Рефераты. Исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного образования при изучении темы "Белки. Нуклеиновые кислоты"

овокупность этих требований при построении учебного процесса поднимает его на качественно новый уровень, при котором комплексно осуществляются задачи, стоящие перед школой.

На сегодняшний день необходима дифференциация целей обучения химии. В классах и школах гуманитарного профиля задача обучения - раскрытие роли и места химии в формировании естественнонаучной картины мира, в культурной жизни общества. Цели обучения химии в классах и факультетах естественнонаучной направленности предусматривают углубленное изучение теории и понятий, усиление практической стороны предмета, в школах - подготовка к продолжению образования. В физико-математических классах и факультетах усиливается математическая компонента химии как точной науки [1].

Содержание естественнонаучного образования и, следовательно, любого учебного предмета должно быть представлено четырьмя видами:

1) системой научных знаний;

системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных);

опытом творческой деятельности, накопленной человечеством в данной области науки;

опытом отношения к окружающей действительности, правильной ценностной ориентации.

Все эти четыре вида содержания взаимосвязаны. Так, не зная закономерностей протекания химической реакции, нельзя осуществить ее практически (1). Без эксперимента нельзя приобрести полноценных знаний об изучаемом объекте, как нельзя их получить, не умея работать с учебником (2) [2]. Учащийся не сможет решать усложненные задачи, отвечать даже на простые, но необычно поставленные вопросы, потому что не умеет перенести свои знания в новые ситуации, не умеет видеть проблему и т. д. [3]. На основе эмоционально-волевой сферы личности, ее отношения к изучаемому, знания перерастают в убеждения, формируется мировоззрение [4]. Этот процесс невозможен без творческой деятельности по овладению знаниями и умениями. При этом знания должны быть связаны с жизнью. Например, убеждения в необходимости охраны окружающей среды не могут возникнуть без изучения химических производств и т.д., осознания того, что каждый человек своей деятельностью может нанести вред природе, если действует химически неграмотно.

Научность содержания может быть достигнута лишь тогда, когда учащихся знакомят не только с готовыми выводами, но и с методами исследования. Глубина научной интерпретации процессов, фактов, явлений ограничивается другим дидактическим принципом - доступностью. Устранение противоречия между необходимостью отражения современного уровня науки и соблюдением требований принципа доступности - главный путь совершенствования содержания. Доступность учебного материала определяется числом связей этого материала с уже известными сведениями. Принцип доступности базируется на третьем важном принципе - систематичности, который связан с системностью - отражение в сознании обучаемых системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д. Вещества, процессы, элементы и другие объекты изучения рассматриваются с разных сторон, чтобы у учащихся создавалось более полное, объективное представление. Систематичность курса выражается в строгой логической последовательности построения учебного материала, в подчинении его единой идее [3].

При систематическом построении материала возможны два логических подхода -- индуктивный и дедуктивный. Индуктивный применяется в основном на первых ступенях обучения, когда еще отсутствует фактическая база, необходимая для теоретических обобщений, а дедуктивный - когда теоретическая база достаточна и может осуществляться прогнозирование. Примером дедукции может служить подход к темам, изучаемым после периодического закона и теории строения вещества.

Реализации принципа систематичности способствует выявлению и осуществлению межпредметных связей. Большое значение придается в настоящее время принципу историзма [4].

Связь обучения с жизнью, с практикой -- это еще один важный дидактический принцип. Именно он обеспечивает мотивацию обучения. Этот принцип требует раскрытия прикладного значения химических знаний [1].

Ю. К. Бабанский предлагал следующие критерии оптимизации объема и сложности учебного материала, применимые как в школьной, так и вузовской программе [5]:

- Критерий целостности содержания. Учебный предмет должен отражать все основные направления развития науки, культуры, общественной жизни, всех аспектов воспитания [6].

- Критерий научной общепризнанности. В подлежащее обязательному усвоению содержание включаются только вопросы и научные трактовки, которые уже не встречают разночтений у подавляющего большинства ученых.

- Критерий научной значимости, отражающий широту применения научных знаний. Они могут носить всеобщий, общий и частный характер. Знания, носящие всеобщий характер, должны включаться в первую очередь. На этом основании в действующую программу по химии включен закон о сохранении и превращении энергии.

- Критерий соответствия возрастным особенностям учащихся, тесно связанный с принципом доступности.

- Критерий соответствия времени, отведенному на изучение химии.

- Критерий соответствия имеющимся в массовой школе и вузам условиям.

- Критерий соответствия международным стандартам.

Ведущие идеи:

Идея интегративности: раскрытие межпредметных связей с другими науками, взаимопроникновение научных понятий, трактовка которых в этом случае становится более широкой и тем самым расширяет кругозор учащихся, способствует формированию естественнонаучной картины мира.

