Рефераты. Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

p align="left">Система мер, которая предлагается в официальных документах для поддержки и развития школы, достаточно общеизвестна и не содержит каких-либо кардинальных изменений: оптимизация сети, повышение качества образовательно-го процесса, подготовка педагогических кадров, открытие интернатов и некоторые другие. Концептуального обновления стратегии раз-вития в современных условиях документы не предлагают. Из этого следует, что теоретико-методологическое обоснование стратегических путей развития школы -- актуальная и еще не решенная проблема.

Однако в современной научно-педагогической литературе пока нет исследований, а которых давалось бы целостное, системное представление о школе как о развивающемся культурно-историческом феномене, претерпевшем, а продолжающем претерпевать существенные изменения. На фоне этих изменений особенно важно выявить то, что всегда было присуще школе как уникальному образовательному учреждению России, -- ее духовные, философско-педагогические основания, которые и сегодня должны стать ценностно-смысловыми ориентирами ее развития.

Осуждение поставленной проблемы включает несколько
взаимосвязанных аспектов, первый из которых выявление философских, второй научно-педагогических, третьей в стратегических (практических) оснований развития школы в пространстве и историческом времени российского образования. Изучение феномена школы необходимо осуществлять в контексте в развития Российского государства, его
культуры и истории. Исторический процесс становления и развития народной школы в России со-провождался поиском "самобытного" про-свещения и общечеловеческих основ вос-питания. Все многообразие подходов к трактовке феномена школы как социально-культурного института может быть сведено к двум, исторически и онтологически связан-ным, -- западническому и славянофиль-скому. Возникновение их связывается с осуществлением в России петровских ре-форм, когда философско-педагогическая мысль русского общества предприняла по-пытку определить место российской исто-рии во всемирной. Таким образом, пара-дигма "Россия как самобытная цивилиза-ция -- Россия как часть мировой культу-ры" позволяет рассмотреть философские и психолого-педагогические основания ста-новления отечественного образования в контексте диалога "западников" и "славя-нофилов", определив при этом ценностно-смысловые ориентиры развития российско-го образования в целом и шко-лы в частности.

Первые славянофилы И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, С.П.Шевырев и другие пред-ставители российской интеллигенции вы-двинули и активно отстаивали идею вос-питания "цельного человека", сочетающего в своей образованности народно-православ-ные черты характера на то, что присуще человеку вообще. С.П.Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском университете, основной задачей воспитания считал "возвышение духовное", а не на-полнение учащихся прикладными знани-ями. Он отстаивал идею развития в ре-бенке "внутреннего человека", в котором существует единство общечеловеческого и национального, русского начала.

Мыслители, которых принято называть "западниками", были позитивистами и вы-ступали за развитие русской педагогической науки и образования по моделям. Исторически отработанным в Западной Европе. При этом зачастую негативные тенденции, например прагматические, про-явленные в развитии европейской систе-мы, подвергались критике. Отсюда при-надлежность к "западникам" тех или иных выдающихся философов и деятелей образования России XIX в. может быть обозначена с известными оговорками и ограничениями. Но все же становление и развитие образования в России осуществ-лялось в условиях антиномичного, дуаль-ного социально-культурного пространства рус-ской культуры, обусловливая необходимость поиска универсализующей духовности как фактора, способствующего преодолению противоречий существования различных философских ориентации. Таким объединя-ющим "западников" и "славянофилов" на-чалом стал философский принцип антро-поцентризма.

Проблемы полноты и целостности, не-раздельности человеческой личности, высо-кий этический пафос размышлений о че-ловеке оказываются общими для всей рус-ской философской антропологии XJX в. Славянофилы и западники ориентируются на бытие индивида в мире абсолютных ценностей. "Идея человека" пронизывает, центрирует русскую философию XIX в. Во всех различных течениях русской мыс-ли можно найти утверждение о том, что человек в своей индивидуальности -- нравственная ценность высшей иерархи-ческой ступени. Без сомнения, эта кон-станта русской философской мысли опре-делила гуманистическую направленность школы, ее нравственный дух, почитание в ребенке человека, личности, индивидуальности.

Не менее важной стороной универсализующей духовности стала идея утвержде-ния православия как "всечеловеческой ре-лигии", воплощающей всеобщие принципы любви и братства, принцип соборности, противоположный внешнему подчинению, характерному для католического прихода. Изначально под соборностью подразумева-лось свободное единство основ церкви в деле совместного понимания правды и совместного поиска путей спасения. Одна-ко феномен соборности адекватно отражал тенденции развития и русской общины, и русского общества, и русской культуры (В.С.Соловьев, С.Л.Франк, А.С.Хомяков, Л.П.Карсавин и др.).

Соборность -- это ценностно-смысловые ориентир развития школы, озна-чающий ее целевую направленность на воспитание человека, укорененного в общине, умеющего сочетать индиви-дуальное и общественное, это среда школы, основанная на совместной жизнедеятельности детей и взрослых, пе-дагогов и родителей, это духовное едине-ние школы и социума, это религиозно-нравственное единство образовательного сообщества, национальный идеал жизне-деятельности школы.

