Первые всеобщие выборы в такой обширной стране, как Индия, не обладавшей к тому же ни достаточным административным персоналом, ни опытом буржуазного парламентаризма, проводились не одновременно. Они проходили с 25 октября 1951 по 24 февраля 1952 года. Развернувшаяся в 1951 году предвыборная кампания способствовала активизации различных политических организаций и выявила расстановку социально-политических сил. Уже накануне выборов было очевидно, что в своей популярности среди массы избирателей, впервые шедших к избирательным урнам, Национальный конгресс далеко опередил все другие политические организации. Это определялось как исторической ролью Конгресса, приведшего национальную революцию к победе, его положением правящей партии, так и своеобразием Конгресса как массовой политической организации. Национальный конгресс, оставаясь крупнейшей и наиболее влиятельной партией национальной буржуазии, в значительной мере сохранял характер общенациональной организации, опиравшейся на широкие слои городской мелкой буржуазии и крестьянство. В программных установках и тактической линии партии учитывались, прежде всего, интересы этих классов. В руководстве конгрессистских организаций также были представлены различные мелкобуржуазные слои. Эти особенности организационно-политической структуры Конгресса как партии весьма способствовали сохранению его массовой базы. Национальный конгресс находился как бы в центре спектра политической жизни Индии, правую часть которого образовали различные партии феодальной и коммуналистической реакции. Наиболее влиятельными среди них были Рам раджья паришад, созданное бывшими князьями, Хинду маха сабха - старейшая организация индусского коммунализма и возникший накануне выборов Джан сангх, опиравшийся в основном на индусскую торговую буржуазию и шовинистически настроенную часть городских средних слоев
Эти, а также другие организации правой оппозиции в основном представляли интересы феодально-помещичьих и торгово-ростовщических слоев в индийском обществе. На левом фланге находилась успешно восстанавливавшая свое влияние Компартия Индии, революционно-демократические партии «Форвард блок», Революционно-социалистическая, Рабоче-крестьянская партия Махараштры и некоторые другие. Революционно-демократические партии действовали в пределах отдельных штатов и не имели общеиндийского характера. В их идеологии элементы марксизма своеобразно сочетались с мелкобуржуазным социализмом и гандизмом. Своего рода «левый центр» состоял из мелкобуржуазных Социалистической партии и Кисан маздур праджа партии. Для политики этих партий, на идеологию которых значительное влияние оказала западная социал-демократия, весьма характерными были антикоммунизм и враждебность к социалистическим странам.
Всего в предвыборной борьбе приняло участие около 80 политических партий. В партийно-политической структуре Индии, для которой характерно: множество организаций с ограниченным влиянием в пределах одного штата или даже отдельных районов внутри штата; сложное переплетение революционно-демократической и буржуазно-националистической идеологии и политики; слабая расчлененность буржуазных и мелкобуржуазных интересов; значительная роль религиозных, кастовых и региональных моментов в возникновении и деятельности политических организаций, достаточно адекватно отражалась социально-классовая структура индийского общества, переходного по своему типу, в котором основное место занимают мелкобуржуазные слои и группы, наличествуют классы, представляющие разлагающийся феодальный уклад. На политическую жизнь Индии налагала отпечаток специфика самой формирующейся индийской буржуазии, основные группы которой состоят из мелких предпринимателей, часто представляющих местные, национальные и региональные интересы, а также значительная роль таких традиционных социальных институтов, как каста и религия. Накануне выборов правосоциалистические лидеры рассчитывали на то, что им удастся ликвидировать своего рода политическую монополию Конгресса и создать в стране сильную оппозицию, претендующую на власть. Однако действительность опрокинула эти расчеты. Выборы показали, что основная масса избирателей пошла за Конгрессом, а в качестве основной оппозиции Конгрессу слева выступила компартия в блоке с некоторыми революционно - демократическими партиями. Коммунистам удалось создать единый фронт в некоторых штатах: Западной Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Мадрасе и Траванкур-Кочине. Правосоциалистические партии, а также партии коммуналистской реакции потерпели крупное поражение. На выборах в парламент Национальный конгресс получил 44,5% голосов и 74,3% мест, компартия и ее союзники - 6,7% голосов и около 10% мест. Правые социалисты собрали 12,6% голосов, но получили менее 5% мест, а три реакционные партии - Хинду маха сабха, Рам раджья паришад и Джан сангх получили лишь 4,8% голосов и 10 мест. Таким образом, Конгресс получил возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. Масса избирателей шла за партией Ганди и Неру, веря в выполнение ею программы социально-экономических преобразований, изложенных в избирательной программе. В целом выборы показали определенную левую ориентацию общественного мнения страны. Компартия, насчитывавшая около 30 тыс. членов, получила поддержку около 6 млн. избирателей. Особенно сильные позиции она завоевала в Западной Бенгалии и в южных штатах - Мадрасе, Хайдарабаде, Травашкур-Кочине, аде ее базой были массовые крестьянские организации.
Выборы дали в руки правящей партии мандат на проведение программы экономических и социальных реформ, направленных на перестройку колониально-феодальной структуры.