Идея методологизации - до обучающихся должен быть доведен не просто результат научных изысканий, но и процесс его поиска, чтобы они осваивали и методы науки, понимали связь между научным результатом и методами, которыми он получен.

Экологизация естественнонаучного курса.

Идея экономизации: экономическая сторона практического использования достижений химии, ее прикладное значение и экономическая оценка.

Идея гуманизации - раскрыть роль химии в создании общечеловеческих ценностей, использования ее достижений на благо [1].

1.2 Гуманизация и гуманитаризация химии как средство формирования здоровой нравственной основы будущего специалиста

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности

В. А. Сухомлинский

Изменения социальных условий в конце 80 - х начале 90 - х годов, привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организации). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. В настоящее время распространен иной взгляд на воспитание, воспитательную работу с акцентом на гуманистический смысл данных мероприятий. Под гуманизацией понимают введение в науку человеческих критериев - прежде всего критериев нравственности и красоты. Гуманитаризация - освоение химией и технологией методов, свойственных гуманитарным наукам, связанных с образным мышлением, эстетическими оценками, поиском далеких аналогий, метафоричностью и т.д.

В освоении гуманистического смысла воспитания выделяют следующие шаги:

1) Формирование теоретико-методологической и технологической готовности педагогов к работе в системе гуманистических отношений, постепенный отказ от стереотипов профессиональной деятельности.

2) Развитие и анализ педагогических целей учебно-воспитательных учреждений, их "очеловечивание", гуманизация, переориентация на совершенствование личностных качеств и межличностных отношений.

3) Выработка каждым учреждением своей концепции воспитания с учетом потребностей, интересов, пожеланий, учеников, и их родителей. Экспертная оценка замыслов и хода проводимой опытно - экспериментальной работы с позиции воспитательных целей .

4) Творческое освоение современных направлений, форм, технологий воспитания, обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.

В этих условиях путь к новой модели воспитания, к перестройке позиции педагога лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функций и роли учителя воспитателя. Современная наука предлагает педагогу комплексный взгляд на человека, его роль в масштабе социума и вселенной в целом [6].Философские идеи о безграничности личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст значительно расширяют и углубляют педагогическое понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в деятельности учителя, смысл которого все яснее видится как Созидание Человека.

Насущность гуманизации определяется особенностями нашей исторической эпохи. В работе московского философа Кутырева [7] современный мир определяется как постчеловеческий. Что это значит? В процессе своего развития человечество создало большое количество социальных, экономических, технических систем. Ныне многие из них стали настолько сложными, что выработали свои цели функционирования, не определяемые целями, волей, желаниями и намерениями тех людей, которые их создавали, и тех, которые взаимодействуют с ними или включены в них. Более того, все чаще цели этих систем враждебны человеку или даже губительны для человечества.

Исключительно остры проблемы гуманизации для химического производства. Положение этого производства в современном мире крайне противоречиво. Сегодня человечество не может обходиться без химической продукции, и в тоже время химические предприятия - один из мощнейших и опаснейших загрязнителей Земли. При разрешении данного противоречия массовое сознание бросается из крайности в крайность - от хемоэлпидии (возлагание на химию неоправданно высоких надежд) до хемофобии. В этой сложнейшей обстановке выбор правильного пути невозможен без подключения к поиску таких нехимических ориентиров, как порядочность и совесть. Принять безнравственное техническое решение для человека должно быть также невозможно, как выйти голым на улицу.

Таким образом, воспитание современного химика немыслимо без привития, кроме профессиональных знаний, умения так спроектировать и осуществить процесс, чтобы обеспечить не только технико-экономически оптимальные условия его проведения, но и надежную защиту природы и самого человека. Это воспитание социальной ответственности за результаты своей деятельности может быть лишь результатом системного подхода ко всему процессу химического образования [9, 13, 23].

1.3 Психолого-педагогические основы развивающего обучения

Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение [24].

Для того чтобы обучение успешно выполняло развивающую функцию, необходима специальная методическая обработка химического содержания, особая организация учебного процесса и глубокое проникновение в психологию каждого ученика. «Вся сложность развивающего обучения заключается в том, что, так как развитие учащихся индивидуально, к одному и тому же результату они идут разным путем, и этот путь требует разного времени. И более того, развитие не терпит насилия». [25]

Развивающее обучение постоянно находится в центре внимания психологов. Л. В. Занковым сформулирована теория развивающего обучения, в соответствии с которой в настоящее время разрабатываются учебники. Сущность этой теории:

построение обучения на высоком, но посильном уровне трудности. Следует соблюдать меру трудности. Иначе вместо сознательного усвоения будет наблюдаться механическое запоминание;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.