- орфографические ошибки: хараши - хороши, сваи - свои, палянах - полянах, вкруг - вокруг, триугольник - треугольник, важаком - вожаком, реско - резко;
- дисграфические ошибки: слнцен - солнце, синевут в неба - синеву неба, ост рые - острые, разкинулись - раскинулись, зальтых - залитых, звонкй - звонкий, сучям - сучьям, неднами - над нами.
Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям представлены в таблице 1 и 2 (Приложение 3)
На рисунке 4 графически приведена сравнительная характеристика уровня успешности письменной речи детей экспериментальной и контрольной группы.
Рис. 4. Сравнительная характеристика результатов диагностики детей
Из рисунка 4 видно, что письменная речь детей экспериментальной и контрольной группы находится почти на одном уровне.
В результате исследований, нами было замечено, что с усложнением задания, увеличивается количество ошибок у детей экспериментальной группы, а уровень контрольной группы находиться почти на том же уровне независимо от сложности задания.
На основании проведенного этапа эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы наблюдается недостаточный уровень сформированности письменной речи, так как ими было допущено большое количество ошибок. Больше всего было ошибок на виды дисграфии:
- на почве нарушений языкового анализа и синтеза;
- на основе нарушений фонетического распознавания.
Таким образом, мы пришли к выводу, что для учащихся 4-го класса общеобразовательной школы необходимо разработать и апробировать специальную систему логопедических занятий, направленную на развитие письменной речи.
3.3 Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы
Формирующий этап эксперимента длился с ноября 2006г. по апрель 2007г. За этот период было проведено 24 занятия в 4 «в» классе. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут. Также проводились индивидуальные занятия. Продолжительность занятий 15 минут.
При составлении системы логопедических занятий мы опирались на методические рекомендации А.В. Ястребовой [40], О.В. Елецкой [41], И.Н. Садовниковой [42], Л.Н. Еджменковой [43], Р.И. Лалаевой [44] и других.
Цель: улучшить письменную речь учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Мы предполагаем, что предложенная система логопедических занятий будет способствовать развитию самостоятельной письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим в общеобразовательной школе, а также может быть выборочно использована в работе учителя начальных классов.
Основная задача логопедического воздействия на детей - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно письменно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
При проведении занятий по обучению самостоятельной письменной речи перед логопедом стоят следующие задачи:
1. Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
2. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
3. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного и письменного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:
- усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями - фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);
- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа, сообщения;
- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
- соблюдение орфографических правил в самостоятельной письменной речи;
- формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова с использованием изученных в классе букв и отрабатываемых звуков;
- закрепление звукобуквенных связей;
- формирование предпосылок к восприятию определенных орфограмм, правописание которых связано с полноценным представлением о звуковом составе слова;
- подготовка к усвоению программного материала;
- восполнение основных пробелов в формировании фонематических процессов;
- уточнять и активизировать словарный запас;
- дифференцировать звуки с учетом программных требований.
Система занятий построена для преодоления дисграфии: дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза; дисграфия на основе нарушений фонемного распознания с использованием работ Л.Я. Вохмяниной [45], Л.В. Ковригиной [46], В.В. и С.В. Коноваленко [47], О.В.Грибовой [48], А.В. Ястребовой [49], В.Н. Российской [50].
Система занятий построена с учетом общедидактических принципов и на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике:
- Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих - закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
- Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.
- Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением, связной речью.
- Принцип воспитывающего обучения.
- Принципы последовательности, преемственности, систематичности.
- Принцип наглядности.
- Принцип активности и самостоятельности.
- Принцип посильности и доступности.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
- Принцип сознательности.
- Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
- Принцип усложнения материала.
В результате проведенного исследования мы выявили, что у учащихся не достаточно сформирован навык списывания, письма под диктовку. У детей наблюдаются орфографические и дисграфические ошибки. Недостаточно развиты: внимание восприятие, память. Следовательно, кроме работы по развитию связной письменной речи необходимо проводить работу по коррекции выше перечисленных проблем.
Основное содержание занятий составляет развитие письменной речи.
Ожидаемые результат предложенной системы: на основе разработанной системы будет развиваться письменная речь учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
В соответствии с планом логопедической работы с группой учащихся, имеющих нарушения письма на почве нарушения звукового анализа и синтеза; на основе нарушения фонемного распознавания (Приложение 4).
Структура системы логопедических занятий состояла из двух блоков:
- I блок: восполнение пробелов в звуковой стороне речи и лексико-грамматического строя.
- II блок: развитие самостоятельной письменной речи.
I блок - восполнение пробелов в звуковой стороне речи и лексико-грамматического строя представлен в таблице 3.
Таблица 3
I блок - восполнение пробелов в звуковой стороне речи и лексико-грамматического строя
№
занятия
Тема занятия
Виды коррекционной работы
Грамматические темы
Коррекция неречевых
процессов
1.
Гласные, согласные звуки и буквы. Слоги.
1. Звуко-буквенный анализ и синтез;
2. Деление слов на слоги.
3. Составление слов из слогов данных в разбивку.
4. Работа со словами с пропущенными слогами.
5. Графический диктант.
6.Распространение предложения по схеме.
1. Согласование глагола с именем существительным в роде и числе.
2. Точка в конце предложения.
Развитие
слухового и
зрительного внимания, восприятия, памяти; развитие логического мышления; мелкой моторики рук.
2-3.
Звонкие и глухие согласные.
Оглушение в конце и середине слова.
1. «Волшебный сундучок».
2. Игра «разложи картинки».
3. Вставь пропущенную букву.
4. Запись слов по памяти.
5. Графический диктант
1. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
3. Распространение предложения по схеме.
4. Большая буква в именах людей.
4-5.
Твердые и мягкие согласные.
1. Сравнение слов по звучанию и написанию.
2.Игра «Превращение
слов».
3. Вставь в слово пропущенную букву.
4. Составление сложносочиненных предложений из слов
данных вразбивку.
5. Запись слов по памяти.
6. Восстановление деформированного предложения.
7. Распространение предложения по схеме.
1 .Согласование имени
существительного с именем
прилагательным и глаголом
в числе.
3. Большая буква в именах людей.
4.Суффиксы уменьшительно- ласкательного значения.
3.Правописание -жи - ши; -
чк - чн-.
6-7.
Разделительный ь знак.
1. Вставить пропущенную букву в слово.
2. Игра «Превращение слов».
3. Составление предложений с дополнением
недостающих
слов (словосочетания),
которые
подбираются
самостоятельно.
4. 3апись предложения по памяти.
5. Распространение
предложения по схеме.
6. Восстановление
деформированного
предложения.
1 .Образование множественного числа существительного.
2. Согласование имени существительного с именем
прилагательным и глаголом в роде.
8-9
Работа с
предлогами в,
на, с, со, из,
по, к, от, у.
1. Составление
предложений с
дополнением
недостающих слов (словосочетаний),
которые подбираются
2. Вставить в
предложения, текст
недостающие предлоги.
3 .Распространение
4.3акончить предложение, изменив слова, данные в скобках.
5. Составление сложноподчиненных предложений
Управление. Родительный,
дательный падеж.
Учить
правильно согласовывать
слова в данных падежах
10-11
Дифференциация
приставок и
предлогов
1 .Составление
предложений с дополнением недостающих слов
(словосочетаний),
недостающие
предлоги.
5. Составление
сложноподчиненных предложений
Управление. Творительный,
предложный падеж. Учить
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13