Рассматриваются две первые позиции, поскольку остальные явля-ются производными от них и относятся к технолого-экономическим аспектам образо-вания.
Новое поколение стандартов при внима-тельном анализе свидетельствует о том, что государство предоставляет системе развития. Сегодня «ВУЗ» может строить свою программу, используя зоны свободно-го выбора, и не обращаться к чиновни-кам министерства за разрешением той или иной дисциплины, размещаемой в этой зоне.
Ситуация новая, и, как показывает прак-тика, к ней совершенно не кто не готов. Современные учебные планы, которые фа-культеты разработали самостоятельно и в строгом соответствии со стандартом, заполняют зоны свободного выбора част-ными и сугубо специальными дисциплина-ми. Старый принцип -- работать в логи-ке специального предмета - не соответ-ствует изменившейся ситуации. Сегодня вуз, если он хочет быть востребованным, конкурентоспособным, должен работать в логике образовательной потребности сту-дента, давая качественное образование, применимое в жизненной общественной и профессиональной практике личности. Надо помнить о том, что наш заказ-чик -- Россия, ее духовная и материаль-ная культура, что мы создаем продукцию особого рода -- ее уникальный человече-ский капитал, мы ответственны перед современностью и перед грядущими поколе-ниями.
Современная высшая школа России, и осо-бенно се флагманы -- университеты, бу-дучи национальным достоянием, признаны осознать всю меру своей ответственности перед нею. Не просто выжить в конку-ренции, но быть способными ответить на глубинную потребность отечественной культуры в ее самосохранении и воспро-изводстве.
Университет - по определению -- дает универсальное (естественнонаучное и гу-манитарное) знание; универсум -- значит целостность и полнота. Попятно, что мо-заика специальных факультетов не обеспе-чивает содержательного соответствия уни-версальности, если нет единого образова-тельного пространства, такой целостности, качество которой не исчерпывается про-стой суммой составляющих.
Итак, стандартизация задает модернизи-рованные правила игры, побуждает вуз к построению единой образовательной про-граммы, не только дающей своему вы-пускнику профессию, но и позволяющей адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной ситуации. Эта способность приобрета-ется при наличии в сознании образован-ного человека целостной и полной совре-менной гуманитарной картины мира, отве-чающей сущностной потребности личности в понимании, структурировании, ценност-ной осмысленности знания. (В РГПУ им. А.И.Герцена разработаны концепция и модель обще-гуманитарной базы, предпола-гающей содержательное единство образова-тельной программы университета в соот-ветствии с требованиями нового стандарта. Однако до ее реализации, как оказа-лось, -- "дистанция огромного размера".) Именно эта общность фундаментальной обще-гуманитарной базы отличает ее от университета "классического", цель которо-го -- в освоении конкретной науки.
Информатизация -- второй "кит" про-граммы модернизации. Стратегия совре-менного образования в России строится в русле становления информационного обще-ства. Технологии, предполагающие оптими-зацию поиска необходимых сведений и процедуры принятия решений, работают в диалоге "человек -- машина". Однако именно человеку принадлежит постановка цели, он выбирает решения. Качество ин-формации зависит от ее соответствия стремлениям человека, определяется ею личностной способностью ставить цели, воспринимать, интерпретировать и исполь-зовать полученную информацию. Иными словами, ценность знания определяется его собственно-человеческой (гуманитарной) значимостью.
Понятно, что информационные техноло-гии обучения -- не более чем современ-ное средство передачи информации а ее количественных параметрах (байтах), ос-тавляющие "за кадром" вопрос о ее каче-стве. Причем в диалоге "человек -- ма-шина" возникает реальная опасность "уравнивания" его участников, т.е. идет технократизация сознания субъекта; рожда-ется синдром аутентизма, исключающего потребность в реальности, в эмоциональ-но-духовной сфере человеческой жизни, в тон самой сфере чувств - добра, красоты, благородства, благоговения, совести, которая единственно способна давать чело-веку счастье. Виртуальная реальность, вос-создаваемая современным Интернетом, ста-новится иллюзией мира, наркотиком, при-водящим к деструкции личности.
Альтернатива только одна: система эко-логической защиты духа, воссоздаваемая в процессе гуманитарного образования.
Информационное общество, описываемое философами и социологами в терминах надежды, предполагает, во-первых, свобод-ный доступ к информации для каждого человека, во-вторых, соблюдение нрав-ственных условий пользования ею.
Сегодня мировое сообщество со всей определенностью осознает, что знание -- самовоспроизводящийся ресурс -- работа-ет для людей только при условии его гу-манитарной направленности. Знание -- единственный вид коллективной собствен-ности, которое предполагает индивидуаль-но-личностное потребление и право пользования для всех. (В современном потребительском социуме, в техногенной "присваивающей" цивилизации, выполнение обоих условий становления информацион-ного общества более чем проблематично. Сейчас происходит монополиза-ция информации и активное, не сдержива-емое нормами этики загрязнение информа-ционного пространства продукцией, рекла-мирующей насилие, порнографию, по-шлость массовой культуры.
