Рефераты. Исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного образования при изучении темы "Белки. Нуклеиновые кислоты"

В экспериментальных студенческих группах при раскрытии темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» были проведены разработанные лекции. Занятия проводились с акцентом на воспитательные аспекты экологического и нравственного характера, которые закреплялись в процессе формулирования, анализа и последующего решения целей и задач занятий.

Диагностику знаний студентов проводили на рейтинговом контрольном мероприятии с использованием специально разработанных тестов по теме проведенных экспериментальных занятий.

Разработанная лекция была прочитана на 4 курсе специальности «Химия» по дисциплине «Высокомолекулярные соединения», а традиционная лекция по этой теме на 4 курсе по дисциплине «Избранные главы химии ВМС».

Первое, что обращает на себя внимание при анализе изменения качества знаний - это более высокая успеваемость студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. В таблице 1 представлены результаты усвоения материалов по теме «Белки. Нуклеиновые кислоты».

Таблица 1.

Группа

Число опрошенных студентов

Процент баллированных оценок

Средний балл

Отлично

Хорошо

Удов-но

Неуд-но

Экспериментальная

24

26,7

40

33,3

0,0

4,2

Контрольная

27

9,1

36,3

27,3

27,3

3,27

Как видно из таблицы, в экспериментальной группе неуспевающих студентов не было, в то время как в контрольной группе процент неудовлетворительных оценок сравнительно высок - 27,3 %. Показателен и разброс оценок по баллам: подавляющее количество студентов экспериментальной группы имеют оценки в диапазоне «отлично-хорошо», в то время как в контрольной - большая часть оценок падает на диапазон «удовлетворительно-неудовлетворительно».

Проведённые нами теоретические изыскания и экспериментальные исследования выявили реальную эффективность использования в школе и вузе занятий по разработанным методикам для изучения химии высокомолекулярных соединений.

Избранная тематика оказалась не только полезной в смысле интеграции и систематизации материала, умений, навыков из различных областей знания, но и способствовала повышению качества знаний, научного мировоззрения, а главное вызвала интерес учащихся к научно - познавательной деятельности.

Химия высокомолекулярных соединений как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, развитие и воспитание учащихся, поэтому чрезвычайно важно в процессе изучения этого предмета раскрыть роль химической науки и технологии в современной жизни общества, их вклад в решение глобальных проблем человечества, усилив фундаментальность содержания, методологическую, мировоззренческую и практическую направленность, связь обучения химии с новейшими достижениями научно-технического прогресса.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенный в работе методический материал по теме «Белки. Нуклеиновые кислоты» позволяет комплексно реализовать обучающую, развивающую и воспитывающую функции образования».

ВЫВОДЫ

1.
Решена задача наполнения темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» экологическим и прикладным содержанием путем использования наглядных пособий, заданий, задач, тестов и междисциплинарного подхода;

2. Доказано, что проблемный эксперимент, дополненный приемами исследования, положительно влияет на уровень осмысления учащимися сложных теоретических вопросов курса химии высокомолекулярных соединений и способствует воспитанию научного мировоззрения;

3. Разработан банк методических заданий по теме «Белки Нуклеиновые кислоты» для использования в курсах химии средней и высшей школы;

4. Оценен уровень сформированности знаний при изучении тем по разработанным методическим подходам;

5. Выявлено, что изучение химии высокомолекулярных соединений с опорой на прикладные и экологические аспекты и междисциплинарный подход позволяет заметно повысить уровень знаний, научной культуры, уверенности в своих способностях студентов и школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал ВХО им. Д.И. Менделеева, 1981, № 2. Построение учебных программ по курсу общей химии.

2. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М.: ВЛАДОС, 2000. с. 12-63.

3. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. -- М.: 1997. С. 121.

4. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера. -- М.: 1983. С. 211.

5. Бабанский Ю.К. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе // Советская педагогика, 1979, № 3. С. 3--10.

6. Веников В.А., Шнейберг Я.А. Мровоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических дисциплин. М. Высш. шк. 1979; Ягодин Г.А. Ж. Всес. Хим. о-ва им. Д.И Менделеева, 1986, т.31, №4, с.367.

7. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.-- М.: Педагогика, 1972.

8. Зайцев О.С. Системно-структурный подход к построению курса химии. -- М.:Изд-во МГУ, 1983.

9. Колтун М. М. Земля. -- М.: МИРОС, 1994.

10. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика и химия. 5--6 класс. -- М.: Просвещение, 1994.

11. Химия и общество / Американское химическое общество; Пер. с англ. -- М.: Мир, 1995.

12. Чернобельская Г.М., Дементьев А. И. Мир глазами химика // Химия (приложение к газете «1 сентября»), 1999.

13. Волова Н.Ф., Чернобельская Г.М. Пропедевтический курс для семиклассников // Химия в школе, 1998, № 3. С. 29--33.

