 1948 года, было установлено, что они составляли общую сумму 3,2 млрд. рупий, из которых на Англию приходилось 72%. Под иностранным контролем находилось 97% всех капиталовложений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, 93% - в резиновой, 90% - в узкоколейных железных дорогах, спичечном производстве, 89% - в джутовой промышленности, 86% - в чайно-плантационном хозяйстве, 73% - в горнодобывающей промышленности. Иностранные монополии получали ежегодно в среднем 1,2-1,5 млрд. долл. прибыли на вложенный капитал.

Постепенно были значительно расширены посевы под джутом и хлопчатником. Начались новые ирригационные работы. Для освоения целинных земель в 1947 году была создана государственная тракторная организация. Однако с гораздо меньшим успехом была проведена кампания по увеличению производства продовольствия. Продовольственный дефицит не уменьшался, в 1947-1950 годах Индия ввезла свыше 10 млн. т зерна. Несмотря на принятые меры, душевое потребление основных продовольственных товаров продолжало сокращаться. В 1948 году в городах было введено рационирование важнейших продовольственных товаров. Разгул спекуляции продовольствием и предметами первой необходимости тяжело сказался на бюджетах семей рабочих, ремесленников, мелких и средних служащих, низших прослоек предпринимателей. В то же время путем спекулятивных сделок создавались громадные состояния - усилился процесс первоначального накопления.

Известная стабилизация к 1949 году экономического положения в стране стимулировала перевод денежных накоплений имущих классов в промышленное предпринимательство. Несмотря на продолжавшееся сокращение текстильного производства, наметился рост продукции в некоторых отраслях тяжелой промышленности что было связано с оживлением гражданского и промышленного строительства. Началось обновление подвижного состава на железных дорогах и станочного парка на фабрично-заводских предприятиях путем довольно значительного увеличения ввоза капитального оборудования.

Импорт машин в первые годы независимости в большой степени покрывался средствами из образовавшихся в период войны стерлинговых авуаров Индии, составлявших в 1947 году общую сумму в 15 млрд. рупий. По англо-индийскому финансовому соглашению, подписанному в июле 1948 года, 5 млрд. рупии списывалось на уплату за военное имущество, пенсии английским чиновникам и другие, а оставшиеся 10 млрд. обеспечили для английской промышленности рынок сбыта капитального оборудования, которое шло на модернизацию и расширение промышленных мощностей Индии. Англо-индийское соглашение на какое-то время усилило влияние английских монополий на ход экономического развития страны, однако не предотвратило проникновения в Индию конкурирующих монополий, а также не препятствовало укреплению национальной буржуазии. Индийская буржуазия, слабая в финансовом и особенно в техническом отношении, создавала новые отрасли производства в основном на базе соглашений с иностранным капиталом в форме смешанных компаний. За первые три года независимости было создано 88 смешанных компаний - в автосборочном, тракторосборочном, велосипедном и других производствах. Правительство стимулировало частное предпринимательство, введя покровительственные таможенные тарифы, известные ограничения в деятельности иностранного частного капитала. Для финансирования промышленного строительства в 1948 году была создана государственная промышленно-финансовая корпорация с капиталом 100 млн. рупий. Наиболее полно принципы экономической политики правительства доминиона Индийский Союз были изложены в Декларации о промышленной политике, оглашенной Джавахарлалом Неру в Учредительном собрании в апреле 1948 года. В этом программном документе был зафиксирован курс на развитие так называемой смешанной экономики путем зарезервирования за государством определенных сфер предпринимательства. Монополией государства объявлялись производство вооружений и атомной энергии, а также железные дороги. В группе отраслей тяжелой промышленности, включая черную металлургию, угольную и нефтяную промышленность, а также самолетостроение и некоторые другие виды машиностроения, государство резервировало за собой исключительное право на создание новых предприятий. Наконец, объектом государственного регулирования и планирования были объявлены еще 17 важнейших отраслей тяжелой и легкой промышленности.

Курс на государственный капитализм проявился и в национализации 1 июля 1948 года Резервного банка Индии, и в принятии в 1949 году Закона о банках, усилившего правительственный контроль за деятельностью частных акционерных банков. На государственный сектор, образованный на базе бывшей собственности колониального правительства, в 1948 году приходилось лишь 6% всего промышленного производства. Как бы ни были ограничены первые госкапиталистические мероприятия правительства Неру, его экономическая политика радикально отличалась от политики колониальных властей. Таким образом, принятые в 1948, а затем в 1956 опубликованные правительственные декларации, определяли политику государства в области промышленного строительства. Основные отрасли тяжёлой и энергетической промышленности объявлялись исключительной или преимущественной сферой государственного предпринимательства. Национализированные в связи с этим транспорт, средства связи, два крупнейших банка, страховые компании, а также предприятия металлургической, металлообрабатывающей, энергетической, химической и других отраслей промышленности, гидроэнергетические и оросительные системы, строительство которых развернулось с середине 50-х годах составили основу государственного сектора. Одновременно государство оказывало финансовую и организационную поддержку частному предпринимательству. Наиболее полным выражением государственно-капиталистической политики стали пятилетние планы экономического развития, определяющие развитие государственного сектора и способствующие индустриализации Индии.

