Особой известностью заслуженно пользу-ется так называемая лабораторная школа, созданная в 18% г. Дж. Дьюи в Чикаго. Выдающемуся мыслителю удалось объеди-нить вокруг себя передовых психологов и педагогов своего времени. Ими были за-ложены основы (принципы) демократиче-ской организации школы: это "община", подлинное сообщество учителей, детей и их родителей, где были созданы уникаль-ные условия для полноценного развития личности, как ученика, так и учителя. За-нятия в этой школе строились по принци-пу реализации в них важных человече-ских потребностей -- в сотрудничестве и взаимодействии. Это было не столько ме-сто для сообщения знаний, сколько про-странство, где "под мудрым руководством педагогов развивается настоящий соци-альный инстинкт ребенка, раскрываются заложенные в нем силы ума, души и тела.
В дальнейшем дело Дж. Дьюи было продолжено новаторами в области педаго-гики не только Америки, но и Европы, Эффективность воспитания гражданина в условиях школы была подтверждена опы-том Вруклайнской школы (штат Массачу-сетс), школы Саммерхилла и в наше вре-мя -- опытом школы Сэндс (Англия), Бальдорфских школ (Германия) и др.
Американский подход в гражданском образовании характеризуется значительной автономией школ, которые имеют возмож-ность самостоятельно формировать учеб-ные планы. С одной стороны, в их рас-поряжении широкий выбор вариантов, форм, методов и материалов для занятий, а с другой -- высокая ответственность не только за качество и профессионализм учителей и учебных программ, но и за отражение интересов всевозможных групп учащихся. В целом такой подход призван продемонстрировать ценность плюрализ-ма -- основной черты национального са-мосознания американцев.
В настоящее время модернизация учеб-ных программ идет по двум направлени-ям: обновляется содержание традиционных дисциплин, изменяется их удельный вес в учебных планах, а также вводятся новые дисциплины. Как и в большинстве стран, в США наибольшая доля учебного време-ни отводится предметам гуманитарно-об-ществоведческого цикла (45--57%) с пре-обладанием среди них родного и ино-странных языков. При этом основное бре-мя социализации лежит на социальных дисциплинах. Это означает, что они долж-ны не только давать учащимся информа-цию (например, о том, как работает по-литическая система США), но и быть нацелены на передачу определенного набо-ра ценностей, часть из которых является традиционной, а часть -- адаптирована к новым историческим реалиям (уважение к закону, гражданские права, права мень-шинств, стремление к разрешению кон-фликтов и т.п.). Более того, социализация личности понимается шире: если этот процесс ограничить воспроизводством уже существующих норм, обычаев и ценно-стей, то это будет скорее обучение кон-формизму, чем формирование умений действовать эффективно внутри определенного сообщества. Понимая социализацию как формирование социальной компетентности, американские исследователи включают сюда и обучение практическим навы-кам -- мыслить критически, т.е. оспари-вать, подвергать сомнению те понятия и обычаи, которые превалируют в обществе в настоящий момент. Такое качество по-зволяет личности генерировать новые, све-жие идеи -- это и есть существенный аспект просвещенного демократического разума [3].
В США существуют глубокие традиции в изучении граждановедения. Однако на практике это не означает, что среди пред-метов социального цикла обязательно при-сутствует самостоятельный одноименный предмет: обычно это курсы по выбору учащихся. Более того, в учебных програм-мах со временем могут обновляться их названия, но содержание и методика пре-подавания остаются неизменными.
Как правило, изучение граждановедения идет в связке с курсом государственного устройства США (штата, местного сооб-щества). Учащиеся получают информацию о том, как работает политическая система США, при рассмотрении следующих тем: "Как законопроект становится законом", "Система противодействия в политике", "Политические партии", "Процедуры выбо-ров", "Конституция США" и "Билль о правах". В IV--VJ классах при изучении организации местного сообщества учащие-ся приобщаются к таким ценностям, как соседство, дружба, сотрудничество, без ко-торых невозможны связи и отношения внутри школы и в рамках микросоциума. В средней школе их сменяют конституци-онные принципы и политические институ-ты и далее -- вопросы политики и поли-тического участия. В курсах истории или экономической теории граждановедческая тематика может быть прослежена как важное направление в общем контексте дисциплины. Большое внимание гражданс-кой ответственности уделяется на занятиях по американской литературе.
Признавая важность и актуальность про-блемы воспитания достойных граждан, американские педагоги подходят к соци-альным дисциплинам не как к самоцели, а как к пути вхождения учащихся в общественную жизнь. Например, школы Ка-лифорнии выбрали историю в качестве основного курса в цикле социальных дис-циплин. Но при этом обучение тесно свя-зывается с подбором современного матери-ала и актуальных проблем для обсужде-ния. Если обязательным предметом стано-вится этнография, то на уроках широко представлены различные аспекты культур-ных и исторических особенностей народов, населяющих США.
Преподавание граждановедческих дисцип-лин нацелено на "осознание социальных причин, последствий и отношений как необходимый атрибут социальной компе-тентности" [3]. Акцент переносится с ме-ханического запоминания и заучивания фактов на понимание и установление свя-зей событий и явлений. Это требует про-ведения анализа и исследования проблем, которые выходят за рамки лекционной ме-тодики и предполагают активизацию по-знавательной деятельности учащихся.
Однако Дж. Зевин отмечает в качестве тревожного симптома, что "курсы соци-альных дисциплин практически не оказы-вают никакого влияния на позицию уча-щихся". Это объясняется традиционной нейтральностью школы, "которая стремит-ся избежать крайностей или четко выра-женного отношения к общественным проб-лемам" [4]. Существует негласное требова-ние давать учащимся знания в объектив-ной и нейтральной форме.
