Левосектантский уклон в деятельности руководства КПИ нанес урон коммунистическому движению в стране. В ряде мест ослабли связи с массами, от партии отошли определенные группы политически сознательной части населения. Правые силы в стране развернули кампанию травли коммунистов. Практически компартия и руководимые ею массовые организации были вынуждены уйти в подполье. В некоторых провинциях их деятельность была и формально запрещена законом. Начались репрессии против коммунистов и активистов массовых организаций. В тюрьме оказались многие члены политбюро, руководства Всеиндийского Конгресса профсоюзов и Кисан сабха. Условия тяжелой подпольной борьбы закалили партийное ядро, но в то же время затруднили развертывание деятельности массовых организаций. На репрессии против компартии и профсоюзов рабочий класс Индии ответил митингами и забастовками протеста. Однако наметилось снижение общего уровня стачечной борьбы: в 1948 году в ней участвовало 1 050 тыс. рабочих и было потеряно 7,8 млн. рабочих дней, а в 1949 году - соответственно уже 685 тыс. рабочих и 6, 7 млн. рабочих дней. На спад экономической борьбы рабочего класса оказали влияние не только усталость рабочего класса, жестокие репрессии властей, положение в коммунистическом движении, но и раскол в профдвижении страны.
Еще в мае 1947 года под эгидой Национального конгресса был создан Индийский национальный конгресс профсоюзов, руководство которого в январе 1948 года активно поддержало обращение Рабочего комитета Конгресса к рабочим об установлении классового мира в промышленности. В 1948 году были образованы два других параллельных профцентра: «Хинд маздур сабха» и Объединенный конгресс профсоюзов, находившиеся под влиянием различных групп социалистов. Последний профцентр объединял в основном союзы на территории Западной Бенгалии. В первые годы после создания трех новых профцентров Всеиндийский конгресс профсоюзов оставался наиболее представительной организацией индийских трудящихся, что было подтверждено на его очередном съезде, состоявшемся в 1949 году в Бомбее. Крупнейшими забастовками в эти годы были многомесячные стачки текстильщиков в Коимбатуре и выступления служащих в Калькутте, Бомбее и других промышленных центрах страны. Несмотря на неблагоприятные условия, некоторые стачки окончились победой их участников: сокращен рабочий день на предприятиях, работавших круглый год, в отдельных предприятиях повышена зарплата и выплачены надбавки за дороговизну.
Важнейшим результатом борьбы рабочего класса было принятие в 1948-1949 годы ряда декретов, составивших основу законодательства о труде в независимой Индии: о минимуме заработной платы, социальном страховании, 8-часовом рабочем дне, государственном арбитраже, закон о трудовых конфликтах и др. Профсоюзные организации страны развернули борьбу за осуществление принятого рабочего законодательства. Наряду с борьбой рабочего класса в 1947-1949 годах в отдельных районах страны развернулись массовые выступления различных слоев индийского крестьянства. Наиболее активной была борьба различных групп низших прослоек крестьян-арендаторов, выступавших за снижение арендной платы, перевод ее из натуральной в денежную форму, упрочение прав наследственной аренды. Под этими лозунгами развертывалась борьба издольщиков в Западной Бенгалии, Бихаре, Бомбее, Пенджабе и других провинциях страны. Важное место в выступлениях крестьян-арендаторов занимала проблема сгона арендаторов с земли землевладельцами-помещиками и богатыми крестьянами. Более широкие слои крестьянства, включая верхние прослойки арендаторов, стали участниками массовых кампаний за демократизацию и скорейшее осуществление законопроектов об отмене системы заминдари, которые в 1946-1949 года были внесены провинциальными правительствами на обсуждение в законодательные собрания. В некоторых районах Соединенных провинций, Пенсу и на юге страны крестьяне начали прямой захват помещичьих земель. Наивысшего размаха эта форма крестьянской борьбы достигла в Телингане, где продолжалось начавшееся еще в 1946 году крестьянское восстание. В районах восстания были созданы народные панчаяты - органы власти, которые осуществили аграрную реформу, ограничив крупное помещичье землевладение и перераспределив отчужденные земли среди малоземельных крестьян. К концу 1948 года таким образом было перераспределено свыше 1,2 млн. акров земли. В 1949 году части регулярной индийской армии, брошенные на подавление восстания, вступили в Хайдарабад. После этого восстание переросло в партизанскую войну, длившуюся до 1951 года. На этой стадии среди повстанцев произошло дальнейшее размежевание. От движения отошла крестьянская верхушка, удовлетворенная проведенными в 1949-1950 годах аграрными реформами, а также напуганная усилением в панчаятах крестьянской бедноты, пришедшей к руководству восстанием. Борьба крестьянства вынудила буржуазно-помещичьи правительства штатов поторопиться с разработкой и проведением аграрных реформ, что было осуществлено уже после провозглашения Индии в январе 1950 года суверенной республикой.
