Рефераты. Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу

процессе итогового обобщающего повторения учащиеся подводятся к пониманию некоторых общих закономерностей исторического развития на основе сопоставления однородных явлений и однородных причинно-следственных и закономерных связей между историческими фактами.

Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действиями, в разной эпохе. События в общественно-историческом процессе совершаются в пространстве и во времени. Локализация фактов во времени требует от учащихся знания хронологии, а локализация в пространстве - знание исторической биографии. Закрепление хронологической последовательности в памяти учащихся лучше всего осуществляется с помощью наглядных средств. Оно должно проводиться в течение всего года, на каждом уроке, систематически. Обобщая каждую тему, учитель должен научить учащихся ориентироваться во времени. Роль наглядного обучения является, бесспорно, эффективным. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися. Наглядные средства очень часто применяются на уроках обобщения. Такое обучение развивает наблюдательность, соображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому.

Важнейшими источниками знаний по истории являются наглядные пособия. Наглядность - непременное условие создания у учащихся конкретных образных представлений Л. В. Занков, отмечает четыре различные формы сочетания использования наглядных пособий со словом учителя:

1) с помощью слова учитель руководит наблюдением и анализом наглядного объекта, а знания о содержании объекта, о его характерных чертах и особенностях учащиеся извлекают путем наблюдения и анализа содержания самого наглядного объекта;

2) с помощью слова учитель на основе наблюдений школьниками наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению существенных связей явлений;

3) сведения о содержании наглядного пособия учащиеся получают из словесных объяснений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией этих сообщений;

4) учитель, опираясь на наблюдения школьников, обобщает сказанное ими, делает выводы.

На уроках истории в 5-6 классах используются все названные формы сочетания слова и наглядности, но чаще всего первая и вторая, так как они в большей степени содействуют активности учащихся и самостоятельности их работы.

Формирование приемов умственных действий. На начальной ступени работы, преимущественно связано с наглядными средствами обучения. Уже в 5-6 классах, знакомя школьников с приемами анализа, синтеза, учитель начинает с разбора картины, изображений, рисунка учебника. То есть при использовании иллюстративно-объяснительного метода привлекаются такие средства, как изображения, рисунки.

Постепенно усложняя требования к формированию приемов умственной работы, именно анализировать и сравнивать, обобщать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями учителя систематически привлекают на уроки таблицы, схемы, диаграммы и другие средства обучения для наиболее эффективного решения задач, поставленных учителем.

В обучении используются многообразные наглядные средства; обычно выделяют три группы таких средств обучения: предметную, изобразительную, условно-графическую. Все эти средства являются важным фактором восприятия и закрепления исторических знаний у учащихся, именно поэтому их необходимо активно использовать при обобщении школьного материала на уроках истории.

Кроме трех вышеперечисленных групп, Вагин А.А. выделяет внутреннюю наглядность, под которой подразумевает опору на готовые образы, воспринятые школьниками путем самостоятельного наблюдения реальных предметов и явлений окружающего мира, сформированных у них ранее в процессе учебной деятельности. Однако представления у каждого ученика индивидуальны и зависят от его личного жизненного опыта и способностей не редко осознанные в воображении школьника картины прошлого несут в себе элементы модификации, отличаются не четкостью. Преодолению этих недостатков и способствует использование в обучении предметной изобразительной условно-графической наглядности.

Предметная наглядность имеет особую познавательскую ценность, предполагает непосрендственное восприятие подленных вещественных памятников прошлого или его материальных следов. Она включает в себя манументальные исторические памятники (например архитектурные: Софийский собор в Киеве), памятные места исторических событий например Сенатская площадь в Ленинграде. В неизменном виде таких памятников дошло до нас из далекого прошлого относительно не много, но они не могут быть объектом непосредственного восприятия для подавляющего обльшинства учащихся. К вещественным памятникам прошлого и более близкого исторического времени относятся орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, оружие, и так далее. Степень их доступности для использования в учебном процессе значительно выше: они экспонируются в центральных и местных музеях. Использование этого вида наглядности происходит в виде экскурсий в музеи, например в археологический музей местного краеведческого музея по теме "наш край в древности". Демонстрируя орудия труда древности в местной области отдельного региона позволяет обобщить и закрепить знания у учеников по данной теме в общем, абстрагируясь от отдельного региона.

По найденным орудиям труда и древним вещам они определяют занятия людей (земледелие, обработка металлов, керамическое производство) из наличия бедных и богатых делают вывод о классовом рассмотрении в обществе. На основе находок предметов культового назначения и погребения людей, заключают о существовании религиозных верований.

Роль искусства в отражении современной ему общественной жизни не ограничивается показом ее материальной стороны. Искусство отражает общественную идеологию и психологию эпохи.

