Профессиональные программы рассчитаны также на 3 года, кроме гостиничных, кули-нарных и швейных специальностей, обучение по которым длится 2 года; в течение послед-него года учащиеся 3 дня в неделю заняты в школе, а в остальные -- проходят практи-ческое обучение под руководством опытных наставников на промышленных предприятиях, где основной упор делается на приоб-ретение профессиональных навыков. Профес-сиональное отделение готовит работников гостиниц, кулинаров, швей, чертежников, краснодеревщиков, ювелиров, операторов различного профиля и т.д. Выпускники это-го отделения также могут продолжить свое образование.
Частные средние школы ориентированы главным образом на коммерческое професси-ональное обучение. Имеется небольшое чис-ло частных иноязычных школ, которые дей-ствуют на некоммерческой основе и управля-ются различными религиозными группами или обществами. Обучение в них продолжа-ется и или 7 лет и ведется на английском, французском и итальянском языках. При этом большое внимание уделяется изучению общеобразовательных предметов и иностран-ных языков.
В настоящее время девочки и мальчики обучаются в средних школах совместно (до середины 70-х гг. ХХ в. обучение было раздель-ным).
В 70-е гг. ХХ века в связи с наплывом беженцев с северной части острова правительство было вынуждено временно ввести обучение в две смены. Одновременно были принято решение о предоставлении бесплатного среднего обра-зования детям беженцев и сиротам, родители которых погибли или пропали без вести во время турецкой интервенции.
Подготовкой учительских кадров в стране занимается Педагогическая академия. Срок обучения -- 3 года, занятия ведутся на гре-ческом языке. Выпускники обязаны в течение 5 лет отработать учителями в начальных школах. В противном случае с них может взиматься компенсация стоимости обучения.
За последние десятилетия достигнуты зна-чительные успехи в деле преодоления негра-мотности. Об этом наглядно свидетельствуют данные об удельном весе неграмотных в со-ставе взрослого населения страны: в 1950 г. - 41%, в 1965 г- -- 25%. в 1973 г. -- 13%, в 1988 г. - всего 6%. Взрослым предостав-ляются широкие возможности получения об-разования в вечерних - учебных заведениях. Духовные центры, курсы при технических школах также способствуют удовлетворению потребности этой части населения в образо-вании.
За трехлетний срок нахождения у власти правительства Г.Василиу (1989 -- 1991) в области просвещения была проделана боль-шая работа по повышению уровня образова-ния, приняты важные решения, касающиеся самых разных аспектов деятельности системы просвещения. Началась реализация плана обязательного единого девятилетнего образования, унифицирована система экзаме-нов, стало обязательным получение кипрско-го свидетельства об образовании, а также приняты новые учебные программы и прави-ла для государственных школ. В области профессионально-технического образования введены новые специализации, в частности по таким направлениям, как моделирование и производство одежды, ювелирное дело, проектирование и строительная технология. Особого упоминания заслуживает проделан-ная работа по возведению и ремонту 524 школьных объектов. Кроме того, за упо-мянутые 3 года было закуплено школьное оборудование на сумму 4,2 млн. Кипр. фун-тов, а также выделено дополнительно 1,5 млн. Кипр. фунтов для удовлетворения нужд системы среднего образования, установки систем центрального отопления во всех без исключения школьных зданиях, в первую очередь в горных районах. В целом следует отметить, что ассигнования на нужды про-свещения возросли за этот период в 4 раза. За 1989-1991 гг., в 240 центрах повышения квалификации прошли переподготовку 15 тыс. человек.
Высшее образование кипрская молодежь до недавнего времени получала главным обра-зом за рубежом, в первую очередь в Греции и Турции, а также в Англии, Франции, США. ФРГ и других странах в основном за свой счет. По сообщению Департамент статистических исследований, в 1988-1989 гг. в высших учебных, заведениях перечисленных стран обучалось 9410 греков-киприотов.
В историческую летопись Республики Кипр войдет день 26 июля 1989 г., когда был под-писан Закон №144 о создании в стране университета. Выступивший на церемонии подписания министр просвещения А.Филиппу сказал, что в основу организации обучения в Кипрском университете будут положены луч-шие образцы мировой системы образования, включая опыт, традиции и новейшие дости-жения в этой области ведущих университетов США, Великобритании и других стран Евро-пы. В этой связи он выразил надежду на помощь и сотрудничество со стороны более чем 250 кипрских преподавателей и лекто-ров, работавших в зарубежных вузах, список которых был специально подготовлен к дате подписания закона.
