Рефераты. Контроль знаний учащихся при изучении линии уравнений в основной школе

p align="left">Таким образом, перечисленные цели и задачи контроля определяют основные функции контроля знаний учащихся, которые рассмотрим подробно в следующем параграфе.

§2. Функции контроля знаний и умений учащихся

Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определенные функции. В научно-методической литературе по теории и методике обучения математике выделяют следующие наиболее значимые функции проверки: контролирующую, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую [40].

1. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

2. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации, мобилизуют определенные способы решения задач, определенные приемы учебно-познавательной деятельности. Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, уточнить содержание рассматриваемого вопроса, сделать проверяемые знания и умения более ясными, точными и действенными. Проверка способствует обобщению и систематизации знаний, выработке соответствующих данному этапу обучения умений и навыков [51].

3. Сущность диагностической функции проверки состоит в получении информации об ошибках, недочетах, пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах. Здесь важно получить информацию не только о причинах данного состояния знаний учащихся, но и о степени влияния этих причин на качество знаний, умений и навыков учащихся. Результаты диагностических проверок дают материал об истоках затруднений учащихся в овладении материалом, о числе, характере и причинах ошибок, что позволяет выбрать наиболее действенный индивидуальный подход, акцентировать внимание на подбор достаточно полной системы упражнений, более действенной методики обучения и в общем плане уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания, методов и средств обучения.

4. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

5. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

6. Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

7. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности, в приучении учащихся к систематической работе, а также в развитии навыков самоконтроля и самооценки, без которых успешное продвижение ученика в познавательной сфере едва ли возможно. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. Только тот контроль можно считать достаточно результативным, если он способствовал повышению качества знаний школьников и укреплению их веры в свои силы [51].

Выделение функций контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала по математике доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле - контролирующая. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

§3. Педагогические требования к организации контроля

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

1. Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса) и наоборот.

2. Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.

3. Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

4. Объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении его к некоторым из них.

5. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта учителя.

6. Единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения [45].

§4. Виды контроля

Существуют различные виды контроля знаний учащихся. В схеме 1 представлена классификация по различным основаниям.

Схема 1

1. В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 вида контроля: индивидуальный, групповой (вместе с разновидностью - уплотненным опросом) и фронтальный (вместе с массовыми проверками).

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Эта форма контроля целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. Каждый ученик показывает результаты самостоятельной умственно-практической деятельности. Учитель выявляет правильность ответа, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи и тому подобное. Учитывая значение и многофункциональность проверки, на практике стремятся охватить индивидуальной проверкой каждого ученика класса, причем неоднократно. Учитель намечает когда, кого, с какой целью спросить, какие для этого использовать средства.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные: проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняли по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания (в форме дидактической игры или соревнования) по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют: при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшие из вариантов доказательства теоремы и тому подобное.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, предметного оформления, степень закрепления в памяти. Учителя интересует сознательность в ответах учащихся, обоснованность и доказательность [40].

2. В соответствии с местом в процессе обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый [45].

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. В V класс приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что может и знает. Это поможет ему определить, на чем следует больше задерживать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится, прежде всего, с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

3. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют внешний, взаимный контроль и самоконтроль.

Внешний контроль (осуществляется учителем над деятельностью ученика). Компонентами такого контроля являются:

1. Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.

2. Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.