2.2 Процесс преобразования социально-экономической политики
Первым важнейшим шагом в области экономической политики, направленной на капиталистическую трансформацию унаследованного от колониального периода экономического строя, было проведение с конца 40-х - начала 50-х годов аграрных реформ. Конгресс еще в своем избирательном манифесте 1946 году объявил об уничтожении всех «посредников» между государством и земледельцем. Однако под системой «посредничества» понималось не вообще феодально-помещичье землевладение, а землевладение типа заминдари. Наряду с осуществлением законов об отмене системы заминдари были проведены некоторые другие меры, ускоряющие переход всех полуфеодальных помещиков к ведению капиталистического хозяйства. Одной из них была разработка законов об установлении максимума землевладения. Однако в течение первых 6 лет после достижения независимости этот вопрос оставался как бы отодвинутым на задний план в связи с проведением реформы системы заминдари. В 1953 году вопрос о максимуме земельного владения вновь был поставлен на повестку дня. Установление максимума землевладения было одной из первоочередных задач проведения аграрной политики в период осуществления, как первого, так и второго пятилетних планов развития национальной экономики Индии. К середине 60-х годов в большинстве штатов Индии были приняты законы о «потолке» землевладения, а в остальных - находились на различных стадиях прохождения через законодательные органы. В условиях скалда в стране более 60, земельных владений было размером менее 5 акров, по штатам были установлены такие размеры «потолка», которые во много раз превышали этот уровень.
В 1950 году при правительстве была образована Плановая комиссия, которую возглавил Джавахарлал Неру. Комиссия подготовила проект первого пятилетнего плана, охватывавшего период с 1 апреля 1952 по 31 марта 1956 года, 1951/52 - 1955/56 финансовые годы. Как в первом, так и в последующих пятилетних планах экономического развития содержался курс на преимущественное развитие государственного сектора в области промышленности и инфраструктуры, устанавливались контрольные задания по основным видам промышленной и сельскохозяйственной продукции, объем и основные направления инвестиций в государственном и частном секторах, источники и объем денежных накоплений в государственном секторе. Проведение политики государственного капитализма и создание государственного сектора явились важным средством ускорения экономического развития страны. В то же время создание государственного сектора не только не изменило социально-экономическую природу индийского общества, но и способствовало росту частнокапиталистического предпринимательства. Характерно, что за годы двух первых пятилетних планов экономического развития Индии оплаченный капитал частных акционерных компаний вырос на 57,4%. В 1960/61 годах доля государственных предприятий в общем годовом продукте фабрично-заводской и горнодобывающей промышленности составила лишь около 10%. Вместе с тем создание и рост государственного сектора вносят определенные изменения в экономическую и политическую обстановку в стране. Во-первых, в государственном секторе сосредоточены основные предприятия тяжелой промышленности - основы индустриализации Индии; во-вторых, государственный сектор развивается быстрее частного. Действительно, в 1951-1961 года оплаченный капитал государственных компаний увеличился с 263 млн. до 5 452 млн. рупий, а частных - с 7491 до 11894 млн. В 1951 году оплаченный капитал государственных компаний составлял всего примерно 3,5% оплаченного капитала частных компаний, а в 1961 году - уже 46%. Одной из особенностей социально-экономической жизни Индии в 1950-1955 годы стало развитие государственного капитализма на национальной основе. Образование государственного сектора в результате перехода в собственность Индии всех предприятий, ранее принадлежавших колониальным властям, открыло возможности для внесения плановости в развитие экономики молодой республики.
Первый план экономического развития Индии был принят государством в октябре 1951 года он предусматривал образование совместных предприятий при участии национального и иностранного капиталов, а также создание тяжелой промышленности в государственном секторе. Индийское руководство взяло курс на создание смешанной модели экономического развития страны. Как отмечал индийский экономист X. Венкатасуббия: «Одобрив смешанную модель как способ быстрого и успешного развития экономики, правительство Индии приняло социалистическое планирование, но более важным является то, что оно также признало капитализм в качестве постоянного института». Правящие круги Англии с одобрением отнеслись к избранному Индией экономическому курсу. Поддержав плановое развитие экономики Индии, британское правительство оказывало содействие в поднятии уровня производительных сил Индии. После 1950 года Индия продолжала испытывать финансовые трудности. В поисках выхода из создавшегося положения индийское правительство взяло курс на более широкое привлечение капитала из других стран, помимо Англии. В 1950-1955 года число стран-инвесторов увеличилось. Частные иностранные долгосрочные капиталовложения в экономику Индии составили на 31 декабря 1955 года 4,806 млн. рупий по сравнению с 2,876 млн. рупий на 30 июня 1948 года. Причем, частные английские капиталовложения возросли за этот срок с 2,099 млн. до 3,920 млн. рупий. Несмотря на приток капиталов в Индию из других стран, Англия продолжала занимать ведущую позицию в этой сфере. В целях дальнейшего укрепления государственного суверенитета молодая республика, создавая оптимальные условия для развития национальной экономики, перешла к политике протекционизма. Вводились квотные ограничения и высокие пошлины на товары, ввозимые в страну. Это привело к сокращению английского экспорта в Индию. В результате между Индией и Англией возникли разногласия по вопросу реализации британской хлопчатобумажной продукции на индийском рынке. Это обстоятельство вызвало недовольство британской общественности. В английском парламенте начались бурные дискуссии по данному вопросу. Однако, Индия, нуждавшаяся в поддержке Англии, в частности в области военного сотрудничества, пошла на смягчение предпринятых ею мер против ввоза иностранных, главным образом, английских товаров. В 1950-1955 годах между Индией и Англией продолжались переговоры о стерлинговых балансах, в результате которых британские правящие круги предприняли меры по освобождению стерлинговых счетов Индии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13