Рефераты. Становление индийской государственности в постколониальный период

p align="left">После кратковременного слияния в 1964 году Народно-социалистической и Социалистической партий в 1965 году произошел новый раскол. Из ранее образованной Объединенной социалистической партии вышла группа прежней Народно-социалистической партии во главе с Н. Г, Горай и С.Н. Двиведи. Основная причина конфликта внутри руководства ОСП заключалась в различных позициях, которые занимали его фракции по вопросам сотрудничества с коммунистами, как в проведении массовых кампаний, так и в работе внутри законодательных органов. Правые лидеры бывшей НСП по-прежнему оставались на позициях антикоммунизма и антисоветизма, тогда как лидеры ОСП С.М. Джоши, Р. Лохия, Мадху Лимайе шли на некоторое сотрудничество с прогрессивными силами. Социалисты были также ослаблены после ухода в Конгресс группы во главе с основателем партии НСП Ашока Мехтой, который занял пост министра планирования в правительстве Индии. После раскола ОСП под ее контролем остался профцентр Хинд маздур панчаят, но более крупное профобъединение Хинд маздур сабха получило большую самостоятельность, поскольку на отдельные группировки в ее руководстве оказывали влияние соответственно ОСП, НСП, а также другие политические силы, в частности Конгресс.

Противоречия развития Индии по буржуазному пути развития складывались прежде всего в переживавшихся страной экономических трудностях. За годы независимости Индия достигла определенных результатов в экономическом развитии. Общий объем промышленного производства увеличился к середине 70-х годов более чем в 4 раза. В рамках государственного и частного секторов были созданы новые отрасли добывающей промышленности, укрепилась энергетическая база. Однако на фоне существенных сдвигов в перестройке унаследованной от колониализма экономической структуры с середины 60-х годов со все большей очевидностью стали проявляться трудности развития. Важнейшей причиной застоя в индийском промышленном развитии было сохранявшееся отставание сельского хозяйства. За годы независимости произошло определенное развитие сельскохозяйственного общий объем продукции вырос более чем вдвое, размеры посевных площадей - на 30%, площадь орошаемых земель - вдвое, средняя урожайность основных культур на - 40%. Однако база роста сельскохозяйственного производства в период развертывания «зеленой революции» с середины 60-х годов оставалась крайне узкой и охватывала не более 20% всех обрабатывавшихся земель. Это были в основном хозяйства кулаков и помещиков, которые сосредоточили в своих руках к началу 70-х годов не менее половины всех посевных площадей страны. «Зеленая революция» охватила к середине 70-х годов лишь наиболее развитые районы Северо-Западной Индии, отдельные округа в западных и южных штатах страны. Достигнутые Индией темпы прироста сельскохозяйственной продукции почти не перекрывали прироста населения. По официальным данным, в начале 70-х годов у 40% сельского и 50% городского населения прожиточный уровень был ниже «уровня нищеты», то есть расходы были на личное потребление не более 20 рупий в месяц сохранение громадного резервуара нищеты сочеталось с дальнейшим ростом имущественного неравенства. Пожалуй, нигде эти контрасты буржуазного развития не проявлялись столь очевидно, как в крупных индийских мегаполисах, особенно в Бомбее, где расширение районов трущоб шло параллельно строительству роскошных отелей и многоэтажных жилых домов для богачей-нуворишей. Кризисные явления обостряли проблему диспропорционального и дезинтегрированного развития индийской экономики. Усиливались противоречия между различными слоями и группами индийской торгово-промышленной буржуазии.