Колониальная структура индийской экономики, засилье иностранного капитала определили и место Индии в системе международного разделения труда. По-прежнему Индия представляла аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических стран, прежде всего Англии: в 1946/47 годах 60% всей стоимости импорта составили продовольственные и промышленные товары широкого потребления, а 52% экспорта - сырье и продовольствие. Раздел страны в целом обострил противоречия экономического развития Индии, определявшиеся колониальной структурой ее народного хозяйства. Впервые годы после достижения независимости Индия по-прежнему представляла отсталую аграрную страну, в экономической структуре которой господствовали докапиталистические уклады. По данным о национальном доходе на 1948/49 г., на сельское хозяйство приходилось 48,1%, кустарное и ремесленное производство - 11,5 и фабрично-заводскую промышленность - 8,3%. Господство феодальных пережитков в системе землевладения и землепользовании, средневековый уровень технической оснащенности сельского хозяйства обусловили один из самых низких в мире уровней производительности труда. На одном из последних мест в мире находилась Индия и по уровню национального дохода на душу населения, составлявшего в 1948 года 246 рупий. Это было в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 20 раз меньше, чем в США. В то время как экономическая мощь индийской национальной буржуазии, в особенности её монополистической верхушки, возросла, материальное положение трудящихся масс улучшилось весьма незначительно по сравнению с колониальным периодом. Основным внутренним источником финансирования планов экономического развития было всё возрастающее прямое и косвенное налогообложение.

Перед молодым индийским государством встала грандиозная задача преодоления вековой отсталости и создания многоотраслевой современной экономики. В первые годы после достижения независимости усилия правительства в экономической области были в основном направлены на преодоление последствий раздела страны.

1.3 Характерные черты внутренней и внешней политики правительства доминиона

Правительство Неру установило дружественные отношения с СССР и другими социалистическими странами, одним из первых признало КНР. Вместе с тем в эти годы во внешней политике Индии наблюдались известные колебания и непоследовательность, что объяснялось как внутриполитическим положением Индии, так и в особенности давлением со стороны бывшей метрополии, сохранявшей значительное экономическое и политическое влияние в стране. Так, Индия, поддержавшая правительство Хо Ши Мина, в еще большей степени принципы национального суверенитета проводились во внешней политике правительства доминиона. Еще 7 сентября 1946 году временное правительство колониальной Индии заявило о нейтралитете Индии и не вхождении в военные блоки. Принципы мира и позитивного нейтралитета получили свое дальнейшее и полное развитие после достижения страной независимости. Активизации внешней политики Индии способствовало то обстоятельство, что страна не переживала периода дипломатической изоляции: к началу 1950 года Индия установила дипломатические отношения с 39 государствами.

На съезде правящей партии Национальный конгресс в Джайпуре в специальной резолюции были определены принципы внешней политики Индии: антиколониализм, мир и нейтралитет, неучастие в военных блоках. Индийские представители в ООН выступили с инициативой передачи подмандатных территорий в опеку ООН. Антиколониальная линия во внешней политике Индии особенно ярко проявилась в борьбе, которую вели ее представители в органах ООН против расовой дискриминации в Южной Африке. Первой попыткой со стороны Индии установить разносторонние контакты с азиатскими странами было проведение в 1947 году в Дели Межазиатской конференции, в которой участвовали представители 32 государств. Однако отсутствие общей политической платформы весьма ограничило ее позитивные результаты. На проведенной в 1949 году в Дели международной конференции по индонезийскому вопросу Индия ограничилась поддержкой решений ООН, которая фактически не оказала никакой помощи национальным силам в борьбе с колониализмом. В эти же годы Индия предприняла попытку опереться на США, рассчитывая на американское финансовое и техническое содействие процессу индустриализации страны. Неру рассчитывал также путем расширения индийско-американских связей несколько ослабить английское давление на Индию. С этой целью он предпринял продолжавшуюся с 11 октября по 7 ноября 1949 года поездку в США. Хотя попытка добиться политического сближения и не удалась, американская политика в Индии объективно способствовала установлению в последующие годы широкого индо-американского экономического сотрудничества и привлечению в Индию американского капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.