В школах происходит переоборудование классных комнат, подготовлены библиотеки и залы для самостоятельных занятий уча-щихся. Однако ощущается недостаточность площадей и нехватка компьютеров. На 100 учеников приходится всего 3,8 ком-пьютера, или I компьютер на 26 учени-ков (в Великобритании, например, -- 9,1 компьютера па 100 учащихся). Учи-тель не может пользоваться старыми на-работками, а новые методические пособия и дидактические материалы еще не гото-вы. Все дети работают в разном темпе и с разной интенсивностью, и эта проблема целиком лежит на плечах учителя, пока нигде не разрабатывается и не учитывает-ся в расписании уроков. В этом учебном году преподавателям приходится больше встречаться с родителями, чаше проводить педагогические советы, и, кроме того, все обязаны закончить курсы по повышению квалификации. Это привело к многократ-ному увеличению нагрузки учителя, кото-рый работает в Голландии 26 ч в неделю (ставка) или больше. Относительно невы-сокая заработная плата работников образо-вания растет значительно медленнее, чем в других отраслях, а дефицит преподава-телей в средних школах страны составля-ет 5500 человек. Эта и без того непопу-лярная профессия становится все менее привлекательной, несмотря на то, что ми-нистерство просвещения делает определен-ные шаги по привлечению специалистов из других областей к работе а школе че-рез бюро по трудоустройству.
Учителя часто высказывают критические замечания относительно содержания про-грамм. Таи, преподаватель математики университета в Наймейгене Ф.Кеуне счита-ет, что усиление наглядности школьного курса доведено ДО абсурда. Почти полно-стью отказавшись от абстрактных понятий и логических построений, широко исполь-зуя только наглядные пособия и картинки, у школьников невозможно развить матема-тическое мышление, считает он.
Кроме того, новые методы преподавания могут негативно повлиять на детей из некоторых социальных групп. Не получая должного внимания дома, не приобретя с помощью родителей необходимых навыков, они часто отстают s учебе от остальных. "Новая система введена без какого-либо исследования того, какой эффект будет она иметь для детей из обделенных соци-альных групп", -- констатирует преподава-тель педагогического факультета Амстерда-ма С.Блом, -- "Требования, предъявляе-мые с начала нового учебного года к этим детям, слишком высоки для ник. Может быть, работу с ними имеет смысл начинать классическими методами, а когда они достигнут удовлетворительного уровня, как следующий этап -- переходить на самостоятельное обучение".
Изучив отчет инспекции по образова-нию, всесторонне проанализировав создав-шуюся ситуацию, госсекретарь по образо-ванию г-жа Адельмунд предложила вре-менные меры по облегчению программы. Вопрос о необходимости использования этих мер решается администрацией каж-дой отдельной школы исходя из конкрет-ной ситуации. Так, можно отменить общее естествознание как обязательный предмет в HAVO и облегчить его содержание в VWO, а также не рассматривать второй иностранный язык как обязательный пред-мет. Однако, несмотря ни серьезные проб-лемы, возникшие в ходе реформ, основ-ную идею перехода от пассивного обуче-ния к активному одобряет и поддерживает подавляющее большинство и учителей, и родителей, и самих учащихся. Многие объясняют сегодняшние неудачи отсутстви-ем прочного научно-педагогического фунда-мента, для тщательной разработки которо-го требуется время. Оценивая сложившую-ся ситуацию, министр образования г-н Херманс сказал на заседании парла-мента в 1999 г. что это не кризис
обра-зования, а трудное, сложное, шаг за ша-гом восхождение на новую высоту.
11
144
2.3 Система народного образования на Кипре
Система народного образования на Кипре складывалась в колониальный период. В 1959 г. -- последнем году английского коло-ниального господства -- в стране насчитыва-лось 57 средних школ (греческие, турецкие, армянские и смешанные), деятельность кото-рых контролировалась британской админи-страцией.
После завоевания независимости в системе народного образования произошли коренные изменения, продиктованные спецификой соци-ального и экономического развития Кипра.
В соответствии с Конституцией I960 г. школьное образование перешло в ведение национальных общинных палат -- греческой и турецкой, получивших право законодатель-ной инициативы в вопросах культуры и со-циальной жизни. Школы армянской и неко-торых других национальных общин стали получать финансовую помощь от греческой общинной палаты, а в административном отношении подчиняться соответствующим руководящим инстанциям этой палаты. Шко-лы, оставшиеся вне юрисдикции греческой и турецкой общинных палат, перешли под кон-троль так называемой школьной комиссии, которую возглавил министр внутренних дел.
30 марта 1965 г. палата представителей голосами депутатов греков ратифицировала правительственный законопроект о создании министерства просвещения, призванного уп-равлять всей системой народного образова-ния. Руководство турецкой общины отказа-лось признать этот законодательный акт, объявив в этой связи, что оно по-прежнему будет осуществлять раздельное управление школами турецкого национального меньшин-ства посредством соответствующих органов своей общинной палаты.
Турецкая оккупация северной части терри-тории острова во время событий 1974 г. причинила огромный ущерб просвещению Кипра. Понимая всю сложность ситуации, государство взяло на себя ответственность за разрешение этой проблемы.
Руководство образованием в Республике Кипр осуществляет Министерство образова-ния и культуры, однако небольшое число профессиональных школ и колледжей нахо-дятся в ведении других министерств: труда и социального страхования; сельского хозяйства; здравоохранения. Государственные школы в основном фи-нансируются из национального бюджета, в то время как частные образовательные уч-реждения источником своих доходов имеют плату за образование, небольшие го-сударственные субсидии и, в некоторых слу-чаях, субсидии со стороны иностранных или заграничных учреждений и религиозных ор-ганизаций.