К середине 70-х годов окончательно определилась ведущая роль государственного сектора в индустриализации Индии. Доля государства во вложениях в экономическое развитие выросло с 3% в 1950-1951 годах до 48% в 1971-1972 годах капиталовложения в государственный сектор развивались опережающими темпами по сравнению с частнокапиталистическим. В начале 70-х годов общие капиталовложения в предприятия госсектора оценивались в 220 млрд. рупий, а в частный 130 млрд. рупий. В некоторых отраслях материально производства госсектор стал играть решающую роль. Непрерывное возрастание роли госсектора, а так же различных форм государственного регулирования в экономическом развитии страны вызывало нарастающую волну критики государственного капитализма со стороны частнокапиталистического предпринимательства. Вместе с тем отношение национальной буржуазии к госсектору и госкапитализму в целом было двойственным. Госсектор не воспрепятствовал процессу концентрации и централизации капитала в Индии. Меры по ограничению деятельности монополий, предпринятые в 60-х начале 70-х годов, оказались не эффективными. Наряду с укреплением позиций крупной буржуазии и ее монополистической верхушки продолжался рост мелкого капиталистического предпринимательства. В то же время мелкое производство, в котором по-прежнему было занято большее число рабочих, постепенно вытеснялось современным капиталистическим производством. Эти сложные и противоречивые процессы в экономике Индии оказывали свое влияние на внутриполитическую ситуацию.

Непрерывный рост в течении всей первой половины 70-х годов как оптовых, так и розничных цен свидетельствовал о развивающихся в стране инфляционных процессах. Только за один 1974 год розничные цены поднялись на 30%. Это тяжело ударило по широким массам трудящихся. Усилилась забастовочная борьба. Наряду с борьбой рабочего класса активизировалась деятельность организаций трудового крестьянства и сельскохозяйственных рабочих. Коммунистическая партия Индии в сотрудничестве с профсоюзными, крестьянскими, молодежными и другими массовыми организациями провела в 1972-74 годах ряд общенациональных массовых компаний, направленных на защиту экономических и политических интересов трудящихся. В течении 1973 и 1974 годов КПИ провела массовые кампании борьбы против спекулянтов, складировавших запасы продовольствия. На базе широкого недовольства народа ухудшимся экономическим положением, невыполнением Конгрессом широковещательной программы экономических и социальных преобразований активизировалась деятельность различных оппозиционных Конгрессу националистических мелкобуржуазных и буржуазных партий.

На прошедших в начале 1974 года выборах в законодательные органы собрания Уттар Прадеша, Ориссы и еще трех штатов и союзных территорий Конгресса и КПИ, снова достигшие соглашения о взаимной поддержке, опять добились успеха. Оппозицию Конгрессу стала поддерживать значительная часть городской и сельской буржуазии. В этой обстановке серьезную опасность для Конгресса представляло массовое движение, начавшееся в 1974 году в Гуджарате и Бихаре под руководством известного общественного деятеля, гандиста Джая Пракаша Нарайяна. Это движение развертывалось под лозунгами «тотальной революции». Направленной на свержение власти конгрессов в центре и на местах. В январе 1975 года в Бихаре был убит террористами министр транспорта Индии Мишра. В Дели было совершено покушение на члена Верховного суда А.Н. Райя.

В результате широкого движения масс, во главе которого шел М. Десаи, объявивший голодовку протеста, конгрессистское правительство в штате Гуджарат было смещено и введено президентское правление. Созданный по инициативе Нарайяна «Народный фронт», объединивший основные оппозиционные партии, на выборах в законодательное собрание Гуджарата. Прошедших в 1975 году, добился победы. В июне 1975 года антиконгрессистские силы в стране перешли в открытое наступление против премьер-министра Индиры Ганди. Суд постановил, что И. Ганди лишается своего депутатского места и ей запрещается занимать выборные должности в течении шести лет. Это решение И. Ганди опротестовала в Верховном суде. Главные оппозиционные партии, включая КПИ, потребовали отставки И. Ганди. Было принято решение организовать по всей стране движение гражданского неповиновения. Нарайя призывал армию и полицию к неподчинению властям. В ответ на действия оппозиции указом президента Индии Ф.А. Ахмада, избранного в августе 1974 года, 26 июня 1975 года в стране было введено чрезвычайное положение. Более 600 лидеров оппозиционной партии было арестовано. В течении 1975 года за решеткой оказалось более 30 тыс. активных членов оппозиции и движения Дж.П. Нарайяна. 4 июля деятельность 26 экстремистских организаций была запрещена.

