Рефераты. Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу

ри ознакомлении школьников с ходом конкретных исторических событий (войн, восстаний, открытий и т. п.) главная роль художественных учебных пособий заключается в создании у учащихся ярких эмоциональных представлений о последовательно сменяющихся эпизодах этого процесса. На ярком художественном материале ученики легко усваивают сами эпизоды, их последовательность и преемственность.

Наиболее распространенным видом художественных пособий, способствующих формированию динамических представлений об исторических частных процессах, являются исторические повести, рассказы, романы, а также монтажи литературных фрагментов, показывающие основной ход событий. Роль литературных произведений может быть особенно значительной при хорошем их иллюстрировании.

Развитие общественных явлений: хозяйства, социальных отношений, политического строя, культуры - может быть показано путем "срезов", характеризующих последовательные состояния этих явлений. Из художественных учебных пособий достижению этой цели в наибольшей мере могут способствовать серии типологических картин и рисунков.

Успешное осуществление познавательных действий возможно при соблюдении нескольких условий.

Во-первых, необходимо, чтобы в содержании последовательно демонстрируемых картин были понятные для школьников сопоставимые признаки (орудия труда, организация производственного процесса, общественные отношения и т. п.), но чтобы уровни развития этих признаков на разных картинах настолько бы различались, что учащиеся уловили бы происшедшие изменения.

Во-вторых, картин должно быть немного. Излишнее их число может помешать учащимся охватить в своем сознании процесс в целом. Методической наукой не исследовано, какое количество "срезов" является оптимальным для работы в разных классах и с разным материалом. Очевидно, чем младше учащиеся и чем меньше их способность к синтезу сложных явлений, тем меньше должно быть и количество картин,

В-третьих, разбор отдельных картин и рассмотрение процесса в целом должны быть разделены на два самостоятельных этапа работы. В ходе изучения" материала картина используется, возможно полнее, как источник информации об определенном "срезе" сравнительно с предшествующим и затем с последующими "срезами". На втором этапе картины служат при обобщающем повторении для синтеза процесса в целом.

Картина может служить закреплению изученного материала на уроке. В этом случае можно предложить учащимся самими рассказывать какой исторический факт (явление) раскрывает картина, что активизирует знания учащегося.

Особенно удобным средством наглядности всегда находящимся под рукой у ученика являются иллюстрации в учебнике. Они органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, содержащуюся в иллюстрации. Основная работа с ними ведется на уроках. В учебнике для средних классов иллюстрации даны к каждому параграфу и работать с ними удобнее, чем с учебными картинами. Эти рисунки в учебнике, ученику легче разобраться во всех деталях.

Иллюстрации учебника для школьника - прежде всего своеобразное "окно" в прошлое, важнейший источник конкретно-исторических представлений. Реконструкция явлений прошлого, внешнего облика людей, жилищ, орудий труда, одежды, быта людей, живших в древности, возможна лишь на основе конкретных зрительных образов, и никакой самый красноречивый учитель не заменит тут иллюстрации учебника или репродукции., С другой стороны, использование в иллюстрациях учебника условно-графической наглядности, различных схем типа "Феодальная лестница", "Мануфактура - капиталистическое предприятие", "Поместье после огораживаний" и т. п. позволяет отражать наиболее существенное и важное в изучаемых явлениях и процессах, то есть облегчает их познание.

Работа с иллюстрациями учебника способствует формированию у школьников умения воспринимать и анализировать изображение исторического события, извлекать историческую информацию из разнообразных изображений (картин, портретов исторических деятелей, фотографий архитектурных памятников, отдельных предметов, в том числе орудий труда и т. п.).

Проводя опрос, учитель может однократно ссылаться на иллюстрации учебника, заставляя учащихся вспоминать, анализировать. Иллюстрации учебника истории многообразны. Это и схематические изображения орудий труда, рисунки оружия и предметов быта, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, документальные фотоснимки. Учащихся надо приучать видеть в иллюстрациях не "развлекательную картинку, а важный и достоверный источник знаний. Сравнение нескольких иллюстраций изображающие одно и тоже явление в разные исторические периоды позволяет проследить их в развитии. По источнику получения учебной информации выделяют метод наглядности.

Картину, фотографию, или рисунок относят к средствам конкретной наглядности, так как между моделируемым свойством и реально существующим объектом имеется внешнее сходство, конкретная наглядность служит созданию у учащихся четких и правдивых представлений о внешнем проявлении объективных, общественных закономерностей. Такие средства облегчают познание сущности общественных явлений и процессов. Учащиеся постигают сущность вещей, которые не лежит на поверхности, часто сталкиваются с большими трудностями. Назначение условной наглядности - помочь преодолеть эти трудности. Условная наглядность - это наглядность на уровне сущности общего. Сущность этого вида наглядности заключается в материализации внутренних связей, общественных явлений и процессов. Именно схемы, диаграммы, планы, таблицы и относят к средствам условной наглядности. Условная наглядность служит опорой мышления при раскрытии сущности и общественных явлений и процессов. Это достигается тем, что в средствах такой наглядности фиксируются существенные связи и отношения. Она делает наглядным количественные и качественные состояния и тенденции направления общества. Такие средства носят обобщенный и синтезирующий характер. Применение средств условной наглядности на обобщающих уроках особенно удобно и эффективно. Они являются ценными средствами направления логического мышления. Использование их благотворно влияет на овладение учащимися такими мыслительными операциями, как вычисление главного, обобщение, систематизация и классификация, что является развивающей целью уроков. Использование средств условной наглядности повышает эффективность проведения всех типов уроков.

