Рефераты. Исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного образования при изучении темы "Белки. Нуклеиновые кислоты"

p align="left">8.представлять результаты измерений в виде таблиц;

9.интерпретировать результаты эксперимента;

10.делать выводы;

11.обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;

12.пользоваться химической посудой и измерительными приборами.

Лабораторные работы могут проводиться по готовым инструкциям или по устным указаниям учителя. Наиболее удобна следующая форма организации работы. Учащиеся получают инструкцию по проведению работы. Она может быть написана на доске, или продиктована, или подготовлена заранее и роздана учащимся. Это позволяет спокойно провести работу при разной степени подготовки к ней учеников и разной скорости ее выполнения. Инструкция сочетает в себе элементы проблемного подхода и конкретные указания к проведению работы. В проблемном плане в ней могут быть обсуждены пути достижения цели работы, подбор приборов и оборудования, использование необходимых формул и закономерностей. Конкретные указания позволяют избежать ошибок, приводящих к срыву работы, содержат рекомендации по ее наиболее целесообразному и удобному проведению.

Химия - наука экспериментальная. Наблюдения, опыты являются источником знаний о природе химических явлений. Наблюдения, измерения и анализ полученных результатов, которые производят учащиеся на практических занятиях, являются по существу воспроизведением основных методов химии как науки. Ученики, которые имеют склонность к выполнению эксперимента и не находят подкрепления и развития этих склонностей на занятиях, постепенно утрачивают интерес к продолжению занятий химией.

Преимуществами химического эксперимента в форме выполнения лабораторной работы являются высокая степень активности и самостоятельности школьников, выработка умений работы с химическими реактивами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента или наблюдения по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся. Не последним по значению является и такой фактор, как устранение посредника между учеником и изучаемым явлением природы.

Выполнение лабораторных работ химического практикума открывает большие возможности для учета индивидуальных интересов и склонностей учащихся, развития их творческих способностей. В практикуме можно поставить работы, различные по уровню сложности и характеру заданий. Одних можно снабдить подробными инструкциями, других - краткими указаниями, третьим - лишь сформулировать задачу, для решения которой ученику необходимо самостоятельно подобрать реактивы и разработать схему выполнения эксперимента.

Простоту и доступность лабораторной работы вовсе не следует рассматривать как отрицательное качество. Именно простые работы по наблюдению химических процессов и явлений позволяют воздействовать не только на разум, но и на чувства учащихся, помогают им понять, чем может химия заинтересовать человека на всю жизнь.

Разработанные в данной работе лабораторные работы по химии высокомолекулярных соединений достаточно просты, но требуют от учащихся осмысленного подхода к выполнению. Для этих работ не нужно сложного оборудования. Но при их выполнении школьники и студенты приобретут теоретические, практические и исследовательские навыки. Эти занятия научат учащихся:

· выполнять задания осмысленно, т.е. действовать с пониманием процедуры, четко, логически последовательно, грамотно и в оптимальном варианте;

· разграничивать известную и неизвестную информацию;

· выдвигать идею и разрабатывать план её осуществления;

· видеть причину события, явления;

· связывать теорию и практику;

· проводить анализ данных и синтез информации, делать выводы.

Прав физик Луи де Броль, сказавший: „Удивление - мать открытия“. Что в обучении химии чаще всего ставит ученика в проблемную ситуацию, которой предшествует удивление? Это химические реакции, которые сопровождается яркими наглядными эффектами, необычными явлениями. Они являются сильнейшими возбудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально - мыслительные процессы при обучении химии. Лабораторная работа, включающая в себя разнообразные химические реакции, создает определенный эмоциональный настрой учеников (поисковый интерес при проведении опытов) и заставляет наблюдать, искать, догадываться, находить выход из возникшей проблемной ситуации. Таким образом, разработка доступных лабораторных работ проблемно-развивающего характера способствует активизации всей познавательной деятельности учащихся, а также развитию мышления и формированию интеллекта.

Глава II. ТЕМА «БЕЛКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ» В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И ВУЗА

2.1 Программные требования к преподаванию темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» в средней школ

№ урока

Тема занятия

Вводимые опорные понятия

и представления.

Формирование специальных навыков

Актуализация опорных знаний, умений, навыков по химии и междисциплинарным наукам

1.

Белки - строение и свойства (2 часа)

Знать основные аминокислоты, образующие белки; понятие о первичной, вторичной и третичной структуре белков; свойства белков - гидролиз, денатурация, цветные реакции; превращения белков пищи в организме; иметь представление об успехах в изучении строения и синтезе белков.

Закрепление и углубление знаний об азотсодержащих органических соединениях, изомерии органических соединений, роли белков как биополимеров и нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.

2.

Нуклеиновые кислоты (1 час)

Знать состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК); строение нуклеотидов; принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК.

Демонстрации. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Практические занятия. Распознавание органических веществ по характерных реакциям; установление принадлежности вещества к определенному классу [45, 46].

