Важным требованием к эффективности урока истории является создание эмоциональной, творческой атмосферы, возбуждение и развитие познавательных интересов учащихся. Интеллектуальная активность учащихся, интересующихся предметом, во много раз выше, чем у школьников, у которых этот интерес незначителен. Качество урока, его эффективность зависят не только от подготовки учителя и его деятельности на уроке, но и от тесно с ним связанной подготовленности и общего настроя, учащихся к уроку. Непременным условием хорошего урока является тесное взаимодействие работы учителя и учащихся.
Важнейшим показателем качества урока является его результативность - успешное осуществление на уроке намеченных учителем образовательно-воспитательных целей
Сравнительно небольшой объем нового материала, изучаемого на уроках в 6-7 классах (1,5 - 2 страницы текста учебника), позволяет при условии активной познавательной работы класса добиваться первичного усвоения школьниками основных фактов, причинно-следственных связей и важнейших выводов непосредственно на уроке.
Одно из важнейших условий эффективности урока истории - правильное определение его целевой установки.
Приступая к изучению нового учебного материала, учитель устанавливает связи с ранее усвоенным, мобилизует знания учащихся, необходимые для их сопоставления с новыми сведениями и для подведения школьников этим путем к обобщениям.
В действующих учебниках по истории древнего мира и средних веков перед многими параграфами помещены вопросы, помогающие учащимся восстановить в памяти материал, необходимый для лучшего усвоения содержания нового материала, а также нацеливающие па установление связей между изученными и вновь изучаемыми фактами, на последующее их сопоставление и обобщение.
Суммируя изложенное выше, можно перечислить основные виды подготовки учащихся к изучению нового учебного материала на уроке:
а) обобщение разобранного при опросе материала, связывающее его с новым учебным материалом;
б) краткая беседа с классом по вопросам, мобилизующим имеющиеся у учащихся знания, необходимые для лучшего усвоения новой темы. Это особенно необходимо, когда Содержание опроса мало связано с темой нового урока;
в) создание на уроке так называемой проблемной ситуации и вовлечение школьников в решение поставленной проблемы
Применение эвристической беседы при изучении нового материала требует соблюдения ряда условий:
1. Учащиеся должны иметь достаточный запас фактических знаний и умений, чтобы опираться на них, а не строить догадки.
2. Вопросы учитель должен формулировать так, чтоб от учащихся требовался самостоятельный анализ определенных фактов (изученных ранее и вновь изучаемых); эвристическая беседа должна быть одним из средств вовлечения школьников в посильное для них исследование исторического материала, поэтому необходимо избегать вопросов, ответы на которые учащиеся легко найдут в учебнике или в рассказе учителя.
Задачи формирования мыслительных умений и навыков школьников в обучении истории - это научить самостоятельно, извлекать, систематизировать и применять на практике исторические знания.
Учитывая специфику истории как предмета школьного преподавания, мы условно выделяем формируемые в обучении истории группы умений:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12