В познании истории искусство выступает не только как своеобразный документ своей эпохи, но и в другом качестве: оно воссоздает, реконструирует в художественных образах общественную жизнь прошлого, свидетелем которой сам художник не был.

Если наука абстрагирует общие и существенные признаки многих аналогичных фактов, обобщает их в понятиях, отвлекаясь от единичного, то искусство отражает эти факты в образах Искусство изображает людей, действительно существовавших или созданных фантазией художника, и отдельные конкретные факты. Но он создает образы типические, то есть включающие существенные черты, присущие многим аналогичным фактам или людям определенной эпохи с типическими для нее общественными отношениями и материальной обстановкой.

Закономерности, лежащие в основе воссоздания исторической действительности искусством, свойственны также обучению истории. Учащиеся не только воспринимают вслед за художником писателем созданные им в произведении образы и сопереживают эмоции, но подобно художнику сами создают все это в своем воображении, а часто и стремятся передать в рисунке, скульптуре или рассказе.

В раскрытии исторических знаний при обучении истории древнего мира и средних веков широко используются способы отражения истории искусством: сюжетный рассказ, "путешествия" в древность и средневековье, художественная картина, кинофильм и т. д. Эти приемы изложения материала относятся к методу сообщения новых знаний, который предлагает использовать Ильина Т.А. В 5-6 классах типические художественные образы, отражающие существенные признаки исторических явлений, часто не только дополняют и иллюстрируют словесные описания и характеристики, но и лежат в основе работы при раскрытии соответствующих исторических понятий.

Произведения изобразительного искусства, современные изучаемой эпохе, дают для обучения истории более разностороннюю информацию, чем предмет материальной культуры.

Произведения живописи и скульптуры древности и средневековья содержат богатые сведения о предметах материальной культуры, не дошедших до нас или дошедших в сильно поврежденном виде. Например, о военной технике ассирийцев, об одежде египтян, о греческих кораблях мы узнали главным образом из рельефов и рисунков, Быт германцев известен нам в значительной мере из римских рельефов, изображающих германских воинов, их хижины.

Древние и средневековые изображения передают облик людей того времени - их типичные этнические признаки и индивидуальные портретные черты отдельных исторических деятелей. Благодаря этому исторические представления учащихся теряют обезличенность, а конкретные образы помогают не только прочнее запомнить исторических деятелей, но часто лучше понять существенные черты их личности и деятельности.

Использование памятников изобразительного искусства древности и средневековья в качестве учебных пособий по истории помогает наглядно и убедительно раскрыть идеи, взгляды, верования и стремления их современников.

Привлечение произведений искусства древности и средневековья и качестве учебных пособий по истории помогло! школьникам лучше узнать, глубже почувствовать и осмыслить историческую действительность, в них отразившуюся.

В преподавании истории используются художественные картины и специальные учебные картины. Художественные картины выступают на уроках в качестве исторического факта - произведения искусства, принадлежащего кисти конкретного художника, конкретной эпохи. В этом качестве они привлекаются для изучения культуры. Они могут использоваться и как источники непосредственно исторических знаний.

К учебным картинам относятся наглядные пособия специально созданные художником или иллюстратором к определенным темам школьных курсов истории. Они соответствуют определенному возрасту учащихся и отражают соответствующие явления или события прошлого. Картина может выступать определенным источником знаний, а так же иллюстрировать изложение учителя, что подкрепляет эмоциональную сферу учащегося. Учебная картина может активно использоваться и при обобщении знаний, тогда она вводится после рассказа и закрепляет изложение учителя. Картина как одно из важнейших наглядных пособий выступает в качестве активизирующего и конкретизирующего на всех звеньях процесса усвоения исторического материала.

Событийные картины изображают то, что "было", а типологические - то, что "бывало", например торговлю рабами в Греции, триумф в Риме, мануфактуру в средневековой Англии.

Как правило, типологическая картина по истории сосредоточивает в себе существенные черты исторического явления, обеспечивая обучение образным и конкретным материалом для формирования важнейших представлений и понятий курса.

Деление картин на "событийные" и "типологические " не следует рассматривать как полное противопоставление их. Нередко событийные картины и рисунки могут выполнять и роль типологических, поскольку изображенные на них события являются типическими явлениями для их эпохи. Например, картина "Сожжение Джордано Бруно" может служить типологической картиной для раскрытия аутодафе - факта, многократно повторявшегося в средние века.

Вместе с тем некоторые типологические картины могут быть использованы как эпизодические.

Сочетание двух или более изображений, отражающих разновременные моменты одного исторического процесса, дает информацию не только об отдельном "срезе", но и элементарные представления обо всем процессе. На этом принципе последовательных взаимосопоставимых "срезов" построены серии диапозитивов, картин, диафильмов, раскрывающих ход конкретных событий или развитие типических явлений.

Методика работы с художественными учебными пособиями, раскрывающими исторические процессы, зависит, прежде всего, от характера изучаемых процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.