Американские педагоги большое внима-ние уделяют развитию междисциплинар-ных связей. Традиционное разделение об-разования на отдельные предметы (или программы обучения) приводит к фраг-ментаризации учебного опыта учащихся, при этом утрачивается понимание глобаль-ных взаимосвязей между различными учебными областями и методами их изу-чения. При таком подходе в центр про-цесса обучения ставится сам предмет, а не потребности и интересы учащихся. Междисциплинарный подход дает возмож-ность избежать подобной ситуации.
Межпредметные связи могут быть пред-ставлены теориями, умениями, общими идеями, которые составляют ядро соци-альных наук. На уроках обществоведения можно обсуждать вопросы политики, на уроках литературы -- анализировать эти-ческие или личностные проблемы, на уро-ках биологии или физики -- подробно рассматривать экологическую тематику. В результате происходит взаимное обогаще-ние предметов идеями и методическими приемами. На основе социальных и гума-нитарных дисциплин возможно создание интегративных курсов (например, "Война и образование"). Междисциплинарный под-ход представляет собой наиболее эффек-тивный путь обучения гражданским навы-кам, критическому мышлению, принятию решений, работе в команде, сотрудниче-ству и т.д.
Важной вехой в развитии гражданского образования в США стало принятие наци-ональных стандартов по граждановедению и государственному устройству, разработан-ных Центром гражданского образования при поддержке Департамента образования США [5]. Они не являются обязательны-ми, но служат в качестве рекомендаций для создания учебных программ на мес-тах, что вполне согласуется с американс-кой традицией децентрализации образова-тельной сферы.
В документе указано, что учащимся сле-дует знать и уметь в области граждановедения и государственного устройства по окончании той или иной ступени обучения (IV, VIII и XII классы средней общеобра-зовательной школы) [6]. Стандарты вклю-чают в себя также вопросы и темы из других социальных и гуманитарных дис-циплин -- истории, литературы, геогра-фии, экономики. Кроме того, чтобы соот-ветствовать всем этим требованиям, уча-щиеся должны иметь практический опыт социальных отношений внутри класса, в школе, в общине, который направлен на воспитание необходимых навыков граждан-ского участия. Практическое назначение этого документа заключается, прежде всего, в том, чтобы быть важным дополнитель-ным ресурсом для разработки учебников, программ, систем оценок и т.д. Стандар-ты предусматривают развитие: умения мыслить, выражать свое мнение, анализи-ровать, подводить итоги с помощью раз-личных форм совместной работы, модели-рования, ролевых игр, дискуссий, индиви-дуальных и групповых проектов. Эти методы обучения не только повышают инте-рес к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение его содержания, выра-ботку гражданских навыков и привержен-ность демократическим ценностям.
Как отмечает Дж. Патрик, "если мы хо-тим, чтобы наши учащиеся были готовы к выполнению роли активных граждан в конституционной демократии, они должны овладеть гражданскими навыками и цен-ностями, необходимыми для эффективного участия в деятельности организаций граж-данского общества" [1]. Поэтому на прак-тических занятиях в классе, в школьных мероприятиях, s общественной жизни за стенами учебного заведения необходимо развивать в детях и подростках дух со-трудничества, доверия, толерантности, уве-ренности в себе, лидерства. Для этого требуется создание такой демократической обстановки в школе, которая в максималь-но возможной степени и в соответствии с уровнем развития учеников предусматрива-ет активные действия и ответственность. Так, первоначально именно в США были предприняты попытки вовлечения учащих-ся, а обсуждение предлагаемых им учеб-ных программ, в процесс постановки за-дач своего обучения с целью помочь им шире и глубже понять самих себя и ок-ружающий мир.
Чувством гордости за свою страну, ее историю и современные достижения про-низано все содержание образования в США. Но важно отметить, что многое и вне школьного пространства способствует воспитанию достойного гражданина. Это и отношение к американскому флагу (его можно видеть повсюду), и большое коли-чество широко отмечаемых национальных праздников -- День Независимости, День флага, День памяти, День Конституции, и рассмотрение в качестве величайших на-циональных достижений трех докумен-тов -- Конституции США, Билля о пра-вах и Декларации Независимости, которые хранятся в здании Национального архива в Вашингтоне. Все это не может не вос-питывать в юных американцах благоговей-ного отношения к гражданственности и законности в своей стране.
2.2 Особенности современной голландской средней школы
Темпы роста голландской экономики про-должают оставаться самыми высокими в Западной Европе. По данным швейцар-ской бизнес - школы IMD, Нидерланды за-нимают четвертую строчку после США. Сингапура и Гонконга в списке первых десяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Долгое время высокая зара-ботная плата, значительные социальные пособия и большие налоги сдерживали рост производства. Сейчас положение в корне изменилось. Экономический подъ-ем -- результат новой политики в этой области. Постепенно сокращаются пособия по безработице, замедлен рост заработной платы при понижении прямого налогооб-ложения. Предприятия наращивают мощ-ности, растет предпринимательство, реша-ется проблема создания новых рабочих мест. В октябре 1999 г, статистическое бюро ЕС Eurostat зафиксировало падение безработицы в Нидерландах до 3.0% (для сравнения: в Швеции -- 6,6%, в Германии -- 9,1%. во Франции -- 10.6%, в США -- 4.1%. в Японии -- 4,6%. а в среднем по странам ЕС -- 9,1%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21