Выступая по радио с обращение к народу И. Ганди объявила программу прогрессивных социально-экономических преобразований из 20 пунктов, которая была направлена на ускорение проведения аграрных реформ, улучшения положения сельскохозяйственных рабочих, отмен долговой кабалы. Удар нанесенный И. Ганди по оппозиции, был осуществлен на фоне улучшавшейся экономической конъектуры. По официальным данным, к осени 1976 году было отчуждено более 1 млн. га «земельных излишков» и распределено среди безземельных и малоземельных крестьян. Около 7 млн. сельскохозяйственных рабочих получили землю для постройки жилищ. Указами президента был объявлен мораторий на сельскую задолженность и отмены отработки за долги. Постепенно стали выявляться отрицательные последствия чрезвычайного положения. Предприниматели не выполняли решений о «мире в промышленности» - локауты, снижение заработной платы стали обычным явлением. Была введена цензура, ограничена свобода печати, принятая 42-я поправка к конституции хотя и объявила Индию «социалистической республикой», но была направлена на усиление исполнительной власти в ущерб законодательной и судебной.

Прошедшие в марте 1977 года выборы в парламент привели к победе блока «Джаната партии», получившего абсолютное большинство в Намежду одной палате. И. Ганди ушла в отставку, премьер-министром стал Чандра Шек хар. Страна вступила в сложный период перегруппировки политических сил. Усилилась борьба между сторонниками и противниками И. Ганди в Конгрессе, которая привела к формальному расколу партии в январе 1978 году и образованию двух общеиндийских конгрессистских организаций во главе Индирой Ганди и Брахманандом фракций Редди. Появились центробежные тенденции и в новой правящей партии. Стали делаться попытки добиться взаимопонимания и сотрудничества политически разобщенных левых сил - КПИ, КПИ, левых фракций в Конгрессе, «Джанате» и других партиях.

Таким образом, положение ИНК во второй половине 70-х годов серьезно осложнилось. Усиление экономических трудностей, расширение массовой борьбы трудящихся, укрепление оппозиционных ИНК партий и групп привели к усилению социальной напряженности. Руководство страны введение в июне 1975 года чрезвычайного положения. И в результате проведенных в 1977 году парламентских выборов партия ИНК потерпела поражение. Победу одержала коалиция «Джаната партии».

3.2 Внешнеполитический курс независимой Индии в 1950-1970 годы

В военной области первоочередной задачей суверенной Индии стало укрепление обороноспособности страны. С этой целью Индия стремилась к налаживанию контактов с другими странами, так как испытывала потребность в современных вооружениях и технике. Однако в ходе многочисленных переговоров с западноевропейскими государствами и СССР Индия столкнулась с жестким противостоянием правящих кругов Англии. В течение 1950-1955 годов индийско-английское сотрудничество в военной области отличалось нестабильностью на что, несомненно, влиял внешнеполитический фактор. Так, Англия приостановила выполнение военных заказов индийского правительства, занявшего в отношении корейского вопроса позицию, противоречащую ее интересам. Таким образом, индийско-английские отношения в военной области носили сложный и противоречивый характер. Это объяснялось зависимостью Индии от Англии в военной области, с одной стороны, и ее стремлением быть полностью самостоятельной в решении военных вопросов, с другой. Британское правительство, в свою очередь, стремилось не только сохранить, но и усилить зависимость Индии от Англии в военной сфере еще большее значение во внешнеэкономических связях Индии имела экономическая помощь в форме государственных кредитов и субсидий. К осени 1965 году помощь капиталистических стран составила около 35 млрд. рупий. Иностранные кредиты и субсидии использовались в основном для развития различных отраслей энергетики, транспорта, некоторых отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, а также для оплаты крупных поставок продовольствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.