Голландская средняя школа, в которую дети приходят после восьмилетней началь-ной, представлена следующими отделения-ми среднего образования разного уровня:
VWO -- до университетское образование. 6-летний курс для детей с 12 до 18 лет:
HAVO -- старшее общее среднее обра-зование, 5-летний курс для детей с 12 до 17 лет;
MAVO -- младшее общее среднее обра-зование, 4-летний курс для детей с 12 до 16 лет:
VBO -- до профессиональное образова-ние, 4-летний курс для детей с 12 до 16 лет;
МВО -- старшее среднее профессио-нальное образование. 4-летниЙ курс для учащихся с 16 до 20 лет.
По данным министерства образования, за прошлый учебный год в Гааге средний школьный балл составлял 5,3 (при 10-балльной системе оценок), в Утрех-те -- 5,8, а по стране в среднем -- 6. Для повышения качества подготовки тре-буется увеличение капиталовложений в об-разование, так как в целях совершенство-вания его эффективности сейчас в стране проводятся широкомасштабные реформы учебного процесса и учебных программ.
На всех четырех отделениях голландской средней школы увеличено количество об-щеобразовательных предметов: именно здесь должна закладываться база разносто-роннего развития ребенка, необходимого для успешной карьеры в современных ус-ловиях во всех областях деятельности. Два низших отделения средней школы объединены в отделение прикладного об-разования, в программу включены два иностранных языка, экономика, математи-ка, обществоведение и биология. Более высокий уровень развития откроет для выпускников новые возможности, сделает доступными многие профессии, даже в том случае, если надо доучиться или пе-реучиться на новую специальность. До сих пор в старших классах высших отде-лений, на которых учится 42% всех школьников, учащийся выбирал шесть или семь предметов, изучал их и сдавал по ним экзамены. Диплом этих отделений средней школы давал право поступления в институт или университет на любые факультеты без экзаменов. И уже на пер-вых курсах выяснялось, что учеба невоз-можна, потому что если, например, в школе изучались голландский и немецкий языки, география, биология, рисование и музыка, то быстро обнаруживается элемен-тарная нехватка знаний. Даже в случае правильного выбора количество предметов (6---7) так мало, а само образование так узконаправленно и столь специализирован-но, что не хватает, обшей подготовки. Кроме того, первокурсники не умеют пла-нировать и организовывать свои занятия. Начиная с 2003 учебного года, изме-нена вся работа в старших классах HAVO и VWO. Увеличено число предме-тов, стало обязательным изучение двух иностранных языков. Теперь старшеклас-сники будут выбирать не отдельные пред-меты, а профиль обучения. Профиль -- это область знаний, включающая целый набор обязательных предметов и несколь-ко дополнительных по выбору, которые либо углубляют знание уже имеющегося предмета, либо увеличивают их число. Таких профилей четыре: "Природа и тех-ника". "Природа и здоровье", "Экономика и общество", "Культура и общество". Со-держание каждого из них учитывает пре-емственность образования в высших учеб-ных заведениях. В содержание входят об-щеобразовательный раздел, на долю кото-рого отводится половина учебного време-ни, профильная обязательная часть (треть времени) и свободная часть. Общеобразовательный раздел любого профиля вклю-чает следующие предметы: голландский язык, английский язык, второй иностран-ный язык, общее естествознание, история и общество, культура и искусство, физи-ческая культура. Раньше обязательными были только голландский и один из со-временных иностранных языков. В про-фильные обязательные части входят курсы: "Природа и техника" -- математика, фи-зика, химия; "Природа и здоровье" -- биология, химия, физика, математика: "Экономика и общество" -- экономика, математика, история, география: "Культура и общество" -- иностранный язык, исто-рия, математика, культура и искусство, философия в VWO или экономика в HAVO. Свободную часть, из которой надо выбирать, по крайней мере, один предмет, поставляют: обществоведение, изучающее основные законы развития общества и взаимоотношения личности и общества: культура и искусство, половина курса это-го предмета -- это всемирная литература, на оставшихся уроках изучают историю литературы и искусства. В свободную часть введен новый предмет -- "Менедж-мент и организация". Кроме того, увели-чено число языков, которые можно изу-чать как иностранные: теперь это не только традиционные английский, немец-кий и французский, а также испанский, русский, итальянский, арабский, турецкий и фризский языки.
