Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Формирование грамматических навыков у учащихся вторых классов на основе "грамматических сказок"
сихические процессы мышления, восприятия, памяти и воображения включают в себя как необходимый компонент особую форму психической активности человека - внимание. Вслед за С.Л. Рубинштейном мы определяем внимание как избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность (Рубинштейн, 2000: 463).Согласно мнению российских и зарубежных психологов одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза является развитие произвольного внимания. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка. Однако, качество произвольности внимания находится лишь в стадии формирования. Как следствие, внимание младшего школьника отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Внимание может отвлекаться по различным причинам, например, из - за новизны обстановки, в силу действия ориентировочного рефлекса, при неправильном использовании наглядных пособий и т.д. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения, то есть деятельность учащихся должна быть максимально разнообразной.Н.Ф. Добрыниным установлено, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда учащиеся полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимума умственной и двигательной активности. Если учащиеся рассматривают предметы, явления и при этом имеют возможность действовать с ними, то в таком случае они очень внимательны. На основе обобщения опыта учителей Н.Ф. Добрынин приходит к выводу, что внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких - то достижений (Матюхина, Михальчик, Прокина, 1984: 168).Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Так, уже дошкольники могут часами слушать интересные сказки, рассказы, смотреть кинокартины. Младшие школьники с огромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются в течение довольно длительного времени.Непроизвольный характер внимания имеет существенные недостатки. Так, дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями. Наглядно - образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозное влияние на мыслительную деятельность.Учитель должен учитывать эти сложности и сочетать в процессе обучения использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного. Первая цель достигается путем разнообразия форм работы над материалом, подбором упражнений достаточной сложности, включением заданий творческого характера, грамотным использованием наглядного материала. Развитие произвольного внимания обеспечивается комплексом соответствующих упражнений.Анализ литературы по вопросу психологического развития младших школьников позволяет нам сделать следующие выводы.Возраст 7-8 лет характеризуется преобладанием наглядно-образного мышления и непроизвольностью психических процессов. Это требует от учителя широкого использования наглядности в обучении, а также привлечения интереса учащихся путем разнообразия форм работы над материалом, подбором упражнений достаточной сложности, включением заданий творческого характера. Подобные действия особенно важны при формировании абстрактных понятий и обобщений, на которых строится грамматика, так как они представляют сложность для младших школьников.Однако, следует учитывать, что вышеназванные особенности детского развития должны прежде всего выступать базой для формирования новообразований, необходимых на последующих этапах онтогенеза. К этим новообразованиям относят произвольность психических процессов, а также рефлексию и внутренний план действий. Их возникновению способствует осознанное выполнение мыслительных операций, целенаправленное формирование понятий, а также развитие устной и письменной речи.
1.4 Выводы
В первой главе нашем работы нами были рассмотрены теоретические вопросы формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся 2-х классов на основе грамматических сказок. Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы:Роль и место грамматики, как неотъемлемой части правильной иноязычной речи, являются важнейшими характеристиками любого метода и подхода к обучению иностранному языку. Роль грамматики нередко пересматривалась в практике преподавания иностранных языков. На сегодняшний день грамматика рассматривается в качестве компонента ИКК, а именно ее языковой (лингвистической) компетенции. На начальном этапе роль грамматики ограничивается усвоением грамматических явлений, необходимых для осуществления элементарной коммуникации, а также развитием общеучебных умений.Грамматический материал, изучаемый на данном этапе, имеет ряд сходных и ряд отличных черт от аналогичных явлений русского языка, что может приводит к межъязыковой интерференции.Грамматический навык - это автоматизированное использование грамматического материала в речи. Формирование грамматического навыка проходит поэтапно, от сознательного до автоматического выполнения грамматического действия, то есть в его основании лежит сознательное применение грамматического правила. Грамматический навык имеет тенденцию к ослаблению, что делает необходимым повторение грамматического материала. Необходимо дифференцировать процесс обучения в зависимости от вида формируемого навыка, который может быть продуктивным, либо рецептивным.Сегодня в практике преподавания иностранных языков выделяют два основных подхода к обучению грамматике, а именно имплицитный и эксплицитный, в рамках которых существует ряд методов обучения иностранному языку. Все подходы и методы, применяемые в практике обучения иностранному языку, имеют свои положительные и отрицательные стороны, а выбор того или иного подхода или метода должен осуществляться в соответствии с психологическими особенностями учащихся.Возраст, соответствующий второму классу, сензитивен к формированию произвольности психических процессов, развитию рефлексии, анализа и внутреннего плана действий. Следовательно в обучении иностранному языку должен последовательно исполняться принцип сознательности в обучении, который предполагает сознательное выполнение грамматических операций, а значит стимулирует развитие интеллектуальной сферы ребенка. С другой стороны, психические процессы второклассника все еще остаются непроизвольными, а его наглядно-образное мышление еще не развилось в мышление понятийное, что выявляет важность следования принципу наглядности в обучении иностранному языку.
