В заключительной части урока завершается оценка выполнения каждого задания выставлением отметок в учетные карточки. Собрав учетные карточки групп, учитель на основе выставленных отметок выводит итоговую отметку каждому ученику и подводит общие итоги зачета [32].
Экзамены
Экзамены делятся на два вида: устные (по выбору) и письменные (обязательные). Форма проведения экзамена по выбору может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, тестирование.
Обязательный экзамен по математике за курс средней школы в форме ЕГЭ подразумевает решение двух главных задач. С одной стороны, проверку обязательного уровня усвоения выпускником полной средней школы курса алгебры и начал анализа и, с другой стороны, - отбор наиболее подготовленной части учащихся для последующего обучения в высших учебных заведениях [24].
Учебные портфолио
Под учебным портфолио понимается форма и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей и других), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения. Состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету [46].
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио как
· коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую приложенные усилия, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
· выставку достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения;
· форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
· антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Очевидно, что приведенные выше пункты далеко не исчерпывают состав возможного учебного портфолио, но они дают более или менее представление о том, что может быть включено в него.
Основной смысл учебного портфолио - показать, продемонстрировать все, на что ты способен. Основная задача - проследить динамику учебного прогресса.
Преимущества учебного портфолио в следующем:
· в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, учебное портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения;
· позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;
· поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка обучаемых;
· учебное портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
В учебное портфолио могут быть включены следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности: работы самого учащегося - как классные самостоятельные, так и домашние; прикладные математические проекты (как индивидуальные, так и групповые); решения сложных занимательных задач по данной теме (на выбор учащегося); решения задач и упражнений из учебника, выполненных самостоятельно сверх учебной программы; задачи, составленные самим учащимся по данной теме; графические работы, выполненные по данной теме; описания экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся (как индивидуально, так и в малой группе); варианты работ, выполненные учащимся в парах или в процессе взаимообучения.
К недостаткам учебного портфолио относят ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса их проверки и оценки, высокий уровень субъективности оценки. Именно поэтому такая форма контроля знаний, умений и навыков по математике используется пока крайне редко [46].
Рейтинговая система контроля
Проблема объективности оценивания качества знаний учащихся разрешима, возможно применение рейтинговой системы контроля знаний учащихся. Использование такой системы ставит перед учителем задачу более тщательно отбирать и оценивать задания, составляющие основу текстов контрольных и самостоятельных работ. При этом к текстам заданий предъявляется ряд требований. Они должны быть понятны, недвусмысленны, не абстрактны, «новые» (то есть ранее не рассмотренные на практических занятиях), не слишком простые и сложные. Общее число заданий определяется из расчета времени, отводимого на самостоятельную работу учащихся, для каждого задания определяется свой «вес». Возможны следующие методы определения «веса»:
· оценивается смысловая значимость задания учебного материала, то есть наибольший рейтинг присваивается заданиям, проверяющим наличие обязательного уровня знаний;
· учитывается процент учащихся (одного класса), правильно выполнивших задание, по формуле p=k/n (k - число учащихся, правильно выполнивших задание; n - общее число испытуемых);
· учитывается число и значимость операций задания;
· оцениваются экспертные расчеты. Экспертам (учителям) предлагается анкета с заданиями, которые им необходимо проранжировать. После обработки результатов предлагается вторая анкета, в которой задания расположены по степени их значимости, определенной экспертами. Задания оцениваются по количеству очков, затем рассчитывается «вес» i-го задания по формуле: , где Bij - «вес», определенный j-м экспертом i-му заданию, n - число экспертов.
Рассмотренные методы определения «веса» применимы к любому заданию, удовлетворяющему вышеперечисленным требованиям.
Таким образом, рассмотрев теоретический материал по проблеме контроля, можно сделать вывод, что существует большое разнообразие различных видов, форм и методов проверки знаний учащихся, которые учитель может применять на уроках математики. Если учитель владеет этим материалом, то контроль будет эффективным.
В практической деятельности учитель выбирая методы, формы и виды контроля учебной деятельности учащихся, обычно руководствуется целями обучения и его содержанием. Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, особенности личности самого педагога.
Во второй главе данной работы проведем анализ содержания программы по математике, учебников по алгебре 5-9 классов по теме «Уравнения». А на основании теоретического материала первой главы и проведенного анализа дадим методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе [26].
Глава II. Методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе
§1. Анализ содержания программы по математике
Материал, изучаемый в курсе алгебры 7-9 класса по теме уравнения, достаточно объемен и в обязательном порядке входит в экзамен. Поэтому от того, как был проведен контроль знаний, умений и навыков учащихся и как усвоен материал, зависит успешность сдачи экзамена. Чтобы учителю определиться с выбором форм проверки, сначала необходимо выделить содержание контроля. Отправной точкой учительской работы является анализ программы, затем анализ содержания темы в учебниках и только потом, в соответствии с ними, выбор форм и методов контроля. Об этом и пойдет речь во второй главе.
Курс алгебры в 7-9 классах характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач [48].
Целью изучения этого курса является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и другие), усвоение аппарата функций как основного средства математического моделирования, решение прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
В связи с этим программа курса математики предполагает следующее содержание по изучению уравнений в основной школе.
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений.
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение нелинейных систем. Графическая интерпретация решения систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Числовые неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства с одной переменной.
В соответствии с программой выделяются следующие требования к математической подготовке учащихся:
– понимать, что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
– правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «система», «корень уравнения», «решение системы», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство, систему»;
– решать линейные, квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений с двумя переменными (линейные и системы, в которых одно уравнение второй степени);
– решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, неравенства второй степени;
– решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.
При организации учебного процесса учителю следует строить свою работу, опираясь на раздел программы «Тематическое планирование учебного материала», в котором приводится конкретное планирование, ориентированное на действующие в настоящее время учебники математики.
Итак, анализ программы позволяет сориентироваться в основных требованиях, предъявляемых к изучению линии уравнений в основной школе. Следующим этапом, позволяющим продумать эффективный систематический контроль, является анализ содержания тем, связанных с изучением уравнений, в школьных учебниках по алгебре для основной школы.
§2. Анализ изложения тем, связанных с изучением уравнений, в школьных учебниках по алгебре
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13