В этом смысле ответственность педаго-гического университета особенно велика. Его программа, отвечая принципу универ-сальности, строится на четырех основани-ях: а) фундаментальное специальное зна-ние: б) психолого-педагогический инстру-ментарий; в) методический (технологиче-ский) компонент; г) комплексное гумани-тарное знание о мире, которое определяет качество образованности в полном смысле этого слова и служит осмыслению, выбо-ру, полноценному овладению психолого-педагогическими и научно-технологическими знаниями.
Итак, модернизация необходима и воз-можна только через развитие новой моде-ли университета как единого образователь-ного пространства, структурирующего уни-версум современного знания формах гу-манитарной ценности.
Таковы эти ценности, составляющие смысл человеческого существования, во что ве-рить, что защищать, чему посвящать "души прекрасные порывы". Трагизм со-временной эпохи -- в коренной ломке ценностных оснований, в радикальном со-мнении в тех идеалах, которым служили поколения россиян в 40-х и 60-х годах ХХ века.
Нынешнее молодое поколение знает, что "революция научила нас видеть несправед-ливость добра"; сталинские репрессии -- не верить в справедливость власти; пора-жения в южных войнах -- в миротвор-ческую мессианскую роль и воинскую силу России; "новые русские" -- в воз-можность честного заработка; думские по-литики -- в возможность правового госу-дарства. Вот почему философы так напря-женно ищут утраченную - "национальную идею", предлагая то буржуазную сытость (ценности семьи и благоустроенного быта, хорошего заработка, умеренных запросов), то, обращаясь к ветхой и явно несостоя-тельной уваровской формуле "православие, самодержавие, народность", как будто можно дважды войти в один и тот же поток.
Сейчас важно сохра-нить уникальную российскую просвети-тельскую традицию -- высшее педагогическое образование, чьи современные тех-нологии должны стать предметом самого пристального внимания общества к госу-дарству; нельзя допустить его "размыва-ния", ибо от его состояния полностью за-висит успех реформации отечественной школы в целом.
Завершая, процитирую один из послед-них правительственных документов: "Мо-дернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала созна-тельного гражданина, эффективно участву-ющего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разреше-ния политических и социальных конфликтов внутри страны и готового защищать ее от агрессии". Выразительная деклара-ция. Важно только понять, что эти слова должны стать характеристикой самой си-стемы, принципами отношения к ней со стороны управленцев: защитить от агрес-сии, от силового вмешательства в содер-жание образовательных программ.
Тенденции, которые развиваются в со-временной школе, направлены на воспро-изводство нравственной гуманитарной культуры. Не мешать их развитию -- вот условие самосохранения России, нуждаю-щейся в гражданах, способных к выбору достойной позиции, к защите отечества и его интересов.
1.3 Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования.
В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и опреде-ления перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной миссии школы как народной, общественно-государственной, как хранительницы культурной традиции.Благодаря историко-педагогическим исследованиям были выявлены особенности демократического устройства школы и условия ее развития как фактора демо-кратизации общества. Особенно плодотворным стало изучение истории школы, основан-ной на идеях демократии и общественного самоуправления. Теоретические исследования способствовали научному осмыслению феномена школы в системе современного российского образования, позволили рас-смотреть ее в качестве развивающейся образовательной среды, находящейся в многообразных отношениях с социумом, выявить принципы ее вариатив-ной организации в условиях дифференци-рованной социально-культурной и этнокультур-ной среды, поставить проблему националь-ного своеобразия российской школы (Д.М.Вердиев, Г.Н.Волков, М.П.Гу-рьянова, Г.Ф.Суворова, В.К.Шаповалов, А.М. Цирюльников и др.). Исследователями установлено, что в социуме школа играет и значимую роль в жизни индивидуума, его семьи, сообщества. Ее традиционно высокий социальный статус предопределяется мно-гими факторами: экономическими социальными (сообщество профессионально подготовленных к работе с людьми специалистов); образо-вательными культурными, нравственными (духовный очаг жизни), Однако нельзя не отметить, что назван-ные особенности школы чаще понимаются лишь как потенциальные про-образы ее развития, требующие для реализации целенаправленной образовательной политики, государственной и научно-методической поддержки образовательной деятельности школы, собственных инновационных усилий учительства. Перспективы государственной поддержки образования выражены в документах феде-рального значения, определяющих главные направления его развития на ближайшие 10--15 лет наступившего века: "Нацио-нальной доктрине развития образования в Российской Федерации", "Федеральной программе развития образования в России на 2000--2005 гг.", Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." С помощью данных нормативных документов проектируется улуч-шение дел в сфере образования на осно-ве осуществления реформ, финансово-эко-номической поддержки образования, укреп-ления единого образовательного простран-ства России, модернизации и повышения качества образования, перехода к государ-ственно-общественным формам управления образованием в регионах, более эффективного сочетания социального заказа с удо-влетворением интересов и потребностей личности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21