Закон № 144 был разработан на основе доклада подготовительной комиссии, в рабо-те которой приняли участие 18 профессоров выдающихся преподавателей-киприотов из университетов зарубежных стран, все бывшие министры образования Кипра и известные кипрские ученые. Создание подготовительной комиссии было предусмотрено "Программой первых ста дней" правления президента Г.Васи-лиу. Работа этой специальной комиссии име-ла цепью подготовить почву для успешной деятельности Кипрского университета как высшего учебного заведения высокого обра-зовательного уровня, независимого и автономного, хотя и пользующегося финан-совой поддержкой государства.
Кипрский университет открылся в сентябре 1992 г. Он включает факультет гуманитар-ных и общественных наук; факультет теоретических и прикладных наук, факультет экономики и управления. Предполагается, что он заработает на полную мощность (4 тыс. студентов) в 2000 г. и будет прини-мать 20% иностранных студентов.
В 1994 г. более 58% выпускников средних школ продолжили свое образование, из них 25% -- за рубежом и 33% -- на Кипре.
Высшее образование можно получить на Кипре также в следующих государственных учреждениях:
Высший технологический институт гото-вит в трехгодичный срок инженеров-механи-ков, инженеров-электриков, морских инжене-ров и специалистов по компьютерам;
Лесной колледж, в котором в течение 2 лет проходят подготовку будущие специалисты по лесному делу;
3) Кипрский высший институт гостинично-го дела обеспечивает трехгодичное среднее и высшее образование, выпуская специалистов по гостиничному и кулинарному делу;
4) Школа медицинских сестер и акушерок имеет двух- и трехгодичные программы обу-чения, а также одногодичный последиплом-ный курс по подготовке старших сестер;
5) Средиземноморский институт управления предоставляет выпускникам университетов одногодичный курс по управлению. Суще-ствует также ряд программ по профессио-нальному обучению, переквалификации и по-вышению квалификации на различных уров-нях.
В сентябре 1987 г. Кипрский парламент принял закон, регламентирующий учреждение частных учебных заведений высшего образо-вания на Кипре и контроль за их деятель-ностью. Согласно этому закону частные учебные заведения должны быть зарегистри-рованы в Министерстве образования и куль-туры, затем проходит аккредитация их учеб-ных планов и программ, после чего они публикуются в официальной правительствен-ной газете.
Следующая таблица дает общую картину существующего положения в образовании в стране в 1993-1994 гг.:
Уровень образования
Число учебных заведений
Число учащихся
Число учителей
Соотношение учителя / учащиеся
Дошкольное образование
608
24 977
1 225
20,4
Начальное образование
391
64 313
3 365
19,1
Среднее образование
113
51 641
4 033
12,8
Высшее образование
31
6 263
542
11,6
Специальное образование
12
568
130
4,4
Всего
1 155
147 762
9 295
15,9
В последнем параграфе сопоставляются данные, представленных в первых двух параграфах, подводятся основные итоги сопоставительного анализа и на их основе формулируются определенные рекомендации. «Что необходимо менять в российской системе образования в силу присоединения России к Болонскому процессу?», «Каковы потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели и каковы пути их минимизации?» и т.п.
К числу основных выводов проведенного анализа можно отнести то положение, что общая картина в высшем образовании в Западной Европе, с одной стороны, и в России - с другой характеризуется существенными элементами сравнимости. Если в Западной Европе есть «продвинутые» (с точки зрения реализации принципов Болонского процесса) страны и страны-«аутсайдеры», то в России с этой точки зрения различаются, скорее, отдельные вузы. В целом Программа модернизации высшего профессионального образования, реализуемая в России, хорошо согласуется с основными принципами Болонского процесса.
Хотя Болонская декларация не является юридическим документом, ее подписание Россией налагает на нашу страну вполне определенную ответственность и выступает как обязательство осуществить - совместно с Западной Европой - систему достаточно радикальных мер по модификации высшей школы.
Следует в то же время ясно осознавать, что такого рода модификации должны осуществляться именно совместно с другими странами - участниками Болонского процесса. Абсолютно не соответствуют действительности, иногда раздающиеся утверждения о том, что уже сложилось общеевропейское образовательное пространство и России остается присоединиться к нему на условиях, которые определены и зафиксированы. Такого пространства просто не существует. Его основные контуры лишь намечены Болонской декларацией и иными документами, создавать же его придется совместными усилиями всех стран - в том числе, разумеется, и России, которая уже с точки зрения ее масштабов является одним из важнейших «игроков» на этом поле и, что еще важнее, обладает богатейшими традициями в области высшего образования, а в ряде случаев и вполне специфическими интересами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21