Очевидно, при обобщении следует привлекать еще меньше картин, чем было использовано на первом этапе. На повторительно-обобщающих уроках должен фигурировать минимум картин, характеризующих лишь основные, определяющие вехи процесса. Это облегчит учащимся усвоение его главной линии и итогов.

Для формирования у школьников знаний о развитии общественной жизни могут быть использованы и фрагменты из художественной литературы, характеризующие последовательные ступени развития общественных явлений. Принципы отбора и использования их следующие: сопоставимость фрагментов при наличии очевидных различий в них, отбор ограниченного числа фрагментов, разделение работы на два этапа. Фрагменты должны быть краткими и выразительными. На заключительном этапе, при обобщении материала, возможно лишь краткое напоминание о самом существенном. Одна, две знакомые учащимся фразы, являются носителем усвоенных знаний и помогут их актуализировать в памяти учащихся. Наконец, важное условие успеха работы заключается в том, чтобы фразы - носители знаний не только зачитывались учащимся вслух, но и находились перед глазами учащихся в виде надписей на доске или на плакате. Методика использования художественных литературных пособий для раскрытия исторических процессов мало разработана и почти не освещена в методической литературе.

На уроках истории беседа не может служить методом сообщения новых для учащихся исторических фактов. Однако ее роль в обучении велика: она предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке.

Подобно рассказу учителя, беседа сопутствует работе с наглядными пособиями, текстом документов, учебником, но может иметь и самостоятельное значение.

В ряде случаев беседа приобретает эвристический характер (от греческого слова "эврика" - нашел, открыл). Эвристическая беседа позволяет учащимся на основе актуализации, разбора и обобщения, известных им фактов и явлений осмысливать новые для них понятия, сделать новые выводы, устанавливать новые причинно-следственные связи.

В ходе беседы учитель ставит вопросы, требующие от школьников установления связи нового материала с ранее пройденным, выделения существенных признаков исторических явлений в результате их анализа и сопоставления, самостоятельного обобщения и оценки изучаемых фактов, обоснования выводов и оценок, выявления причинно-следственных связей и отношений между изучаемыми фактами, а если беседа сопутствует работе с источниками знаний, то и установления новых фактов.

Еще одним важным методом обобщения знаний по истории, является метод проблемного изложения. Проблемное изложение - это монологическое изложение исторических фактов без объяснения их сущности. Но своим содержанием и логикой повествования оно побуждает школьников к использованию имеющихся у них знаний и умений для ответа на сложные теоретические вопросы.(Вяземский 276)

При организации занятий, учитель ставит определенную проблему, которую ученики должны разрешить, пытаясь самостоятельно отыскать ответ. Противоречие, складывающееся между знанием и не знанием, стимулирует познавательную активность учеников, что способствует привлечению их внимания к теме урока, к решению проблемного задания, в результате чего, происходит систематизация знания.

Проблемное изложение с постановкой познавательной задачи представляет определенные трудности. Исходя из высокой эффективности этого способа овладения знаниями, начинающие учителя иногда его абсолютизируют. Не всякий материал возможно и целесообразно изучать таким методом. Уроки проблемного изложения надо намечать заранее. Формулировка проблемы и сам отбор материала учителем должны быть тщательно продуманы. Задание должно быть достаточно сложным, чтобы учащиеся видели в нем проблему, но в то же время и посильным (с учетом возраста учащихся, уровня их умений, уже имеющихся знаний). Изложение материала должно отличаться особо экономным отбором фактического материала, чтобы не распылять внимания учащихся, но в то же время давать достаточный объем сведений, быть образным, эмоциональным, не содержать прямого ответа на поставленный вопрос. Образцы проблемного изложения по истории с постановкой познавательных задач широко представлены в методических работах .

В основном проблема на уроке формулируется учителем, но иногда она возникает и у самих учащихся непосредственно в ходе восприятия нового материала, из самого содержания излагаемых фактов. В этом случае учитель помогает ученикам четко сформулировать проблему, а если это необходимо, сообщает дополнительные сведения. При этом используется еще один метод, способствующий обобщению знаний - частично-поисковый или эвристический, при котором учитель ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание.

В настоящее время проблемное изложение отдельных вопросов в 6-7 классах находит все больше сторонников среди учителей и методистов. Однако необходимо еще тщательное изучение вопросов о характере исторического материала, который целесообразно излагать проблемно, о приемах такого изложения в связи с особенностями восприятия, внимания и других сторон познавательной деятельности, учащихся 11-13 лет.

В процессе проблемного и непроблемного изложения учитель использует различные виды устной речи: повествовательный сюжетный рассказ, картинное описание, характеристику исторических явлений и личностей, конспективное изложение, разъяснение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.