Существенно изменен и характер изуче-ния предметов. Так, на уроках иностран-ного языка в центре внимания теперь стоит разговорная практика и умение по-нимать устную речь, а грамматики стало гораздо меньше. На уроках математики начали использовать индивидуальные ком-пьютеры и калькуляторы, которые не только считают, но и строят графики и решают задачи по линейной алгебре. Уча-щийся должен научиться самостоятельно, заниматься поисками решения проблемы и справляться с практическими задачами. Главным стало не научиться перемножать столбиком трехзначные числа, а получить достаточные знания и уметь применять их в жизни, пользуясь всеми достижениями современной компьютерной техники. С целью усиления индивидуальной, самостоя-тельной работы изменена форма выпускного экзамена по голландскому языку. Это всегда было сочинение на одну из задан-ных 10 тем. Неизвестных до начала экза-мена. Теперь это исследовательская работа в определенной области, которую каждый ученик будет проводить заранее, а сам экзамен представляет собой защиту уже готовой работы. Усилен прикладной харак-тер уроков биологии и химии за счет подробного изучения путей и методов ис-пользования достижений этих наук в жиз-ни. Изучение истории и географии из за-поминания знаменательных дат и назва-ний гор и морей должно стать творче-ским открытием закономерностей развития нашей планеты и жизни на ней. В школе ребенок должен научиться учиться. Ему необходимо узнать способы получения ин-формации и то, как с ней работать, как проводить исследование, как решать проб-лему; рассуждать об изучаемом предмете, формировать свое мнение, давать описа-ние, дискутировать, а также работать в группе. Очень важно научиться планиро-вать свода работу по объему и срокам.
Все эти изменения направлены на осуществление главной цели: обеспечить пе-реход учащихся от пассивного усвоения знаний к активному, самостоятельному, творческому изучению предметов. В связи с этим изменилась и роль учителя: он стал организатором самостоятельной рабо-ты учащихся. Все свое педагогическое мастерство он должен использовать для повышения качества знаний, опираясь при этом на ответственность самого ребенка за результаты. Особое внимание препода-ватель уделяет теперь индивидуальному обучению, расширяя учебные возможности каждого учащегося. Учитель помогает ему найти нужные подходы к выполнению за-дания, осуществляет своевременный кон-троль каждой ступени проделанной рабо-ты. Задавая нужное направление и коррек-тируя темп учебы, помогая осознать ее цель, преподаватель постоянно работает над усилением мотивации учебного про-цесса. Учащиеся теперь получают задания на длительный промежуток времени (1--2 месяца). Успешное выполнение та-кон домашней работы требует умения пла-нировать и организовывать свою индиви-дуальную учебную деятельность. Все во-просы, которые при этом могут возникнуть у каждого, можно решать на уро-ках-консультациях. До сих пор в голланд-ской школе проводились только обычные уроки для всего класса. Сейчас же каж-дое учебное заведение имеет право само-стоятельно определять, по каким предме-там проводить консультации и какое их количество необходимо.
В 2003 году 123 школы нача-ли работать по-новому, а с начала 2004 учебного года перешли на новую систему все школы. Первые результа-ты и возникшие проблемы широко осве-щаются в печати. Во многих газетах и журналах введены постоянные рубрики, где печатаются отзывы учителей, учащих-ся и их родителей. Проблема школьной реформы постоянно обсуждается на уровне правительства. Первые серьезные трудно-сти вызвала недостаточная подготовка де-тей, родителей и учителей к переходу на новую систему, которая требует высокой мотивации, самостоятельности и ответ-ственности, трудоспособности и их умения концентрироваться, творческой активности, глубокого осознания своих целей.
Таким образом, предоставление большей свободы в процессе обучения многие учащиеся вос-приняли, как возможность просто ничего не делать. Например, в школе Апелдорна в 2003 году решили в IV классе на-чинать учебу со свободного урока. В это время каждый учащийся мог получить консультацию по любому предмету. Одна-ко дети стали приходить в школу на час позже -- ко второму уроку. При недоста-точном уровне мотивации учебы свобод-ный урок был воспринят как свободное время не только в этой школе. Поэтому в новом учебном году больше внимания уделено организации самостоятельных за-нятий. Сделать это на хорошем уровне гораздо сложнее, чем организовать тради-ционный урок. В частности, теперь уча-щиеся обязаны во время консультаций находиться в определенном классе.
Тяжело проходит и введение новых про-грамм. Нужны новые учебники с хоро-шим иллюстративным материалом и при-ложениями CD-rom программ. Так как учащиеся в основном работают самостоя-тельно, учебный материал должен содер-жать намного больше информации. В ре-зультате книги имеют больший объем и стоят гораздо дороже старых. Так, в IV классе HAVO теперь в среднем 12 предметов. Родители должны заплатить за учебники примерно в два раза больше, чем раньше, -- 2000 гульденов (примерно 1000 долларов). Для многих семей это очень дорого. К тому же по ряду предме-тов этот учебный год школы начали вооб-ще без учебников, так как их не успели напечатать.
В результате увеличения количества предметов выросла учебная нагрузка. Сей-час в среднем учащийся занят 40 ч в неделю. Помимо увеличения объема, ус-ложнено и содержание учебной работы. Надо делать больше самостоятельных письменных обзоров и исследовательских работ, практических заданий и творческих отчетов. В Голландии большинство детей с 15-летнего возраста начинают работать параллельно с занятиями в школе, чтобы иметь деньги на карманные расходы. С переходом на новую программу это стало невозможным, хотя многим это трудно осознать: они еще не привыкли учиться по-новому. 6 декабря 1999 г. 20 тыс. школьников пропели в Гааге акцию проте-ста, требуя облегчения программы в стар-ших классах HAVO и VWO.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21