14. Чернобельская Г.М., Трухина М.Д., Шелехова Л.М. Пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для VII класса // Химия в школе, 1995, № 4. С. 19.

15. Трухина М.Д. Пропедевтический курс для семиклассников // Химия (приложение к газете «1 сентября»), 1993, № 23--24, с. 6.

16. Зайцев О.С. Неорганическая химия. Теорет. основы: Углубл. курс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с углубл. изуч. предмета. -- М.: Просвещение, 1997. С. 320.

17. Коротов В. М. Воспитывающее обучение. М., 1980.

18. Федорова В.Н. Общие вопросы проблемы межпредметных связей естественно-математических дисциплин // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. -- М., 1980. С. 3-40.

19. Назаренко В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования // Химия в школе, 1995, № 3. С. 2.

20. Назаренко В.М. Изучение круговорота веществ в школьном курсе химии // Химия в школе, 1994, № 2. С. 18.

21. Назаренко В.М. Роль социальных, естественнонаучных и технических понятий в формировании экологических знаний // Химия в школе, 1993, № 2. С. 37

22. Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы // Химия в школе, 1993, № 5. С. 35.

23. Назаренко В.М. Экологизированный курс химии от темы к теме // Химия в школе, 1994: № 3, № 4, № 6; 1995: № 2, № 5; 1996: № 1, № 2, № 4, 6.

24. Назаренко В.М., Малыхина 3.В. Программа курса «Химия и экология» // Химия в школе, 1993, № 4. С. 42.

25. Макареня А.А., Обухов В. Л. Методология химии. -- М.: Просвещение, 1985.

26. Якиманская И.С. Развивающее обучение. -- М., 1979, с. 5.

27. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -- М., 1980Занков Л. В. Дидактика и жизнь. -- М., 1968

28. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -- М.: ИНТОР, 1996.

29. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. -- М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.

30. М.В. Зуева. Развитие учащихся при обучении химии. -- М.: Просвещение, 1978, с. 165.

31. Ромашина Т.Н., Чернобельская Г. М. Из опыта организации самостоятельной работы учащихся с использованием проблемного подхода // Химия в школе, 1981, № 1, с. 40--41.

32. Гаркунов В.П. Проблемность в обучении химии // Химия в школе, 1971, № 4, с. 23.

33. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -- М.: Педагогика, 1977.

34. Вивюрский В.Я. Заключительные уроки по химии в средней школе. -- М.: Просвещение, 1980.

35. Габриэлян О.С. Обобщение сведений о водороде в IX классе // Химия в школе, 1980, № 1. С. 36--38.

36. Габриэлян О.С. Обобщение свойств галогенов и щелочных металлов в X классе // Химия в школе, 1980, № 2. С. 57--59.

37. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.-- М.: Педагогика, 1972.

38. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) / www.mon.gov.ru/edu-politic/standart.

39. А. А. Каверина, М.В. Зуева, Р.Г. Иванова и др. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) образования / Газета 1 сентября, «Химия», 1996, № 45.

40. Учебная программа по органической химии

41. Потапов В.М., Чертков И.Н. Строение и свойства органических веществ. - М.: Просвещение,1986.

42. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Органическая химия. Основы общей химии (Обобщение и углубление знаний): Учеб. для 11 класса. - М.: Просвещение, 2004. - 160с.

43. Цветков Л.А. Преподавание органической химии в 10 классе. Изд. М. Просвещение, 1973.

44. Материалы сайта www.chemistry.ssu.samara.ru

45. Л.А. Цветков. Органическая химия. Учебник для 10 кл. М.: Просвещение, 1998, с. 177 - 213.

46. Рудзитис Г.Е. Органическая химия: Учеб. для 10 класса. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.;

47. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы.- 3-е изд. испр. и доп. М.: ООО Издательство Новая Волна», Издатель Умеренков, 2004. - 464 с.

48. Шур А.М. Высокомолекулярные соединения. Изд. 2-е. М., «Высш. школа», 1971.

49. Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. Начала органической химии. В двух книгах. Изд. 2-е, пер. М., «Химия», 1974.

50. Комаров О.С., Терентьев А.А. Химия белка. М.: Просвещение, 1984.-144с.

51. О. А. Нейланд. Органическая химия М., ВШ, 1990.

52. Ф. Кери, Р. Сандберг. Углубленный курс органической химии, кн. 1, 2 М., Химия, 1981.

53. Березин Б.Д., Березин Д.В. Курс современной органической химии. Уч. пос. для вузов, М., ВШ, 1999.

54. Дж. Робертс, М. Касерио. Основы органической химии в 2-х т. М. 1978.

55. Альбицкая В.М. и др. Задачи и упражнения по органической химии, М. «Высшая школа», 1983.

56. Васильева Н.В. и др. Задачи и упражнения по органической химии, М. Просвещение, 1982.

57. Мусаев Ю.И. и др. Органическая химия в таблицах и схемах. Нальчик, "Эль-фа" 1996.

58. Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. Биологическая химия. М., 1982, с. 299.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.