Глава II. Методика формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся вторых классов на основе грамматических сказок
2.1 Грамматическая сказка как прием формирования грамматических навыков у учащихся вторых классов
Для того, чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение новой грамматической конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употребление в речи. Однако, как мы выяснили в предыдущей главе, в начальных классах реализовать это стремление не так то просто. Дело в том, что в грамматический минимум для начальной школы неизбежно входят и общие грамматические понятия, полноценное осмысление и понимание которых предусматривает наличие у детей 7-8-летнего возраста достаточно высокого уровня сформированности и развития понятийного мышления, которое, как показывает опыт, достигает достаточного уровня лишь к 11-12 годам. Учитывая это при обучении грамматике французского языка, учитель опирается на то, что у детей младшего школьного возраста ярко выражено прежде всего наглядно-образное мышление, воображение, способность к подражанию и т.п. Одним из проявлений творческого воображения является персонификация, т.е. наделение животных, предметов, отвлеченных понятий (в нашем случае общих грамматических понятий) человеческими качествами и свойствами, с чем мы часто сталкиваемся в сказках. На основе персонификации были созданы грамматические сказки, суть которых заключается в передаче грамматического правила путем рассказа истории, в хорошо знакомой детям сказочной форме, где герои принимают на себя функции грамматических понятий, а их действия отражают грамматическое правило.В последние годы прием грамматической сказки стал применятся в обучении иностранному языку. Примером могут служить грамматические сказки Рины Раковской "Корни Иврита" под редакцией доктора Баруха Подольского; учебные комплексы "Сказочный английский", "Сказочный французский", "Сказочный итальянский"; обучающая система "Волшебный английский", разработанная Т.И. Ижогиной. Учителя сами нередко становятся авторами сказок и обмениваются опытом в ходе встреч, семинаров и в сети Интернет.Эффективность использования грамматических сказок объясняется соответствием данного приема психологическим особенностям учащихся вторых классов. В предыдущей главе нами были выделены два принципа, которым следует уделять особое внимание при обучении иноязычной грамматике учеников рассматриваемого возраста, а именно принцип сознательности и принцип наглядности. В грамматической сказке успешно реализуются оба эти принципа, так как, наглядно демонстрирую грамматический материал, она способствует глубокому осознанию грамматического явления. Вследствие этого грамматическая сказка является одним из эффективных способов применения экстралингвистической (неязыковой, предметной) словесно-образной наглядности. Через слово она способствует созданию в сознании учащегося воображаемой схемы, состоящей не из безликих блоков, а из ярких насыщенных образов, что позволяет выделить следующие преимущества данного обучающего приема:грамматическая сказка как своего рода словесная схема существенно облегчает понимание абстрактных грамматических понятий и содействует их сознательному усвоению;грамматическая сказка развивает воображение ребенка, что прямо связано с развитием речи и эмоциональной сферы личности, и является средством творческого моделирования ситуаций общения. (Ксенофонтова, 2008);словесный способ подачи новой информации способствует развитию речевых способностей ребенка;грамматическая сказка провоцирует на самостоятельное соотнесение сказочного сюжета и грамматического правила, т.е. стимулирует умственную активность учащихся.Кроме того, интерес учеников к сказочному сюжету и непривычная форма учебного процесса существенно повышают мотивацию детей к изучению грамматики иностранного языка, а значит создают благоприятную атмосферу на уроке и поддерживают внимание учеников. Несомненным преимуществом грамматической сказки также является включение в ее сюжет новой для учеников терминологии, что способствует ее быстрому и эффективному усвоению.Цель использования грамматической сказки состоит прежде всего в глубоком понимании грамматического явления, поэтому она, как правило, используется при ознакомлении с последним, то есть на первом этапе формирования грамматического навыка. При этом презентация изучаемого явления не может ограничиться лишь использованием рассматриваемого приема и требует дополнительных действий для формулирования итогового правила и контроля понимания последнего.Необходимость разработки специального комплекса упражнений, следующего за презентацией грамматической сказки, подчеркивает И.А. Мишакина, которая предлагает к сказке систему упражнений, вовлекающих детей в игру. Как правило, это одно или несколько некоммуникативных заданий, направленных на осознание языкового явления, дающих обучающему возможность сосредоточиться целиком на форме высказывания (Мишакина, 2008: 54-59).
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
, 6,
7
,
8
,
9
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.