2.2 Программные требования к преподаванию темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» в вузе

пп

Тема лекции

Содержание

Объем в час.

1

Белки. Нуклеиновые кислоты (НК).

Белки и НК как биополимеры. Состав, структура, свойства и функции белков. Ферменты - биокатализаторы. ДНК и РНК, их состав, свойства и функции. Принцип комплементарности. Биосинтез белка.

2

Согласно программе по химии высокомолекулярных соединений после изучения темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» студент должен знать:

ь иметь представление о белках и биологически активных веществах, структуре и свойствах важнейших типов биомолекул;

ь основные физические свойства, способы идентификации и физико-химические методы исследования аминокислот, белков и нуклеиновых кислот;

ь химические свойства аминокислот, белков и нуклеиновых кислот;

ь нахождение в природе, использование в промышленности и народном хозяйстве аминокислот, белков и нуклеиновых кислот.

должен уметь:

ь теоретически обосновать методы получения данных соединений;

ь синтезировать, исследовать и идентифицировать аминокислоты, белки и нуклеиновые кислоты;

ь выносить научно-обоснованное суждение об изученных закономерностях [47].

2.3 Теоретическая поддержка темы

2.3.1 Аминокислоты

Аминокислоты - органические соединения, в молекулах которых содержатся одновременно аминогруппа -
NH2 и карбоксильная группа -COOH.

Их можно рассматривать как производные карбоновых кислот, получающихся замещением одного или нескольких атомов водорода в углеводородном радикале аминогруппами. Например:

Все аминокислоты, которые содержатся в белках любого происхождения, делят на 2 группы: ациклические (нециклические) и циклические.

Алициклические подразделяются на 3 подгруппы:

1) Моноаминомонокарбоновые - аминокислоты, содержащие одну амино- и карбоксильную группу.

б-аминоуксусная кислота (глицин) б-аминопропионовая кислота (аланин)

б-амино-в-гидроксопропионовая б-амино-в-меркаптопропионовая

кислота (серин) кислота (цистеин)

б-амино-в-оксимасляная кислота б-амино-в-тиометилмасляная

(треонин) кислота (цистеин)

б-амино-в-изовалерьяновая кислота б-амино-в-изокапроновая кислота изолейцин

(валин) (лейцин)

2) Диаминомонокарбоновые - аминокислоты, содержащие две амино- и одну карбоксильную группу.

аспаргин диаминокапроновая кислота (лизин)

аргинин глутамин

3) Моноаминодикарбоновые - аминокислоты, содержащие одну амино- и две карбоксильные группы.

аспарагиновая кислота (аминоянтарная) глутаминовая кислота (аминоглутаровая)

Циклические:

б-амино-в-фенилпропионовая б-амино-в-параоксифенилаланин кислота (фенилаланин) (тирозин)

б-амино-в-имидазолпропионовая б-амино-в-индолилпропионовая пролинкислота (гистидин) кислота (триптофан)

Номенклатура

Названия аминокислот производятся от названий соответствующих кислот с добавлением приставки амино-.

Тривиальная номенклатура. Аминокислоты, входящие в состав белков, имеют исторически сложившиеся практические названия. Например: аминоуксусная кислота - гликокол или глицин H2N-CH-COOH и т.д [48, 49-51].

Изомерия

Изомерия аминокислот зависит от расположения аминогруппы и строения углеводородного радикала. По расположению аминогруппы (по отношению к карбоксилу) различают: - аминокислоты (аминогруппа находится у 1 атома углерода), - аминокислоты (аминогруппа находится у 2 атома углерода), - аминокислоты (аминогруппа находится у 3 атома углерода) и т.д.

Например: CH3-CH2-COOH пропионовая кислота;

- аминопропионовая кислота; - аминопропионовая кислота.

Изомерия, обусловленная разветвлением углеводородного радикала - например, формулы изомерных соединений состава C3H6(NH2)COOH:

б-аминомасляная кислота в-аминомасляная кислота

в-аминоизомасляная кислота

Все природные аминокислоты не ароматического ряда, за исключением глицина, являются оптически активными и относятся к L-ряду, т.е. все вращают плоскость поляризации света влево:

D-аланин L-аланин

Организм животных и человека усваивает только L-аминокислоты [48, 49-51, 53-57].

Получение аминокислот

1. Общий уровень синтеза аминокислот любого строения - замена на аминогруппу галогена в галогензамещенных кислотах, например:

б-бромпропионовая к-та б-аминопропионовая к-та

-хлормасляная кислота -аминомасляная кислота

2. Удобный метод получения -аминокислот предложен Н.Д. Зелинским. Исходными веществами служат альдегиды или кетоны:

3. Для получения -аминокислот можно воспользоваться присоединением аммиака к двойной связи - , - непредельных кислот:

кротоновая кислота в-аминомасляная кислота

4.Восстановлением оксимов и гидрозонов кетокислот:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.