Онтология аксиологических констант рус-ской философии антропоцентризма соотно-сима с феноменом "русского комизма", теоретики которого рассматривали человека как субъекта, ответственного за состояние жизни не только на Земле, но и в Кос-мосе. Своим поведением, нравственностью, отношением к природе человек определяет и свой путь, и жизнь космического цело-го, утверждал К.Э.Циолковский.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере ра-зума и переходе биосферы в ноосферу, Н.Ф.Федорова об "общем деле" как "вне-сении в природу воли и разума", идея всеединства В.Соловьева, общие для всех космистов идеи преображения мира как смысла человеческой жизни, направленно-сти творческих усилий человека на дости-жение антропоприродной гармонии, по-строение глобальной цивилизации как еди-ного социально-природного комплекса не только заложили основы нового типа научного мышления, но и оказали несомненное влияние на тип образованности русского человека, определив в качестве ее харак-терной черты -- открытость миру, культу-ре, природе, общечеловеческим ценностям.

Итак, русская философская мысль вто-рой половины ХХ в. выявила характер-ные особенности историко-культурного суб-страта отечественного образования. Инва-риантными идеями конкретно-исторических концепций российской национальной шко-лы выступают: понимание человека как вселенской сущ-ности (антропоцентризм, антропокосмизм), как разумно-свободного существа, способ-ного внести ноосферное начало в жизнь Земли и Космоса;

утверждение православия в качестве все-ленской религии, способной быть моральным регулятивом в отношениях человека с Космосом, природой, людьми, придать духовные смыслы человеческой жизни;

осмысление феномена соборности как основного парадигмального принципа жиз-недеятельности человека, православной церкви, русской общины, и шире, русского общества, русской культуры: как прояв-ления истинного коллективизма, единения, единства человека и человеческого рода;

обоснование основных сфер жизнедея-тельности человека -- познания, труда, регуляции природы как условий сохране-ния и развития человеческой цивилизации и жизни человека на Земле.

Отражая общую духовную настроенность российского общества второй половины XIX -- начала XX вв., философская мысль оказала влияние на развитие куль-турно-образовательного идеала и практики деятельности школы, что под-тверждает анализ философско-педагогических воззрений выдающихся российских педагогов и деятелей школы.

Особую роль в развитии отечественного образования сыграл К.Д.Ушинский, в тру-дах которого были рассмотрены теорети-ческие основы становления и развития народной школы в России, что имеет принципиальное значение для понимания специфики образовательных процессов в школе. Применительно к России К.Д.Ушинский выделил три основных принципа воспитания: христианская духов-ность, народность и научность.

На основании этих принципов К.Д.Ушинским обоснована концепция на-родности образования, в которой получили развитие идеи о необходимости опоры об-разования на воспитательный идеал наро-да; об укорененности школы в народную среду, "русскую почву"; о демократической организации образовали, которое должно не насаждаться сверху, а быть собствен-ным делом народа; о педагогическом "ре-ализме" в отношении содержания образо-вания, его связи с потребностями народ-ной жизни; о внесении гуманистического начала во все виды образования и обес-печении синтеза его гуманитарного и ес-тественнонаучного компонентов; о влиянии образования на духовное развитие народа и улучшение его жизни.

Концепция народности образования на-шла дальнейшее развитие в оригинальной педагогической системе С.А.Рачинского, который считал, что личность ребенка формируется с помощью трех важнейших начал: национального характера, веры и просвещения. Воспитательная задача шко-лы, утверждал он, состоит в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа. Воспитательные задачи школы были обоснованы им как приоритетные. В их числе на первое место поставлено вос-питание нравственности и способностей к творчеству.

Цельная системообразующая концепция воспитания личности, основанная на прин-ципах народности, природосообразности, гуманизма, нравственности, составляет ядро педагогических воззрений Л.Н.Толсто-го. Идея народности сочетается в ней с идеей свободы. Свободное воспитание -- необходимое условие истинного духовно-нравственного и творческого развития ре-бенка. Основу русской педагогики Л. Н. Толстой видел в культурно-исторических тра-дициях народа, языке, вере, нравственном самосовершенствовании личности.

Воспитание свободной творческой лично-сти составляет основу "космической педа-гогики" К.Н.Вентцеля, в которой идеи кос-мизма органически сочетаются с идеями индивидуальной свободы и культа ребенка как гражданина космоса и субъекта инди-видуальной жизни, обладающего нрав-ственным самосознанием, способного к нравственному саморазвитию, духовному обогащению своей личности путем освое-ния общечеловеческой и национальной культуры.

Анализ философских педагогических воз-зрений выдающихся деятелей российской педагогики о народности образования поз-воляет проследить путь движения педаго-гической мысли в направлении раскрытия смыслов образования в русской нацио-нальной школе и обоснования условий, обеспечивающих развитие творческих лич-ностей, способных к сохранению ее куль-турно-исторических традиций и созданию культурных форм народной жизни. В пе-дагогической теории и практике выдающихся деятелей российского образования дано глубокое обоснование причинам народности, природной сообразности, культурно сообразности, религиозной нравственности. Школа получила окончательное обоснование как школа народная, будучи продуктом исторической жизни народа, отражая мировосприятие, миросозерцание народа, его представления о ценностях и идеалах, воспитывая у учащихся типичные черты народного характера и обогащая духовный опыт народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.