Система образования централизована; слу-жебные назначения, переводы, продвижения и дисциплинарные вопросы находятся в ве-дении государственных органов. Учебные планы и программы, а также учебники со-ставляются в большинстве своем государ-ственными службами. Школы и учебные за-ведения всех уровней координируются инспекторами, которые проводят консульта-ции и инспекцию. Общеобразовательные про-граммы разрабатываются Министерством образования и культуры с помощью Комите-та по образованию -- органа с широким представительством общественности. Строи-тельство, ремонт и оборудование школьных зданий -- функция местных органов образо-вания. Частные школы принадлежат частным лицам или организациям, но подлежат ин-спекции и надзору со стороны Министерства образования и культуры.
Греческий язык является языком 82% насе-ления, турецкий -- 18%. Английский язык широко используется и изучается в качестве обязательного предмета в последних двух классах начальной школы и в средней шко-ле.
Дошкольное воспитание осуществлялось до 1974 г., как правило, в частном секторе. Первые государственные детские сады появи-лись вскоре после турецкого вторжения в лагерях беженцев. С 1979 г. реализуется про-ект расширения государственного дошкольно-го обучения для детей 4,5-5,5 лет. В настоя-щее время дошкольное воспитание (частное и государственное) охватывает 58,35% детей в возрасте от 3 до 5,5 лет.
Существуют три категории дошкольных учебных заведений:
детские сады, учрежденные государ-ственными органами и финансируемые частично государством и частично роди-тельскими ассоциациями, куда воспитате-ли назначаются (они оплачиваются из средств государственного бюджета);
коммунальные детские сады, учрежденные и финансируемые местными властями и ро-дительскими ассоциациями, которые нанима-ет и оплачивают труд воспитателей (как травило, такие сады субсидируются государ-евом);
частные детские сады, учрежденные и финансируемые частными лицами и организа-циями на коммерческой основе.
Начальное образование -- бесплатное и обязательное. В начальные школы принима-ются дети в возрасте 5,5 лет. Срок обучения - 6 лет. Правительство платит зарплату учителям и выделяет ежегодные субсидии местным властям пропорционально количест-ву учащихся в том или ином районе.
Школы есть в каждом городе или деревне, где насчитывается более 15 учеников. Район-ные учебные заведения обслуживают распо-ложенные по соседству населенные пункты, имеющие менее 15 учеников. Здания начальных школ даже в самых отдаленных дерев-нях отвечают современным требованиям, в процессе обучения широко применяются аудиовизуальные средства. Учащиеся, прожи-вающие на расстоянии более чем 2,5 км от места обучения, пользуются правом бесплатного проезда. Большинство начальных школ в городских районах и в больших деревнях разделены на два цикла: цикл "А" включает классы с I по III, цикл "Б" -- с IV по VI. Соотношение числа учеников и учителей в национальном масштабе составляет 19,3:1. Учителя распределяются по школам таким образом, чтобы наполняемость классов не превышала 34.
В начальной школе учащимся предлагается практическое обучение с упором на экологи-ческие и социальные предметы, на творчес-кое самовыражение в музыке, искусстве, дви-жении. В работе с учениками младших классов (I-Ш) большое внимание уделяется приобретению ими необходимых практичес-ких навыков и знаний в области родного языка (чтение и письмо), а также арифмети-ки. В старших классах (IV-VI) преподаватели видят свою главную задачу в том, чтобы привить учащимся национальные и нрав-ственные понятия и чувства, приобщить их к народным традициям, делая акцент на ста-новлении здоровой личности, способной на-йти свое место в жизни и интегрироваться в обществе, на развитие критического мышле-ния в отношении явлений повседневной жиз-ни. В учебные планы включаются также ос-новы религии, история, природоведение, ис-кусство, естествознание и физкультура. Вы-пускники начальной школы получают удос-товерение об ее окончании и в большинстве своем продолжают образование.
В области специального образования для детей с физическими и умственными недо-статками усилия направлены не на их обо-собление, а на то, чтобы дать им возмож-ность расти и учиться вместе со своими здо-ровыми сверстниками. Однако для детей с серьезной умственной отсталостью или глу-бокими психическими отклонениями, а также для слепых и глухонемых детей созданы спе-циальные школы, где они имеют возмож-ность достичь определенного уровня знаний и приобрести доступную профессию. Обуче-ние в этих школах бесплатное и финансиру-ется из государственного бюджета.
Среднее образование рассчитано на шесть лет, возраст учащихся -- от 11 до 17 лет. Обучение делится на два цикла: первые три года -- гимназия, следующие три -- лицей или профессионально-техническое училище. Обучение до III класса гимназии обязательное.
Программы гимназии независимо от про-филя школы являются едиными общеобразо-вательными. В лицеях выделяются следую-щие направления: гуманитарное, экономичес-кое, коммерческое, физико-математическое и лингвистическое. Выбор предметов для изуче-ния свободный. Сделать его ученикам помо-гает служба профессиональной ориентации. Существуют три категории предметов: обще-образовательного характера, которые изуча-ются всеми учениками, специальные и дополнительные. Хотя ученики в принципе свободны в выборе дополнительных предме-тов, на практике существуют 5 основных комбинаций, которые включают родственные группы дисциплин и соответствуют перечисленным выше направлениям обучения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21