Подводя итоги можно прийти к выводу, что новый статус Индии облегал проникновение американского капитала. Во внешней торговле Индии доля США почти сравнялась с долей Англии. После недолгого периода иллюзий народные массы, как в Индии, так и в Пакистане увидели, то закон о расчленении Индии явился новым маневром империалистов для сохранения своего господства в Индии. Так как экономическое положение Индии ухудшалось. Большинство отраслей промышленности находилось в состоянии упадка. Сам процесс разделения страны стал причиной массового насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан прилагали усилия для налаживания отношений. Один из самых больших споров произошёл из-за Кашмира, который повлек за собой долгосрочный конфликт. Раздел не смог положить конец вражде между индусами и мусульманами. Так же раздел Индии ослабил ее как в экономическом, так и в политическом и военном отношении. Во вновь созданных армиях Индии и Пакистана основные командные посты остались в руках англичан. Между Индией и Пакистаном до настоящего времени продолжается гонка ядерных вооружений. Английские капиталисты полностью сохранили свои позиции в экономике вновь образованных доминионов. В правительственном аппарате доминионов Хиндустани и Пакистан английские чиновники продолжали играть руководящую роль. В ряде провинций на постах губернаторов остались англичане. До 1948 года генерал-губернатором Индийского союза оставался Маунтбеттен. Таким образом, получив показной статус доминиона, Индийский союз фактически оставался в полной зависимости от Англии.
2. Становление основ индийской государственности
Позиции английского капитала в экономике Индии, зависимость национального производства от английского рынка - все это обусловило стремление индийской буржуазии сохранить Индию в рамках Британского содружества наций. В то же время руководители индийской политики искали такую форму сохранения Индии, как части Содружества, которая бы не нарушила национального суверенитета. В 1949 году в Лондоне собралась вторая конференция премьеров стран «Содружества наций» Британской империи. На этой конференции было решено, что Индийский союз будет объявлен «суверенной республикой», входящий в состав «Содружества наций» и признающей английского короля символом единства содружества.
На очередном съезде Конгресса в Джайпуре в декабре 1948 года правительство получило мандат на ведение переговоров на основе решений имперской конференции 1948 года. В мае 1949 года Всеиндийский комитет Конгресса и Учредительное собрание одобрили этот акт. Стремлением к консолидации индийской государственности, централизации власти проникнута Конституция Индии, принятая Учредительным собранием 26 ноября 1949 года. Индия провозглашалась суверенной республикой во главе с президентом, наделенным важными полномочиями: он является главнокомандующим вооруженными силами страны, назначает премьер-министра, по его рекомендации назначаются министры Центрального правительства, а также губернаторы штатов, являющиеся представителями центральной исполнительной власти, между сессиями парламента издает и отменяет законы, а также приостанавливает действие конституции. Высшим органом законодательной власти является Центральный парламент, состоящий из двух палат: народной палаты и совета штатов. Законодательными органами штатов являются законодательные собрания. Активным избирательным правом обладают граждане Индии, достигшие 21 года, а пассивным - 25 лет. Президент избирается специальной избирательной коллегией, образованной депутатами парламента и законодательных собраний штатов. В конституции проводится принцип строгого разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Правительство Индии и правительства штатов ответственны перед Центральным парламентом и законодательными собраниями штатов. Верховный суд Индии и высшие суды штатов наделены правом толкования законов и могут приостанавливать их действие как «противоречащие конституции». Принятие Учредительным собранием Конституции Индии означало юридическое оформление великого поворота в исторических судьбах страны. Первым президентом Индии депутаты Учредительного собрания единогласно избрали Раджендра Прасада, а первым премьер-министром стал Джавахарлал Неру.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13